Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:33, курсовая работа
В настоящее время минимальная оплата труда не выполняет роли социальной гарантии, адекватно отражающей социально – экономические условия и сопоставимой с минимальным потребительским бюджетом. Более того, она стала играть несвойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат, штрафов и пени.
Для нынешней ситуации в области оплаты труда характерна возросшая дифференциация в уровне заработной платы между отраслями, регионами и предприятиями. Значительно выше средней по стране уровень заработной платы в топливо – энергетических отраслях, цветной металлургии, на транспорте, в финансовых и кредитных учреждениях.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Рынок труда: сущность, структура и модели....................…………….....5
1.1 Труд как фактор производства….........………………………………….5
1.2 Структура, основные особенности, модели труда..................................6
1.3 Функционирование рынка труда...............................……………………7
1.4 Спрос и предложение на рынке труда......................................................9
Глава 2. Система заработной платы. ………………………….............................14
2.1 Определение рынка труда…………...…………...…………………….14
2.2 Система реглирования оплаты труда...……… ………………….........15
Глава 3. Роль профсоюзов и Государства в регулировании заработной платы..18
3.1 Принципы регулирования…………..………………………………….18 3.2 Роль профзоюзов…………………………………………………….….20
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………....27
4) Отложенный – когда покупка
отложена до определенного
Спрос на труд, который предъявляется на рынке фирмами, зависит от двух факторов: во - первых, от придельной производительности труда и, во - вторых, от предложения других факторов производства.
Руководитель фирмы, желающий нанять работника, увеличивает спрос на труд до тех пор, когда заработная плата придельного рабочего не будет равна получаемой фирмой от его использования выручке.
Таким образом, производительность предельного работника определяет не только его зарплату, но и зарплату остальных.
Кривая спроса на труд со стороны руководителя фирмы это график функции предельной производительности труда (МRPL) от его цены (W) «Приложение 1».
Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос количественно должен быть равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест.
Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках (вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности). При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках, необходимых для замены выбывающих (вне зависимости от причин). Таким образом, удается установить численность лиц, которые могут быть трудоустроены.
Другой силой, определяющей спрос на труд, является предложение других факторов производства, прежде всего капитала. Чем больше предложение капитала, тем при прочих равных условиях ниже его цена. В результате этого спрос на труд может либо сокращаться , так как предприниматели замещать труд капиталом (эффект замены), либо увеличиваться, поскольку для обслуживания возросших объемов капитала потребуется дополнительная рабочая сила (эффект обмена).
На развитие рынка труда влияет и предложение.
Предложение на рынке труда – это то количество блага, который продавец (производитель) готов и может предложить (продать) покупателю.
Предложение рабочей силы – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму на этой основе – источника существования. Предложение труда обуславливается следующими факторами:
1) численностью населения, прежде всего трудоспособного;
2) средним количеством рабочих часов за определенное время (неделя месяц, год);
3) количеством составов
Существует 3 периода:
Переходя к предложению на рынке труда можно рассмотреть схему, отображающую процесс формирования рыночного предложения труда в экономике « Приложение 2».
Для всего рынка труда кривая предложения имеет положительный наклон: с ростом заработной платы предложение труда возрастает. Здесь нет обратного изгиба, так как новые работники систематически пополняют рынок труда (например, чем выше зарплата экономиста, тем больше число студентов изберет эту специальность). В экономическом понятии кривая предложения труда S L является кривой предельных издержек труда MRC L.
Предложение рабочей силы следует определять с учетом статистической информации о численности и половозрастной структуре трудовых ресурсов, экономической активности различных категорий населения, уровня занятости лиц старших возрастов и подростков.
Рынок труда, как и любой другой находиться в равновесии, поэтому влияние цены на спрос и предложение является рыночным равновесием. При этом точкой равновесия называют точку пересечения кривых на графике спроса и предложения.
Конкретная ставка зарплаты на рынке труда является результатом взаимодействия и уравновешивания спроса на труд (DL=MRPL) и его предложения (SL=MRCL)
Таким образом, равновесная ставка зарплаты WE отражает равенство предельной производительности труда и предельных издержек труда: MRPL = MRCL.
Рынок труда, как и любой другой находиться в равновесии, поэтому влияние цены на спрос и предложение является рыночным равновесием. При этом точкой равновесия называют точку пересечения кривых на графике спроса и предложения «Приложение 3».
Важнейший этап оценки прогнозирования регионального рынка труда - сопоставление названных показателей - можно оценить фактическую и ожидаемую ситуацию на рынке труда, установить наличие недостатка или избытка рабочей силы и уже на этой основе разрабатывать систему мер по совершенствованию региональной занятости.
Заработная плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата – это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.
В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течение определенного периода времени. Реальная заработная плата – это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги.
где Wр- реальная з/п;
Wн - номинальная з/п;
P - уровень цен на товары.
Цены на факторы производства, в том числе на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения – работники с их навыками и умениями.
При увеличении заработной платы каждый момент отработанного времени лучше оплачивается, следовательно, каждый момент свободного времени является для работника упущенной выгодой, поэтому появляется стремление заместить свободное время дополнительной работой.
В короткосрочном периоде имеет место эффект масштаба. Это когда увеличение заработной платы увеличивает издержки производства, в результате уменьшается объем производимой продукции, следовательно уменьшается спрос на труд.
Помимо эффекта масштаба, при увеличении заработной платы падает цена на капитал, что ведет к увеличению спроса на капитал и снижению спроса на труд. Этот процесс называется эффектом замещения
Сокращение предложения труда при увеличении заработной платы происходит из-за действия эффекта дохода (противоположного эффекту замещения). Во-первых, человек располагает лишь 24 часами в сутки, пять или шесть, из которых ему к тому же просто необходимо отдыхать; во-вторых, когда работник достигает определенного уровня благосостояния, меняется его отношение к свободному времени, увеличить количество которое в данном случае можно лишь при сокращении дополнительной работы. Данная зависимость предложения рабочей силы от уровня заработной платы в форме проявления в определенный момент эффекта дохода характеризует индивидуальное предложение труда отдельных лиц или групп лиц. Для экономики в целом функция совокупного предложения труда всегда будет возрастающей из-за циркуляции рабочей силы.
Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов регулирования оплаты труда, включающая:
1. Принцип оплаты по затратам и результатам. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам.
2. Принцип повышения уровня
3. Принцип опережения роста
4. Принцип материальной
Заработная плата в условии рыночной экономики определяется на основе взаимодействия 3-х составляющих:
- Рынка труда;
- Государственного
- Коллективно-договорного
Организация зарплаты на предприятиях осуществляется на основе следующих принципов:
1) установление строгой
2) обеспечение роста зарплаты в пределах зарабатываемых трудовыми коллективами средств;
3) опережение роста
4) усиление заинтересованности
всех работников предприятия
в мобилизации имеющихся
3.1 Принципы регулирования
Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учёт прав и интересов трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что даёт ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к сущность взаимоотношений наёмных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.
Скорее всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактическим гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.