Рынок труда: сущность и структура. Особенности современного рынка труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – показать сущность рынка труда, проблемы его формирования и стабильного функционирования в современных условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы сущности рынка труда, во второй – современное состояние рынка труда в России, и в третьей – приоритетные напрвления его развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Сущность рынка труда, его типология и структура……………………........ 4
1.1. Определение рынка труда……………………………………………….. 4
1.2. Типология и структура рынка труда……………………………………. 5
1.3. Рынок труда и заработная плата………………………………………… 8
2. Современное состояние рынка труда………………………………………… 12
2.1. Социально-экономическое положение и ситуация на рынке труда Российской Федерации в условиях посткризисного развития…………...........12
3. Цели, задачи и приоритетные направления гос. политики по развитию рынка труда и содействию занятости населения на 2011 – 2015 г……….................... 16
3.1.Основные направления действий на рынке труда………………………. 18
3.1.1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда, заятости населения и трудовой миграции…………………….. 19
3.1.2. Легализация занятости……………………………………………... 20
3.1.3 Снижение скрытой безработицы…………………………………... 22
3.1.4. Формировнаие прогноза баланса трудовых ресурсов……………. 23
3.1.5. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики………………………. 24
3.1.6. Развитие институтов рынка труда…………………………………. 25
Заключение……………………………………………………………………….. 28
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ЭТ.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 

3.1.5. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики

Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство кадрового потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. В условиях перехода экономики на инновационный путь развития качество рабочей силы является определяющим фактором, обеспечивающим успех перестройки экономики.

В этой связи, основными  задачами, которые должны быть решены в среднесрочной перспективе, являются создание условий для повышения  качества рабочей силы, предлагаемой на внутреннем рынке, до мировых стандартов, а также приведение количественного показателя и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы в соответствие с потребностями формирующейся инновационной экономики.

В целях повышения  качества рабочей силы, формирования кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики необходимо:

  • продолжить реформирование системы профессионального образования всех уровней, в том числе:
  • продолжить разработку интегрированных программ  подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров в ведущих российских ВУЗах, прежде всего, федерального уровня, которым установлена категория «национальный исследовательский университет», по смежным (родственным) профессиям и специальностям;
  • развивать многопрофильное обучение в ведущих российских ВУЗах, прежде всего, в федеральных университетах и университетах, которым установлена категория «национальный исследовательский университет»;

совершенствовать  национальную систему квалификаций, в том числе:

  • продолжить разработку квалификационных требований к уровню подготовки специалистов соответствующему требованиям рынка труда;
  • продолжить разработку профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов экономики, обеспечив их корреляцию с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • создать систему оценки профессиональных качеств работников на основе оценки их компетентности уровня квалификации;
  • осуществлять меры по модернизации квалификационных характеристик;
  • продолжить формирование системы признания и оценки результатов профессионального образования и обучения; 
    • продолжить работу по корректировке объемов, профилей (направлений) и уровней подготовки рабочих кадров и специалистов для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест кадрами необходимой квалификации;
    • проводить информационно-пропагандистские кампании по повышению престижа рабочих профессий и профессионального мастерства с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;
    • развивать профессиональную мобильность рабочей силы на основе системы внутрифирменного повышения квалификации и непрерывного профессионального обучения, а также системы профессионального обучения безработных граждан;
    • расширять частно-государственное партнерство в сфере профессиональной подготовки кадров, в том числе:
  • обеспечить участие работодателей в разработке отраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов, а также в проведении добровольной сертификации организаций и конкурсных мероприятиях по результатам развития кадрового потенциала организаций;
  • расширить практику трудоустройства молодых специалистов на основе формирования учреждениями профессионального образования долгосрочных договорных отношений с работодателями, выстраивающими партнерские отношения с учреждений профессионального образования с учетом профильных производств, развития системы производственных практик и стажировок студентов на базе соответствующих организаций.

 

3.1.6. Развитие институтов рынка труда

Институты рынка  труда имеют важнейшее значение как для распределения трудовых ресурсов, так и для их эффективного использования и профессионального обучения.

Преодоление диспропорций в сфере занятости и системе  социально-трудовых отношений возможно при условии совершенствования  институтов рынка труда. Рынок труда  в большей степени, чем другие рынки, зависит от регулирующего воздействия иституциональных структур (системы трудового законодательства, социально-экономических программ, органов государственной службы занятости населения и кадровых агентств, профессиональных союзов, объединений работодателей и др.) Вместе с тем, эффективность функционирования институтов рынка труда является индикатором уровня экономического развития страны.

Одним из главных  направлений развития институтов рынка  труда является создание конкурентной среды на рынке оказания услуг по подбору работы для граждан и персонала для работодателей. В этих целях необходимо:

  • развивать государственно-частное партнерство в сфере оказания услуг на рынке труда, создавать условия для развития негосударственных агентств занятости;
  • повышать качество предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;
  • разрабатывать новые направления активной политики занятости населения на основе ее адресности;
  • совершенствовать механизмы защиты от безработицы на основе внедрения принципов добровольного страхования на случай потери работы;
  • развивать доступность информационных ресурсов в сфере занятости населения;
  • развивать систему информирования населения о возможности трудоустройства в различных регионах Российской Федерации (прежде всего, в рамках крупных инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении можно сказать, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка  труда, считая ситуацию на нем общей  для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

В политике занятости  подавляющего большинства стран  сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации, М.: Познавательная книга+, 2002.
  2. Комментарии к трудовому кодексу РФ, М.: ИНФРА-М, 2002.
  3. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 11.04.96 г.
  4. Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2000г;
  5. Фишер С. Экономика. М.: Дело, 1999г.
  6. Шуркалин А.К. Основы экономической теории. М:, ИНФРА-М 2001.
  7. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4, с.21-35.
  8. Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 2001. №7-8 с. 32-36.
  9. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2001, №2, с.76-91.
  10. Капелюшников Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. 2001 №2. С.73-74.
  11. Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2000, №2, с.90-106
  12. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2001, №3, с.47-52.
  13. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2000, №11-12, с.50-59.
  14. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2001, №2, с.102-113.
  15. Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 2000, №3 с. 122-126.



Информация о работе Рынок труда: сущность и структура. Особенности современного рынка труда в России