Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:23, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности рынка труда и проблемы формирования его в Республике Казахстан.
Исходя из цели попытаемся рассмотреть следующие задачи:
рассмотреть характеристику рынка труда;
изучить особенности ранка труда в Республике Казахстан;
исследовать состояние рынка труда в Республике Казахстан.
Законом “О занятости
населения” службам занятости даны
широкие права в использовании
налоговых, кредитно-денежных и других
рычагов для регулирования
Например, в областях и районах неблагоприятных с точки зрения занятости (в Актюбинской, Кзыл-Ординской областях, районах, примыкающих к Приаралью) выделяются зоны приоритетного развития с дифферинцированными режимами поддержки капиталовложений. Субсидии размещаются в зависимости от объема капиталовложений и инвестирования. В особо неблагоприятных районах они могут составлять 50% общего объема капиталовложений.
Как инструмент региональной политики занятости широко используется программа поддержки сельского хозяйства, ремесел, туристско-гостиничного бизнеса.
Предполагается использовать и так называемую условно-финансовую поддержку для предприятий, расширяющих производство и соответственно увеличивающих занятость населения. Речь идет о финансировании подготовки кадров для них, проведение маркетинговых исследований, методической и организационной помощи в совершенствовании структур предприятий, содействия в размещении акций и т.д..
Мы подходим к анализу третьего уровня в инфраструктуре рынка труда - уровне предприятия.
К сожалению, именно здесь больше всего недостатков. При медленном переходе к полноценным рыночным отношениям практически заморозилась внутрифирменная система управления трудом, более того ситуация по сравнению с дореформенной ухудшилось. Как показал анализ на предприятиях, получивших долгожданную свободу, наступил “период анархии” - отказа от любых систем управления трудом. Практически не предпринимаются ни долгосрочное, ни среднесрочное планирование использования рабочей силы, отсутствуют и не разрабатываются принципы расстановки кадров, не проводится оценка работы и результатов труда, нет программ развития трудовых ресурсов, в частности по повышению уровня образования, квалификации.
Чтобы управлять
человеческими ресурсами, важно
на основе стратегических планов развития
предприятий разработать, претворять
в жизнь политику и следить
за согласованностью действий различных
подразделений и служб занятости, добиваться сокращения
разрыва между потребностями и наличными
трудовыми ресурсами, обеспечивать в этой
сфере необходимые собственные кадровые
инвестирования, более выгодные по сравнению
с набором со стороны. Новая структура
и состава специалистов, заметных в этих
службах, помогут расширить ее функции
и поддерживать трудовые ресурсы предприятий
в состоянии готовности на изменение на
рынке труда, иметь возможность активно
влиять на профессионально-
Рассматривая
рынок труда в целом, его инфраструктуру
и т.д., то задается вопрос, а как
рынка труда проходит в деревнях?
Настораживают ситуация в деревне:
среди безработных почти
Еще год-два назад на селе требовались рабочие руки, областной центр занятости организовал переселение людей из города в деревню, а сегодня сотни безработных селян и обращаются в службы занятости.
Ситуация в сельском хозяйстве такова: на месте прежних совхозов и колхозов образованы АО, ТОО, фермерских и крестьянских хозяйств, ассоциаций фермеров. Сокращение посевных площадей, поголовья скота, производства все это и породило безработицу. Ликвидация колхозов, совхозов вызвало сокращение поступлений со стороны страховых взносов в фонд занятости.
Развитие реального сектора экономики, рост национального валового продукта привели к росту численности экономически активного населения. Так, во II квартале 2003 года его численность составила 7626,8 тысяч человек, что на 9,2% больше, чем во II квартале 2002 года (6983,0 тыс. человек). При этом численность занятого населения за аналогичный период увеличилась на 13,1%, а численность безработных снизилась на 21,7%.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, уровень безработицы составил 9,8% против 13,0% на 01.07.2002 г. Но доля зарегистрированных в органах занятости безработных на 1 сентября 2003 г. снизилась до 3,0% к экономически активному населению против 4,0% на соответствующую дату прошлого года.
