Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 17:41, контрольная работа
Функционально-организационная структура рынка тpудa включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.
Введение………………………………………………..стр.2-3
Глава 1
Понятие рынка труда…………………………………..стр.4-15
Понятие заработной платы……………………………стр.16-17
Глава 2
Общий уровень заработной платы ……………………стр.18
Связь заработной платы и доходов с факторами производства…стр.19
Заработная плата как основная форма доходов наемных работников
Сущность заработной платы, альтернативные взгляды на её природу. …
…………………………………………………………………стр.20-21
Глава 3
Величина заработной платы, факторы, ее определяющие формы…………………………………………………………………стр.22-25
Формы и системы заработной платы…………………………стр.26-28
Заключение…………………………………………………..стр.29-30
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Контрольная работа
на тему:
Рынок труда и заработная плата.
Выполнила: студентка 1 курса
факультета ветеринарной медицины
Обертас А.Е.
Проверил: Капишников А.Ю. канд.экон.наук, доцент
Новосибирск-2014
Содержание
Введение………………………………………………..
Глава 1
Понятие рынка труда…………………………………..стр.4-15
Понятие заработной платы……………………………стр.16-17
Глава 2
Общий уровень заработной платы ……………………стр.18
Связь заработной платы и доходов с факторами производства…стр.19
Заработная плата как основная форма доходов наемных работников
Сущность заработной платы, альтернативные взгляды на её природу. …
…………………………………………………………………стр.
Глава 3
Величина заработной платы, факторы,
ее определяющие формы…………………………………………………………………
Формы и системы заработной платы…………………………стр.26-28
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы
Введение
Труд как понятие обозначает целесообразную деятельность человека по производству продукции или оказания услуг и всегда связывается с физическими и психологическими затратами энергии. Труд, являясь источником производимых продуктов, услуг сам является товаром, который продается на рынке труда. Следовательно, на рынке труда продается процесс соединения энергии человека (его способностей, умений и вещества природы, в том числе и имеющего духовное происхождение), а цена труда в этом случае выступает в виде денежного эквивалента - заработная плата.
Организация труда - составная часть экономики труда - это организация труда людей в процессе производства. Она способствует рациональному соединению техники и персонала, оптимизирует эффективное использование живого труда, обеспечивает сохранение здоровья работников и повышения удовлетворенности трудом за счет изменения его содержания. Под организацией труда понимают деятельность по внедрению рекомендаций науки с целью рационализации процесса труда.
Нормирование труда - это часть организации труда на предприятии. Под нормированием труда понимают процесс установления научно-обоснованных норм затрат труда на выполнение работ. Научно-обоснованные нормы предполагают учет технических и технологических возможностей производства, учет особенностей применяемых предметов труда, его физиологически оправданную интенсивность, нормальные условия труда.
Оплата труда или заработная плата - это часть фонда индивидуального потребления населения. Она распределяется между наемными работниками, участвующими в общественно полезном труде и управлении, по количеству и качеству их труда.
Рынок трудa как экономическая категория долгoе время рассматривался кaк явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Функционально-организационная структура рынка тpудa включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.
Нa рынке труда встречаются продавец и покупатель, кaк при любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), a покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе c тем рынок стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Глава 1.
ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА
Рыночная система представляет собой совокупность взаимосвязанных рынков, которые охватывают различные сферы человеческой деятельности. Эти рынки взаимодействуют между собой на основе цен, которые формируются на них под воздействием спроса и предложения, конкуренции и т.д. Рыночные цены являются той информацией, что позволяет поставщикам и потребителям ресурсов принимать необходимые экономические решения и согласовывать их. Составляющими рыночной системы являются: рынок товаров (сырья, материалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных исследований, услуг, жилья), рынок капитала (инвестиций, ценных бумаг, денег (кредитов)) и рынок труда.
Рынок труда - это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с куплей и продажей товара "рабочая сила". Кроме того, рынок труда является сферой трудоустройства, формирования спроса и предложения на рабочую силу. Его можно трактовать и как механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.
Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.
Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных c обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.
