Рынок труда и заработная плата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть понятие рынка труда и заработная плата.
Задачи исследования:
Раскрыть понятие рынка труда, регулирование кадрового потенциала и занятости;
Рассмотреть понятие занятости и безработицы;
Раскрыть государственное регулирование занятости и рынка труда;
Изучить сущность заработная плата и ее основные функции;
Проанализировать регулирование оплаты труда в сфере материального производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..……..…….3
Глава I. Функционирование рынка труда
1.1. Рынок труда, регулирование кадрового потенциала и Занятости………5
1.2. Занятость и безработица: понятие и показатели………………………….11
1.3. Государственное регулирование занятости и рынка труда…………….15
Глава II. Заработная плата и ее регулирование
2.1. Сущность заработной платы и ее основные функции……………..……19
2.2 Регулирование оплаты труда в сфере материального производства…..25
Заключение………………………………………………………………….…..29
Список используемой литературы………………………………...............

Файлы: 1 файл

рынок труда и зработная плата 2 курс.d8888888ocx.docx

— 59.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

    1. Занятость и безработица: понятие и показатели

 

В условиях рыночной экономики  важное социальное значение приобретают  проблемы занятости и безработицы.

Под занятостью населения  подразумевается деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им как правило, трудовой доход. К занятым гражданам в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период: выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, а также иную приносящую доход работу; временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

В соответствии с классификацией МОТ к экономически активному  населению относят часть населения, обеспечивающую предложение рабочей  силы для производства товаров и  услуг. Численность этой группы населения  включает занятых и безработных. К безработным относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые  не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Экономически неактивное население - это  часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся: учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками; лица, прекратившие поиск работы, но которые могут и хотят работать; другие лица, которым нет необходимости работать, но которые могут и хотят работать.

Дисбаланс между спросом  и предложением на рынке труда  всегда означает отступление от условий  полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением имеет место скрытая безработица. В условиях переходной экономики  потребовалось также осмысление категорий вторичной занятости  и самозанятости. Вторичная занятость означает удлинение рабочего дня за пределы нормальной продолжительности на тех же, смежных или новых рабочих местах (на другом предприятии, в форме индивидуальной трудовой деятельности и т.д.). Самозанятость предполагает самостоятельный поиск деятельности как источника дохода, создания рабочих мест для получения постоянного или временного дохода с помощью государственной поддержки разных уровней. Самозанятость чаще всего проявляется в форме малого бизнеса. Уровень занятости - процент численности рабочей силы, имеющей на определенный момент работу.

Как экономическая категория  занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения  в трудовой деятельности. Она отражает меру его включения в труд, степень  общественных потребностей в работниках, а также личных потребностей и  интересов в оплачиваемых экономически целесообразных местах. Важнейшей экономической  функцией занятости является создание материального и духовного богатства  посредством обеспечения работников экономически целесообразными рабочими местами. Другими словами, экономическая  функция занятости заключается  в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей. От того, насколько полно члены  общества вовлечены в трудовой процесс, выполнение сложных видов деятельности и насколько эффективно использует их труд, зависят темпы экономического роста, величина ВВП и доходов  граждан, степень удовлетворения платежеспособного  спроса и потребностей общества. Поэтому  обеспечение тружеников экономически целесообразным рабочим местом, достижение полной, продуктивной и эффективной  занятости является важнейшей задачей социально-экономической политики в широком смысле, включая и политику занятости, доходов и инвестиций.

Экономически целесообразные рабочие места должны быть производительными, нормально оплачиваемыми и общественно  полезными. Только в этом смысле можно  утверждать, что они являются продуктивными. Ибо бывают рабочие места и  высоко производительные и высокооплачиваемые, но не продуктивные. Таковы рабочие места в производстве и реализации наркотиков, где занятость не является общественно полезной. У рассматриваемой проблемы есть и еще один аспект. Это обеспечение не просто полной и продуктивной, но и экономически эффективной занятости. Под экономически эффективной понимают такую занятость, которая обеспечивает достойный доход, сохранение здоровья, рост образовательного и профессионального уровня каждому члену общества на основе роста общественной производительности труда. Отметим, что данное определение дает характеристику экономической эффективности с качественной стороны. Его недостаток состоит в количественной неопределенности, невозможности измерить экономическую эффективность с помощью одного показателя. Эта трудность в значительной мере устраняется с помощью системы показателей. Наиболее подходящими в этом плане являются следующие:

Первый показатель это  уровень (коэффициент) занятости населения  профессиональным трудом. Он определяется как отношение числа занятых к общей численности населения, выраженное в процентах. Второй показатель это уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Он рассчитывается как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения или трудовых ресурсов. Третий показатель это оптимальное распределение населения по сферам общественно полезной деятельности. Четвертый показатель это рациональность структуры распределения населения по профессиям, отраслям и секторам экономики. Об этом показателе можно судить по изменению спроса на те или иные профессии. В частности, с начала рыночных реформ резко возрос спрос на специалистов в области финансов, рыночной экономики, юриспруденции и сократился на специалистов технического профиля. Пятый показатель это норма безработицы, ее баланс с естественным уровнем безработицы. Данный показатель широко используется в западных странах для анализа эффективности занятости. Это стало возможно после того, как было дано научное определение естественного уровня безработицы. Отклонения от него в ту или иную сторону показывают, что рабочая сила используется неэффективно и экономика несет потери из-за инфляции или недопроизводства ВВП. Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных ее видах, но, прежде всего от занятости в экономике. Вместе с тем она раскрывает и обратную связь. Ведь сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества. Всесторонне развитый человек обычно более активно и плодотворно участвует в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь. Все виды человеческой деятельности имеют социальную функцию, но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека. Обесценение труда, сведение его только к обеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы. Таким образом, социальная функция разнообразных видов занятости способствует развитию человека и общества и, наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблемы занятости. В этих целях нужна активная политика государства.

