Рынок труда: особенности и проблемы формирования в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности рынка труда и проблемы формирования его в Республике Казахстан.
Исходя из цели попытаемся рассмотреть следующие задачи:
рассмотреть характеристику рынка труда;
изучить особенности ранка труда в Республике Казахстан;
исследовать состояние рынка труда в Республике Казахстан.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

 

Екибастузский инженерно-технический институт

имени академика  К.И. Сатпаева

 

 

 

Кафедра «Экономики и менеджмента

имени проф. Галимова З.А.»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Экономическая тория»

на тему: «Рынок труда: особенности и проблемы формирования в РК»

 

 

 

   

Руководитель:

   

Проф.,докт.экон.наук Имангожин С.И.

     

(оценка)

 

(подпись)   (дата)

   

Студент Басюк  А.Г.

Члены комиссии:

 

гр. БЭ-11вв _________________

     

(подпись)   (дата)

 

(фамилия, инициалы)

     

(подпись)   (дата)

   

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный этап развития общества обусловил радикальные  сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны. Курс проводимых реформ - преобразить социально-трудовую сферу. Совершилась подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей.

Сейчас с  определенной долей уверенности  можно утверждать, что в Казахстане переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствующей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работает не на государственные структуры, а на себя, трудится на предприятиях и в организациях частнокооперативного характера. При этом 15% заняты в малом бизнесе.

Однако слабо  реализуемое вхождение национальной экономики в рынок деформирует ход всех социально-экономических процессов в республике, и прежде всего тех, которые определяют процесс воспроизводство рабочей силы. Неудачи и ошибки в реформировании в сфере и занятости проявились в неконтролируемом высвобождении занятых в отраслях и сферах национальной экономики, росте всех видов безработицы. Около 20% классифицируются по методике Министерства труда и социальной защиты как безработные, причем уровень официально зарегистрированной безработицы достиг 7,3%.

Современный рынок  труда отягощен множеством проблем. Более 70 лет труд считался обязанностью, невыполнения которой осуждалось обществом. В тоже время воспитание детей и ведение домашнего хозяйства воспринималось как не престижное хозяйство.

Ценится так  называемый производительный труд в промышленности, строительства и на грузовом транспорте, а также тяжелый ручной труд. В отраслях тяжелой и оборонной промышленности уровень оплаты был существенно выше, чем в легкой промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и т.д.

Для сегодняшнего рынка труда характера разбалансированность  между спросом и предложением. Рабочие места создаются не там, где ощущаться потребность в них. Сказывается сырьевая направленность экономики, монопроизводство, ориентированное преимущественно на мужской труд. Все это привело к деформированной занятости, которые в ряде областях “держится” на одной или двух отраслях.

Цель данной работы заключается в том, чтобы  рассмотреть особенности рынка  труда и проблемы формирования его  в Республике Казахстан.

Исходя из цели попытаемся рассмотреть следующие задачи:

    • рассмотреть характеристику рынка труда;
    • изучить особенности ранка труда в Республике Казахстан;
    • исследовать состояние рынка труда в Республике Казахстан.

 

 

 

Глава 1. Характеристика рынка труда.

1.1 Рынок труда и его особенности

 

Особенность рынка  труда в Казахстане состоит в  том, что он является:

  1. Всеобщей формой согласования спроса субъектов собственности на средства производства, на рабочую силу и людей, обладающих исключительным правом распоряжения своими способностями к труду, на рабочие места;
  2. Стихийным регулятором территориально-отраслевого распределения и перераспределения работников.

Преобладание  государственной собственности  на средства производства создает предпосылки  для сохранения нетоварной формы  производства.