На 1 сентября 2003 года достигнуты следующие результаты:
Доля трудоустроенных безработных граждан от числа обратившихся в органы занятости возросла на 10,4% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года.
Одновременно резко уменьшился удельный вес частично занятых граждан (не работающих в связи с вынужденными простоями производства, их частичным и полным закрытием): 0,8% к экономически активному населению против 1,5% - на соответствующую дату предыдущего года.
Во втором квартале 2003 года отмечается абсолютный рост численности занятого в экономике населения по сравнению с соответствующим периодом прошлого года - с 6,1 млн. до 6,9 млн. человек, в том числе численность работающих по найму в июне (по экспертной оценке) составила 3,65 млн. человек и возросла на 12,0%.7
По данным Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса численность занятых в малом предпринимательстве (юридические и физические лица) по состоянию на 01.08.01 составила 1,6 млн. человек, тогда как на соответствующую дату 2002 года - 1,4 млн. человек
За 8 месяцев 2003 года отмечен рост в 1,2 раза численности безработных граждан, трудоустроенных при посредничестве уполномоченных органов по вопросам занятости, по сравнению с соответствующим периодом 2002 года.
Самый низкий по республике уровень безработицы отмечен в Восточно-Казахстанской области - 7,0%. В Акмолинской, Атырауской и Жамбылской областях уровень безработицы превышает средне республиканский и составляет соответственно 10,0%, 11,8% и 11,7%.
За январь-август 2003 года в органы занятости населения в поисках работы обратилось 230,9 тыс. граждан против 266,4 тыс. за соответствующий период 2002 года. В сельской местности число лиц, ищущих работу, составило 78,8 тыс. человек (34,1% от общего числа). Снижение числа обратившихся по сравнению с аналогичным периодом 2002 года произошло в 8 регионах, из них: в Актюбинской области - в 1,6 раза, Кызылординской области - в 1,5 раза, г. Алматы - в 1,8 раза. В Акмолинской и Атырауской областях число обратившихся незначительно возросло, в Восточно-Казахстанской - снизилось на 20,2%, в Жамбылской - на 14,4%. По состоянию на 1 сентября 2003 года более 800 организаций с численностью около 120,0 тыс. человек работало в режиме неполного рабочего времени либо простаивало. Общая численность частично занятых граждан снизилась до 57,8 тыс. человек против 92,9 тыс. на соответствующую дату 2002 года.
За рассматриваемый период трудоустроено 93,4 тыс. безработных (за соответствующий период 2002 года - 79,9 тыс. человек), что составляет 40,4% обратившихся в органы занятости. В сельской местности трудоустроено 25,4 тыс. человек (20,3 тыс. человек) или 32,2% обратившихся.
Диаграмма №1
Большие различия в величине этого показателя наблюдаются по регионам республики. Высокий процент трудоустройства в Карагандинской - 68,0% от общего числа обратившихся, Актюбинской - 53,8%, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской - 47,6%, Северо-Казахстанской - 61,6% областях и г. Алматы - 54,7%.
Самые низкие показатели в Кызылординской - 14,1%, Атырауской - 17,4%, и Жамбылской - 19,1% областях.
В результате совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей вопросы занятости, созданы реальные возможности расширения видов и объемов общественных работ. Годовой показатель программы по числу безработных, принявших участие в общественных работах, перевыполнен в 1,3 раза.
С начала 2003 года в общественных работах приняли участие 104,7 тыс. человек против 81,7 тыс. за соответствующий период 2002 года. Годовой показатель программы уже выполнен в Атырауской области на 242,2%, в Восточно-Казахстанской области на 115%, в Жамбылской области на 103,2%.
Основные виды общественных работ: оказание помощи организациям жилищно-коммунального хозяйства на уборке территории города, участие в экологическом оздоровлении городов и региона (озеленение и благоустройство), работа на промышленных предприятиях, в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте жилья и объектов социально-культурного назначения.
