Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:31, курсовая работа
Цель данной контрольной работы – показать сущность рынка труда, проблемы его формирования и стабильного функционирования в современных условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы сущности рынка труда, во второй – современное состояние рынка труда в России, и в третьей – приоритетные напрвления его развития.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Сущность рынка труда, его типология и структура……………………........ 4
1.1. Определение рынка труда……………………………………………….. 4
1.2. Типология и структура рынка труда……………………………………. 5
1.3. Рынок труда и заработная плата………………………………………… 8
2. Современное состояние рынка труда………………………………………… 12
2.1. Социально-экономическое положение и ситуация на рынке труда Российской Федерации в условиях посткризисного развития…………...........12
3. Цели, задачи и приоритетные направления гос. политики по развитию рынка труда и содействию занятости населения на 2011 – 2015 г……….................... 16
3.1.Основные направления действий на рынке труда………………………. 18
3.1.1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда, заятости населения и трудовой миграции…………………….. 19
3.1.2. Легализация занятости……………………………………………... 20
3.1.3 Снижение скрытой безработицы…………………………………... 22
3.1.4. Формировнаие прогноза баланса трудовых ресурсов……………. 23
3.1.5. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики………………………. 24
3.1.6. Развитие институтов рынка труда…………………………………. 25
Заключение……………………………………………………………………….. 28
Список литературы…………………………………………
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ РЫНКА ТРУДА И СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2011 – 2015 г.
Одним из сдерживающих факторов экономического развития в среднесрочной перспективе может стать продолжение сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2011-2015 годы более чем на 3,8%), что, в свою очередь, должно быть нивелировано адекватным ростом производительности труда при переходе к инновационной экономике, а также повышением трудовой мобильности населения и привлечением иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.
Достижение поставленной цели модернизации экономики в среднесрочной перспективе будет осуществляться посредством создания правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду и трудовую мобильность, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы, что, в свою очередь, предполагает:
1) совершенствование социально-трудовых отношений, включающее продолжение процесса легализации занятости, введение системы добровольного социального страхования на случай потери работы, развитие института социального партнерства, направленного на усиление его роли в трудовых отношениях, приведение положений трудового законодательства в части социального партнерства в соответствие с нормами международного права;
2)..развитие инновационного промышленного потенциала, генерирующего новые эффективные рабочие места, обеспечивающие интенсификацию и повышение производительности труда, снижение скрытой безработицы; развитие и модернизацию всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых специалистов, преодоление структурной и длительной безработицы;
3) создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе, за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности;
4) совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы;
5) развитие трудовой мобильности;
6) создание условий для интеграции в российский рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;
7) развитие институтов рынка труда;
8) развитие частно-государственного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и содействия занятости населения.
3.1. Основные направления действий на рынке труда
Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.
Исходя из задач развития рынка труда в 2011-2015 годах, предусматривается реализовать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:
3.1.1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда, занятости населения и трудовой миграции
Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости должно быть направлено на реализацию прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии (специальности), а также на обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы.
Вносимые изменения
в трудовое законодательство и законодательство
о занятости населения должны
соответствовать современным
В рамках мероприятий
по совершенствованию трудового
законодательства и законодательства
о занятости населения
3.1.2. Легализация занятости
Существующий
в России неформальный рынок труда,
характеризующийся неформальной занятостью,
оказывает отрицательное
Наличие нелегального рынка труда в России обусловлено в основном нелегальной занятостью иностранных граждан, которая, по оценке ФМС России, в настоящее время превышает 4,0 млн. человек. Проблема ее ликвидации сохранит актуальность и в среднесрочном периоде.
В целях легализации занятости необходимо:
3.1.3. Снижение скрытой безработицы
Скрытую безработицу характеризуют избыточная занятость, потери рабочего времени, связанные с низкой интенсивностью (производительностью) труда, сезонным характером производства, потерями продукции на стадии производства и транспортировки, отвлечениями рабочей силы от основной деятельности. Одним из открытых проявлений потенциальной (скрытой) безработицы является «видимая» неполная занятость («административные отпуска», неполный рабочий день, простой). По оценке Минздравсоцразвития России, только неполная занятость в России в среднем за 2010 год составила более 1,2 млн. человек.
В целях снижения
скрытой безработицы
3.1.4. Формирование прогноза баланса трудовых ресурсов
В условиях посткризисного
социально-экономического развития в
связи с реализацией стратегий
социально-экономического развития, федеральных
и региональных целевых программ, а также
реализацией инвестиционных проектов
особую актуальность приобретает разработка
на среднесрочную перспективу прогнозов
объемов и профессионально-
Для решения данной задачи необходимо регулярно разработать прогнозы баланса трудовых ресурсов по субъектам Российской Федерации в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования, а также возможностей привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Прогнозный
баланс трудовых ресурсов необходимо
строить с учетом основных направлений
Концепции долгосрочного
В целях разработки прогноза баланса трудовых ресурсов по видам экономической деятельности необходимо:
Информация о работе Рынок труда: сущность и структура. Особенности современного рынка труда в России