Понятие рынка труда применимо  лишь для ограниченной части отношений  найма, складывающихся в негосударственных  секторах экономики. Эти отношения  связаны с конкурентностью и  состязательностью между производственными  единицами и социальными сферами занятости (государственной, частной, смешанного типа) за привлечение лучших специалистов в условиях развития товарно-денежных отношений. Они открываются для работников возможность свободного выбора сферы предложения труда, условий его оплаты, продолжительности рабочего времени исходя из личной выгоды. Это не отрицает необходимости сохранения планомерного характера формирования значительной части связей по воспроизводству рабочей силы и материальных условий занятости в государственном секторе экономики. Речь идет не об альтернативе планомерного регулирования процессов занятости ими рынка труда; речь идет об их органическом сочетании, о дополнении сложившейся системы и форм организации занятости рыночными регуляторами как необходимым звеном хозяйственного механизма.

Рынок труда, как нам представляется, это не главный, а дополняющий  элемент механизма ее воспроизводства  при сохранении планомерного характера  формирования макропропорций производства и подготовки рабочих и специалистов в госсекторе на всех уровнях управления - республиканском, территориальным. Он призван обеспечить гибкость механизма перелива рабочей силы между секторами экономики в соответствии с конъюнктурой потребительского спроса, противодействовать монополии производства и диктату условий оплаты труда на госпредприятиях.1

Признание существования  рабочей силы в Казахстане не является само по себе достаточным основанием для утверждения о превращении  рабочей силы в товар. Для этого, кроме личной свободы человека и  права распоряжения своей собственностью к труду, должны быть отделение работника от средств производства и приоритетная заинтересованность владельца этих средств в их максимальном использовании.

Особенность положения труженика  в государственном секторе, при  арендной и акционерной формах хозяйствования, индивидуальной трудовой деятельности как субъекта собственности на средства производства содержит предпосылки для нетоварного характера отношений по поводу использования рабочей силы... Однако было ошибочным отрицать, что участию моделей в общественном производстве совершенно не свойственно отчуждения способности к труду на принципах купли-продажи. Возможность товарных отношений при найме работников содержит собственность на средства производства.2

 

1.2 Преимущества  и недостатки рынка труда.

 

Что же дает нам  рынок труда? Он ускоряет и облегчает  процесс согласования лишних, коллективных и общенародных интересов при  размещении труда, придает необходимую  гибкость организованному на плановой основе процессу формирования пропорций  подготовки и распределения рабочих и специалистов, способствует повышению эффективности за счет рационального размещения работников по отраслям хозяйства и сферам производства. Важно отметить и то, что рынок труда выполняет функцию связующего звена между ее формированием (подготовкой) и использованием. Благодаря рынку происходит более обоснованный выбор людьми профессий в соответствии с их способностями и желаниями с учетом общественных потребностей, выбирается правильность заданных планом пропорций подготовки.

Кроме того, рынок труда является рыночным рычагом регулирования индивидуальных доходов, приближение их к собственно необходимому уровню с учетом квалификации работников и дефицитности профессии. Он опосредует движение моделей к лучшим условиям оплаты труда и индивидуального воспроизводства постольку, поскольку в новых условиях возникает экономическая состязательность первичных хозяйственных звеньев и конкуренция сфер занятости за привлечение лучших работников. Рынок труда становится так же одним из средств оптимизации потоков ее распределения и перераспределения в народном хозяйстве, необходимым звеном в хозяйственном механизме. Он позволяет управление экономикой на плановой основе с действием стоимостных рычагов. В то же время рынок труда - явление чрезвычайно сложное и противоречивое.

Развитие рынка  труда не может не сопровождаться возрождением участи населения товарно-денежного  фетишизма, психологии и ценностных ориентаций, чуждых гуманистической  задаче всестороннего развития личности.3

Исходным условием рынка труда служит организация оперативного изучения и анализа спроса на рабочую силу и предложение рабочих мест со стороны государственных и частных предприятий, а также выявление ориентаций населения при выборе сферы занятости и места работы. Для регулирования рынка труда в Казахстане необходимо широко  использовать финансово-кредитные рычаги, приводить взвешенную политику распределения средств производства. Необходима также система государственного контроля за правильностью и полнотой учета доходов, получаемых от хозяйственной деятельности во всех секторах экономики гибкого из налогообложения, которая предотвратила бы возможность неоправданного обогащения любых производителей за счет потребителя, с одной стороны и ущемления интересов труженика и стимулов к труду у работников государственных предприятий и учреждений, арендаторов индивидуального сектора хозяйства - с другой.

