Рынок труда и занятость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:41, реферат

Описание работы

Несмотря на то, что формирование российского рынка труда еще не завершено, уже сложились определенные закономерности его функционирования. Именно этим объясняется актуальность данной темы.
Цель работы - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях, а также рассмотреть вопрос занятости население и роль государства в ее регулировании.

Файлы: 1 файл

реферат рынок труда и занятость.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)
  • установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в полном объеме и качественно с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации, об отстранении от должности указанных должностных лиц; (пп. 5.1.3 введен Постановлением Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)

1.1 осуществляет контроль за:

  • прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
  • расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции; (пп. 5.2.5 введен Постановлением Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
    1. регистрирует в уведомительном порядке: (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
  • отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
  • коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
    1. осуществляет:
  • рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
  • информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
  • анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
  • реализацию федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения; (пп. 5.5.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
  • принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
  • подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
  • содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена; (пп. 5.5.10 введен Постановлением Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
  • организацию подготовки трудовых арбитров; (пп. 5.5.11 введен Постановлением Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
  • ведение базы данных по учету трудовых арбитров; (пп. 5.5.12 введен Постановлением Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
  • информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; (пп. 5.5.13 введен Постановлением Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
  • государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (пп. 5.5.14 введен Постановлением Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
  • формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения; (пп. 5.5.15 введен Постановлением Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
    1. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
    2. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
    3. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
    4. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

1.8 обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов по их мобилизационной подготовке; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)

    1. осуществляет профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы, территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
    2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
    3. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
    4. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
    5. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
  1. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
    1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
    2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
    3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
    4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
    5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
    6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
    7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
    8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы   удостоверений государственных инспекторов труда.
  2. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения  полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной  службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах).

Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок труда - это система отношений и социально-экономический  механизм взаимодействия работодателей, наемных работников и социальных партнеров по согласованию условий воспроизводства, найма, распределения и обмена рабочей силы на жизненные средства.

Основные  элементы этого социально-экономического механизма: спрос на рабочую силу и ее предложение, конкуренция, конъюнктура, цена рабочей силы, мобильный резерв незанятого населения.

Рынок труда  как социально-экономический механизм занимает ключевое место в рыночной экономике и существенно отличается от рынков товаров, финансов, жилья  и др. Главное отличие - в возможности и устойчивости равновесия на рынке труда.

В рыночной экономике  реальные товарные рынки находятся  в динамических состояниях и стремятся  к равновесию. На рынках труда неравновесие нормальное условие, а совпадение спроса и предложения рассматривается как резкое, непродолжительное и неустойчивое состояние.

Процесс взаимодействия работодателей и наемных работников формирует структуру и объем  спроса и предложения на рабочую  силу, определяет степень развития рынка труда. Для России, с резкой региональной дифференциацией трудового и инвестиционного потенциала, отраслевой структуры экономики, развитости социальной инфраструктуры, стартовых условий перехода к рынку, характерны существенные различия в степени зрелости, стадиях становления рынка труда.

Есть ряд  демографических, экономических и  социальных критериев, по которым можно  судить о качестве национального  рынка труда.

Качество  рынка труда тем выше, чем меньше элементы деградации населения: физической, нравственной, социальной.

Рынок труда представляет собой сложную подсистему рыночной экономики, без которой она не может нормально существовать и развиваться. Следовательно, регулировать рынок труда - значит, прежде всего, поддерживать общественные условия, при которых купля-продажа труда становится необходимой, несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующимся, он, тем не менее, поддается регулированию с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором играет государственная политика.

Сегодня в  системе профессионального образования необходимы новые подходы, комплексные меры для решения проблемы качественной подготовки и защиты кадров.

Профессиональное  образование и переподготовка кадров в новых социально-экономических  условиях - один из наиболее эффективных  путей обеспечения занятости населения - приобретают приоритетное значение в системе мер по повышению качества рабочей силы и противодействия безработице.

Повышение качества рабочей силы на рынке труда требует  не только совершенствования содержания и организационных форм образовательного процесса, но и активизации связей образовательных учреждений, служб занятости с социальными партнерами по широкому спектру проблем подготовки, переподготовки, трудоустройства и карьерного роста рабочей силы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ 
    (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)  - http://www.consultant.ru/
  3. Федеральный Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009)  [электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс. - http://www.consultant.ru/
  4. Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2008 №1193-р «О концепции действия на рынке труда на 2008 – 2010 года. [электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс. -  http://www.consultant.ru/
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт-Издат,2005
  6. Кузьмин С.А. Занятость: Стратегии России / С.А. Кузьмин. - М.: УРСС, 2001. - 160 с.
  7. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения / К.Г. Кязимов. - М.: Перспектива, 2005. - 368 с.
  8. Мартынова А.П., Рощин С.Ю. Оценка эффективности государственных программ на рынке труда. Научные труды Лаборатории исследований рынка труда, Москва, 2008
  9. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник / В.А. Павленков. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 368 с.
  10. Рынок труда / Под общей редакцией B.C. Буланова, Н.А. Волгина. - М.: "Экзамен", 2003. - 580 с.
  11. Рынок труда: учебник / Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2000. - 448 с.
  12. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской федерации/ B.Н. Васильев, В.А. Гуртов, Е.А. Питухин и др. - М.: Техносфера, 2006. - 680 с.
  13. Топилин М.А. Ключевые проблемы рынка труда и очередные задачи службы занятости // Человек и труд. 2003, №1. 40.
  14. Трудовое право: Учебник/ Под ред. О. В. Смирнова. - М., 2004.
  15. Экономическая теория: учебник/ под ред. Г.С. Вечканова – СПб., 2009. – 448 с.
  16. Попов А. Рынок труда: оценка ситуации и перспективы. //Человек и труд. 2005.-№9.
  17. Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда// Человек и труд. 2004.-№1.
  18. Федеральная служба по труду и занятости [электронный ресурс] - http://www.rostrud.info/

 

 

 

1 Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.-С.201

2 Экономическая теория: учебник/ под ред. Г.С. Вечканова – СПб., 2009. – 448 с.

3 Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2008 №1193-р «О концепции действия на рынке труда на 2008 – 2010 года.

4 ФЗ РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009) 

5 Федеральная служба по труду и занятости [электронный ресурс] -  http://www.rostrud.info/


Информация о работе Рынок труда и занятость