 

1.3 Государственное  регулирование занятости и рынка  труда

 

Государственное регулирование  занятости и рынка труда в  России вновь приобретает все  более важную роль. Оно имеет свои направления. Прежде всего, нужно указать  на проведение государственной макроэкономической политики содействия экономическому росту  на основе развития реального сектора  и рационализации занятости. Большое  значение отводится оптимизации  соотношений занятости трудоспособного  населения различными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.). Государственное регулирование предполагает активизацию деятельности институтов рынка труда. Государственная политика занятости и рынка труда в России характеризуется в основном преобладанием пассивных мер. Проводится сдерживание массовой открытой безработицы, ведется регистрация безработных, выплачиваются пособия по безработице, разрабатываются программы трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика по стимулированию занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы, переподготовка безработных и повышение их конкурентоспособности носят пока явно второстепенный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования занятости и рынка труда следовало бы обратить особое внимание на формы и методы активной политики занятости.

Так, важную роль в решении  задачи перехода к экономическому росту  могут сыграть формирующиеся  финансово-промышленные группы российского  национального капитала, объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и другие институты. Подобающее по мировым меркам место в развитии экономики должно занять малое предпринимательство. Российское государство пока недостаточно уделяет внимания малому предпринимательству. Населению и, в частности безработным, нужна помощь в открытии собственного дела: обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, выделение льготных кредитов и субсидий, предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов, защита от организованной преступности, льготное налогообложение на длительный период их деятельности. Особенно нуждается в налоговых льготах прибыль, инвестируемая в развитие производства и создание новых рабочих мест.

Важную роль среди мер  активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих  и создающих новые эффективные  рабочие места в перспективных  сферах деятельности и производства. Сюда относится сфера услуг (особенно туризм), жилищное строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая  промышленность, машиностроение. Целесообразно  шире использовать такие рычаги, как  налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.

Одним из главных направлений  поддержки занятости и расширения числа рабочих мест в условиях структурных преобразований является конверсия военно-промышленного  комплекса. Конверсионная программа  должна стать одним из мощных "полюсов  роста", технико-технологического перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданского машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники.

Апробированным в мировой  практике и эффективным направлением активной политики занятости является организация общественных работ. Их целесообразно использовать для  формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия  для развития предпринимательской  деятельности. Организовывать и финансировать  общественные работы необходимо на программно-целевой  основе путем паритетного участия  в ее разработке и финансовом обеспечении  региональных, местных органов власти и государственной службы занятости. Более пристального внимания требует такое направление регулирования социально-трудовых отношений как оптимизация пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет пропорция между численностью населения, занятого в экономике, на военной службе, на учебе, а также находящегося на пенсии, и числом безработных. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным условием снижения напряженности на рынке труда и обеспечения социальной стабильности в обществе, баланса интересов различных слоев населения. Однако достижение такого баланса зависит от возможностей государства. Необходим также высокий уровень производительности труда в экономике. В России не созданы подходящие условия для этого, и работа в этом направлении является самой настоятельной необходимостью.

Определяющим направлением в политике занятости является подготовка и переподготовка кадров в соответствии с требованиями времени. А для этого необходима модернизация всего образования, в том числе профессиональной подготовки и переподготовки безработных, повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Для обеспечения потребностей в подготовке и переподготовке кадров необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные службы занятости на договорной основе. Зарубежный опыт показывает, что только кооперация профессиональных учебных заведений и предприятий реального сектора, развитие системы непрерывного образования позволяет успешно реализовать задачи подготовки современных кадров для рыночной экономики. Особое место в борьбе с безработицей должны занять целевые программы: региональные, отраслевые и специальные для наиболее уязвимых категорий граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежи, длительно безработных и др.). Ведущее место среди них должно принадлежать программам профессиональной подготовки и переподготовки.

Региональные программы  необходимы прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Там целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.

Отраслевые программы  поддержки занятости необходимы в стажирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угледобыча, машиностроение и др.). Эти сферы  нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной  поддержке, массовой переподготовке и  повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств. В отраслях с высоким потенциалом  скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей  переподготовки для лиц, находящихся  в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения. Таким образом, разрозненные меры государства  в области занятости и рынка  труда целесообразно объединить в рамках единого раздела социально-экономической  политики, придать ему приоритетное направление в деятельности Правительства  России и администраций субъектов  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Заработная плата и ее регулирование

2.1 Сущность заработная  плата и ее основные функции

 

Раскрытие сущности заработной платы имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Например, если принять теоретическое положение  о том, что в содержательном плане  заработная плата — это часть  национального дохода, распределяемая между работниками в соответствии с количеством и качеством  затраченного труда, то в принципе нет  большой беды от тех проблем, которые  имеют место в оплате труда. Плохо, но, как говорится, не смертельно. Но можно придерживаться другой позиции: заработная плата есть основная доля жизненных средств работника. Здесь  острота пяти названных проблем  усиливается до максимума. Что значит в этом контексте вовремя не платить работнику заработную плату? Это недопустимо, ибо не будет средств даже для простого воспроизводства рабочей силы. Как видим, суть одной и той же проблемы резко меняется в зависимости от теоретико-методологического подхода.

Значит, чтобы иметь четкое представление о категории "заработная плата", необходимо прежде всего уяснить ее сущность, ее экономическую природу, а также форму ее проявления в конкретных исторических условиях. В экономической литературе выделяются следующие определения сущности заработной платы: стоимость рабочей силы, стоимость труда, цена рабочей силы, цена труда.

Информация о работе Рынок труда и заработная плата