Следует отметить еще одну важную функцию рынка  труда. Он призван обеспечить экономизацию производства и занятости в государственном  секторе, способствовать выделению в сферу обращения избыточных внутрипроизводственных резервов рабочей силы.

За последние  пять лет произошли радикальные  сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны. Курс проводимых реформ кардинально  преобразил социально-трудовую сферу. Свершилась подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей.

Сейчас с  определенной долей уверенности  можно утверждать, что переход  от полной и безусловной занятости  в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя трудятся на предприятиях и в организациях частнокорпоративного типа.

Постепенно  из государства заводов-гигантов Казахстана превращаются в страну мелких и средних  предприятий, где люди работают не по плану, а по расчету, выживая вместе с ними в самых сложных ситуациях переходного периода.

Возрастает  роль и усложняются функции территориальных  центров занятости населения. Они  должны вести учет резервов рабочей  силы на территориальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих  местах и вакантных должностей, информировать жителей о потребностях государственных предприятий другим нанимателям в рабочих определенных профессий и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу. Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучения с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры нехватки рабочих мест, выступать инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказать содействие в обеспечении работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в условиях занятости в других регионах и республиках. Сложилось и многообразие функции определяет необходимость укрепления материальной базы службы трудоустройства, улучшение ее кадрового и финансового обеспечения.

Переходная  экономика испытала бум маргинальной безработицы, когда десятки тысяч  бомжей и других обитателей “диа”  общества появились на официальном рынке труда. Регистрация безработных представила им возможность легализации, они впервые получили социальный статус, а также право на труд в соответствии с законом о занятости, включая профессиональное обучение и трудоустройство на подходящую для них работу. Но самое главное социальные гарантии (пособие и материальное пособие).

После официального признания безработицы в нашей  стране большое внимание стало уделяться  приоритетам политики на рынке труда.

Поскольку сложившимся  представлениям о формах проводимой на рынке труда политики (особенно активной) присуща неопределенность, рассмотрим более подробно не только их содержание, но и эффективность, но и средства финансирования.4

1.3 Инфраструктура рынка труда.

 

Активное регулирование  рынка труда предполагает наличие разветвленной и дееспособной инфраструктуры этого рынка, позволяющий использовать различные организационные формы и методы обеспечения занятости населения и социальной защиты, соответствующие конкретным уровнем страны и ее регионов. Рынка труда нельзя ограничить сферой деятельности бирж труда. Но именно на бирже проявляется конъюнктура всего рынка труда и, в этом смысле, они индикаторы ситуации на этом рынке. В целом же рынок труда охватывает всю систему отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях. Главное, социально значимые цели его регулирования - максимальное снижение уровня безработицы, поддержание оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы. Для достижения этих целей требуется создание эффективного рынка труда.5

Каковы ее основные элементы?

На государственном  уровне определяются минимально необходимые  нормы и нормативы функционирования рынка труда, его общие границы. Государство обеспечивает унификацию системы социального трудового  законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможности их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д..

Помимо использования  нормативов прямого действия государство  осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, т.е. можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

Теперь подойдем ко второму, пожалуй, не менее важному, а в будущем самому важному уровню регулирования рынка труда - региональному. Ведь макроэкономическое его регулирование не может уловить местных особенностей, всех направлений экономической активности. Барометром его изменений выступает состояние рынка труда, соотношение спроса и предложения рабочей силы. С учетом этого в регионе формируется концепция занятости, предусматриваются меры по стимулированию тех или иных предприятий с целью преодолеть деформацию рынка, улучшить профессионально-квалификационную структуру кадров, эффективно использовать трудовые ресурсы.

Информация о работе Рынок труда: особенности и проблемы формирования в Республике Казахстан