Рынок труда - особая экономическая категория, охватывающая оплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место и все занятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда.
Как экономическая категория рынок труда представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и размещения работников в системе общественного разделения труда по законам товарного производства и обращения.
Рынок труда в узком понимании рассматривается кaк один из механизмов согласования спроса на рабочие руки со стороны работодателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Другой возможный механизм согласования - плановое регулирование.
Человек кaк субъект рынка труда заинтересован выгоднее продать свою рабочую силу, что стимулирует повышение профессионализма, создает мощную мотивацию работника к движению за лучшие условия труда. Другим стимулом роста профессиональных качеств рабочей силы и проявления потенциальных способностей к труду служит конкуренция, обусловленная наличием на рынке труда свободной рабочей силы. Рынок труда влияет и на работодателей: появляется экономическая состязательность их между собой за привлечение лучших работников.
В ходе найма работников c учетом соотношения спроса на рабочую силу и имеющегося ее предложения создаются определенные предпосылки для согласования интересов как работодателей, так и наемных работников.
Для нормального функционирования рынка труда важно, чтобы собственник рабочей силы был вправе решать вопросы об участии или неучастии в общественном труде, самостоятельно выбирать сферу труда в любом секторе экономики (по признаку собственности), территориальное место приложения труда.
Важнейшей категорией рыночной экономики является труд. Труд - наиболее сложный в своем использовании экономический ресурс. Как и любой другой ресурс, труд продается, покупается и, естественно, имеет цену, которая отражает особенности и состояние рынка труда, соотношение на нем спроса и предложения.
Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями - будущими субъектами трудовых отношений. При этом государство преследует цель не только обеспечения всемерного роста производства, но и взимания соответствующих налогов с работодателей и работников.
Необходимо иметь в виду, что рынок труда может быть представлен и как правовое пространство, где работодатели и граждане (наемные работники) заключают трудовые договоры, вступают в трудовые правоотношения и правоотношения по профессиональной подготовке и переподготовке кадров. В России таким правовым пространством выступает территория РФ и ее субъектов, территория посольств и представительств РФ в других государствах, но чаще всего это территория конкретных организаций, где осуществляется прием граждан на работу и их профессиональная подготовка.
Правовое пространство рынка труда не является статичным. Оно динамично и предполагает возможность изменения его границ в связи с миграцией трудового населения как в пределах территории России, субъектов Федерации, так и за их пределами.
Трудовую миграцию, таким образом, следует рассматривать в качестве составной части, связующего звена правового пространства рынка труда.
Главная функция государства на рынке труда - обеспечение его цивилизованной формы. Это достигается в настоящее время главным образом деятельностью Федеральной государственной службы занятости, находящейся в ведении Минтруда РФ.
Трудовое законодательство России, включая КЗоТ РФ, сравнительно недавно обратилось к правовому регулированию трудовой занятости населения. Глава III-A КЗоТ РФ (ст.40 - 1 - 40) появилась в условиях перехода страны к рыночной экономике и становления рынка труда.
Статья 40 КЗоТ РФ, провозглашая гарантии реализации права граждан на труд, установила, что государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ:
1. свободу выбора вида занятости, в том числе работу с различными режимами труда;
2. бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости;
3. предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений;
4. бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;
5. компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;
6. возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;
7. правовую защиту от необоснованного увольнения.
Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются и современным законодательством.
Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются в настоящее время не ТК РФ, а текущим законодательством.
Среди этого законодательства следует выделить прежде всего Закон РСФСР "О занятости населения в РСФСР" от 19 апреля 1991 г. c последующими изменениями и дополнениями. Особо существенные изменения и дополнения в Закон о занятости были внесены Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации" от 20 апреля 1996 г. Он, по существу, определил новую редакцию Закона о занятости. В дальнейшем отдельные уточнения в этот Закон были сделаны Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"" от 30 апреля 1999 г., Федеральным законом от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда".
Закон o занятости в редакции от 20 апреля 1996 г. в первой главе "Общие положения" дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом следует иметь в виду, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ (ст.43) предусматривает в качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительные работы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.