Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ рынка труда.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность рынка труда, его типология и структура;
- проанализировать развитие рынка труда в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА, ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА 5
1.1. Понятие и содержание рынка труда 5
1.2 Механизм функционирования рынка труда 8
1.3. Методы регулирования рынка труда 13
2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА В РФ 16
2.1. Показатели рынка труда в РФ 16
2.2. Направления развития рынка труда в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика» На тему «Рынок тр.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

До точки I интересующая нас кривая показывает увеличение предложения труда при росте заработной платы, - она удаляется от оси ординат. Однако, пройдя точку I, кривая SL меняет направление. Она сгибается и, принимая отрицательный наклон, снова приближается к оси ординат, показывая, на первый взгляд, парадоксальную ситуацию - уменьшение предложения труда при дальнейшем росте заработной платы. Таким образом, увеличение заработной платы до определенных размеров ведет к росту предложения труда, которое после достижения максимального уровня (L,) начинает сокращаться вследствие дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина - увеличение заработной платы приводит и к росту, и к сокращению предложения труда. Почему же это происходит?

Поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее - отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно, досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Вышеописанный процесс получил название эффекта замещения на рынке труда. На приведенном на рисунке 3 графике эффект замещения проявляется до точки I, т. е. до начала движения кривой предложения труда влево, к оси ординат.

Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. Когда проблемы с хлебом насущным решены, меняется и наше отношение к свободному времени. Оно перестает казаться вычетом из заработной платы, а предстает полем для наслаждения и радости, тем более, что высокая заработная плата позволяет обогатить и разнообразить досуг. Поэтому логичным является возникновение желания купить не только больше товаров, но и иметь большее количество свободного времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда, купив свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли бы быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы. После прохождения кривой SL точки I эффект дохода становится преобладающим, что выражается в сокращении предложения труда при росте заработной платы, а практически в стремлении к переходу работника на сокращенный рабочий день или неделю, к получению дополнительных выходных дней и отпусков (в том числе за «свой счет»).

Вопрос о том, какой эффект (замещения или дохода) является более сильным при данном уровне заработной платы, не имеет точного ответа, поскольку определяется различной реакцией отдельных людей и групп людей на рост заработной платы. Для одного человека 3000 долл. в месяц - тот предел, после которого он не станет отрабатывать сверхурочные часы, даже если бы они оплачивались по более высоким ставкам. Для другого - и 10000 долл. в месяц недостаточно, чтобы предпочесть досуг дополнительной работе. «Всех денег не заработаешь», - гласит русская поговорка, вот только величина «всех денег» для каждого человека - сугубо индивидуальное понятие.

Но, подчеркнем, участок с отрицательным наклоном кривой предложения характерен только для индивидуального предложения труда. На отраслевом уровне кривая предложения труда на всем своем протяжении будет иметь положительный наклон. Другими словами, для отраслевого предложения характерно преобладание эффекта замещения. Даже если для отдельных субъектов более высокие ставки заработной платы могут послужить стимулом для сокращения предложения своих трудовых услуг и увеличению своего досуга, то для других лиц высокая ставка заработной платы послужит сигналом для увеличения предложения труда. Более того, высокие ставки заработной платы могут привлечь работников из других отраслей.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики [15, с. 250].

1.3. Методы регулирования рынка труда

 

Регулирующая функция государства  состоит в том, чтобы максимально  сблизить спрос на наемную рабочую  силу (со стороны работодателей) и  предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

Концепция государственной политики занятости должна базироваться на критериях  экономической эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу «занятого» наемного труда (внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из среды занятого наемного труда [9, с. 131].

Общая закономерность, действие которой  в условиях российской экономики  не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала. Другая закономерность, обусловленная научно-техническим прогрессом и его влиянием на факты высвобождения работников, характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает обществу снижением уровня занятости и увеличением безработицы. Такое состояние может продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей увеличения эффективности производства не обратятся к резервам производительности труда. Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости [8, с. 18].

Основная тяжесть в реализации политики занятости ложится на республики и регионы, значит, и соответствующие финансовые ресурсы (бюджетные и внебюджетные) должны быть в их руках.

Государственная политика в области  занятости населения должна быть реально направлена на:

- обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор формы занятости;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан.

- содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики;

- соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;

- обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

Вопросами регулирования занятости  населения занимаются различные  органы государственной власти и  общественные организации.

2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА В РФ

2.1. Показатели рынка  труда в РФ

 

Российская экономика активно  развивается, и рынок труда реагирует  ростом потребностей на все категории  персонала — от рабочих до топ-менеджеров. Эксперты прогнозируют, что через  пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов. Такая ситуация связана с демографическим кризисом в стране, что ведет к постоянному уменьшению доли трудоспособного населения — граждан в возрасте от 25 до 40 лет.

Таблица 1 - Показатели рынка труда за 2005-2010 годы

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность экономически активного населения, тыс. человек

73811

74156

75060

75892

75658

75440

в том числе:

           

занятые в экономике

68603

69157

70814

70603

69285

69804

безработные

5208

4999

4246

5289

6373

5636

Уровень занятости,  
в процентах

61,5

61,7

63,2

63,1

62,1

62,7

Уровень безработицы,  
в процентах

7,1

6,7

5,7

7,0

8,4

7,5

Численность официально  
зарегистрированных безработных (на конец года), тыс. человек

1830

1742

1553

1522

2147

1590

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), в процентах

2,5

2,3

2,1

2,0

2,8

2,1

Среднегодовая численность  занятых в экономике, тыс. человек

66792

67174

68019

68474

67463

67577

Среднесписочная численность работников организаций, тыс. человек

48197

48096

48944

49363

47428

46719

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

8554,9

10633,9

13593,4

17290,1

18637,5

20952,2

Численность работников государственных органов  
и органов местного самоуправления, тыс. человек

1462,0

1577,2

1623,9

1670,8

1674,8

1648,4


 

Продолжение таблицы 1

Численность российских граждан, выехавших  
на работу за границей,  
тыс. человек

60,9

65,7

69,9

73,1

66,3

70,2

Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России,  
тыс. человек

702,5

1014,0

1717,1

2425,9

2223,6

1640,8

Совокупные затраты труда на всех видах работ по производству товаров и услуг в год,  
млрд. человеко-часов

147,7

148,6

150,5

151,2

147,1

149,0


 

Численность экономически активного  населения в январе 2012 г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,9 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны, в их числе 70,0 млн.человек, или 93,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,9 млн.человек (6,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,3 млн.человек [16].

Таблица 2 - Динамика численности экономически активного населения

 

Экономически 
активное население

В том числе

занятые

безработные

млн. 
человек

в % к соответ-ствующе-му пери- оду  пре- 
дыдуще-го года

млн. 
человек

в % к соответ-ствующе-му пери- 
оду пре- 
дыдуще-го года

млн. 
человек

в % к соответ-ствующе-му пери- 
оду пре- 
дыдуще-го года

2011г.

Январь

74,9

100,5

69,1

102,0

5,8

85,1

Февраль

75,2

101,1

69,6

102,2

5,7

88,6

Март

75,0

100,4

69,6

102,0

5,4

83,4

I квартал (в среднем  за месяц)

75,0

100,7

69,4

102,1

5,6

85,7

Апрель

75,1

100,2

69,7

101,3

5,4

88,1

Май

75,9

100,1

71,0

101,1

4,9

87,6

Информация о работе Рынок труда