Вместе с тем, в целом по республике задолженность по оплате общественных работ составляет 78,9 млн. тенге. Значительная сумма задолженности сохраняется в Восточно-Казахстанской (11,9 млн. тенге) и Акмолинской (6,4 млн.) областях. По Жамбылской области на 1 сентября 2003 года допущена задолженность по оплате общественных работ на сумму 4,8 млн. тенге.
Так как безработица в значительной степени связана с несоответствием квалификации безработных спросу на рынке труда, уполномоченными органами по вопросам занятости были приняты меры по переподготовке и профессиональному обучению безработных. За рассматриваемый период уполномоченные органы по вопросам занятости республики направили на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации 11,3 тыс. безработных граждан или 67,3% от уровня, намеченного программой на 2003 год. Наиболее высокие показатели по обучению безработных достигнуты в Акмолинской области - 85,9% к годовому заданию, Атырауской - 74,6, Восточно-Казахстанской - 79,6%.
По данным акимов областей, по состоянию на 1 сентября 2003 года в стране создано 147,4 тыс. рабочих мест, в том числе 31,0 тыс. - временные или сезонные. Наиболее активно они создаются в Жамбылской - 17,1 тыс., Восточно-Казахстанской областях - 16,1 тыс. рабочих мест.
Очень слабо поставлена эта работа в Атырауской области, где для 10,6 тыс. безработных, зарегистрированных в органах по вопросам занятости, создано лишь 3,8 тыс. новых рабочих мест.
В соответствии с графиком восстановления и создания рабочих мест на крупных и средних предприятиях промышленности за 7 месяцев 2003 года создано 10,2 тыс. рабочих мест, в т.ч. за счет восстановления существующего производства - 4,2 тыс., расширения старого производства - 2,9 тыс., ввода нового производства - 3,1 тыс. рабочих мест.
В Жамбылской области подавляющее число рабочих мест (более 80 процентов) организованы как временные и сезонные на период уборки урожая и не обеспечивают длительную занятость.
Приведенные примеры свидетельствуют об инвестиционных возможностях и, в целом, об оживлении экономики. Однако темпы создания рабочих мест не в полном объеме удовлетворяют спрос на них и не оказывают существенного влияния на снижение уровня безработицы.
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан проводит целенаправленную работу по регулированию привлечения иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, созданию дополнительных рабочих мест, профессиональной подготовке казахстанских граждан организациями, привлекающими иностранную рабочую силу.
Наблюдается рост численности граждан Казахстана на предприятиях, привлекающих иностранных граждан (первое полугодие 2002 г. - 122,2 тыс. человек, 6 мес. 2003 г. -239,8 тыс. человек).
В первом полугодии 2003 года привлечено 5190 иностранцев, что на 10% меньше, чем за соответствующий период прошлого года (5785 человек).
Кроме того, на предприятиях, привлекающих иностранных специалистов, ежегодно увеличивается количество дополнительно созданных рабочих мест для граждан Казахстана: в первом полугодии 2002 года - 5416, за 6 месяцев 2003 года - 7.415.
В Атырауской области на предприятиях, привлекающих иностранную рабочую силу, создано 1,9 тыс. новых рабочих мест, переобучено 516 казахстанских специалистов. На предприятиях с иностранной рабочей силой трудятся 11,5 тыс. граждан Казахстана.
Успешной реализации задач, поставленных перед министерством, способствовало принятие правительством Республики Казахстан ряда важных нормативных правовых актов.
Так, с 1 января 2001 г. введен в действие Закон Республики Казахстан "О занятости населения".
В развитие Закона "О занятости населения" приняты:
- постановление "О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения", предусматривающее утверждение правил определения квоты и выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, правил организации и финансирования общественных работ, правил проведения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных;
- постановление правительства Республики Казахстан от 5 марта 2001 года "Об установлении квоты на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан на 2001 год";
Информация о работе Рынок труда: особенности и проблемы формирования в Республике Казахстан