Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обуславливается формированием эффективной системы занятости, которая является сердцевиной антикризисной программы действий Правительства Республики Казахстан, так как безработица оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию в стране. Поэтому на данный момент времени стал острый вопрос о формировании новой социально-экономической модели занятости при переходной экономике, которая способствовала улучшению экономического климата в стране, а также решала бы возникшие острые социальные проблемы общества, связанные с безработицей и с исходящей из нее проблемой обнищания населения.

Целью курсовой работы является исследование сущности рынка труда и заработной платы.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность рынка труда и его особенности.
2. Исследовать заработную плату как экономическую категорию.
3. Дать характеристику состояния рынка труда в Республике Казахстан на современном этапе.

Методологической основой курсовой работы являются Закон Республики Казахстан «О занятости населения», Конституция Республики Казахстан, научные труды, материалы периодической печати.

Содержание работы

Введение………………………………………………..2
1. Сущность рынка труда и его особенности
1.1 Понятие и функции рынка труда
1.2 Равновесие спроса и предложения на рынке труда
1.3 Безработица как превышение предложения над спросом рабочей силы
2. Состояние рынка труда в Республике Казахстан
2.1 Этапы развития казахстанского рынка труда и его регулирование
2.2 Субъекты регулирования рынка труда
3.Пути решения проблем на рынке труда в Республике Казахстан
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

черновая курсовая.docx

— 64.45 Кб (Скачать файл)

2.2 Субъекты регулирования  рынка труда

 
 
Особое место в системе регулирования  рынка труда занимают биржи труда, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. 
 
В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем, на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. 
 
Основными направлениями деятельности бирж труда являются:  
1) Регистрация безработных 
2) Регистрация вакантных мест; 
3) Трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 
4) Изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней; 
5) Тестирование лиц, желающих получить работу; 
6) Профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 
7) Выплата пособий. 
 
В современных условиях большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы агентства. 
Государственное регулирование проблем занятости и безработицы осуществляет Министерство труда в Казахстане, а так же его органы на местах - центры и службы занятости. 
 
Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращение и разрешение трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров. 
 
Особое место в системе регулирования рынка труда занимают территориальные центры занятости населения, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. Возрастает их роль и усложняются функции. Они должны вести учет резервов рабочей силы на территориальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностей, информировать жителей о потребностях государственных предприятий, других нанимателей в рабочих определенных профессий и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу.  
 
Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучение с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры нехватки рабочих мест, выступать инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказывать содействие в обеспечении работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в условиях занятости в других регионах Республики. 
 
В современных условиях большинство граждан трудоустраиваются не через центры занятости, а обращаясь непосредственно в кадровые службы агентства. 
Государственное регулирование проблем занятости и безработицы осуществляет Министерство труда и социальной защиты в Казахстане, а так же его органы на местах - Центры и службы занятости. 
 
Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда,

развитие трудовых отношений  на основе социального партнерства, предотвращение и разрешение трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров. 
 
В настоящее время можно констатировать, что рынок частных агентств занятости (далее – ЧАЗ) в принципе состоялся, и с каждым годом в его развитии отмечается некоторый количественный и качественный рост. Однако говорить о том, что это уже полностью сформировавшаяся сбалансированная система, где решены ключевые вопросы юридического, инфраструктурного, функционально-технического и прочего характера, пока еще не представляется возможным. 
В настоящее время, в соответствии с официальными данными Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в целом по республике насчитывается 74 зарегистрированных частных агентств занятости.  
 
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция увеличения числа коммерческих агентств по трудоустройству и подбору кадров в крупных городах. Так, около 50 % от общего количества официально зарегистрированных ЧАЗ расположены в городе Алматы.  
 
Вместе с тем, в ряде областей количество зарегистрированных частных агентств занятости либо крайне незначительно, либо такие ЧАЗ отсутствуют вообще. Например, в Кызылординской области нет ни одного частного агентства по трудоустройству. 
 
Региональный дисбаланс распределения ЧАЗ подтверждают и последние данные по юридическим и физическим лицам, которые получили лицензии Министерства на ведение деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы и вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу. 
 
В целом, региональный дисбаланс во многом обусловлен реальным положением на областных рынках труда, которые складываются в соответствии с существующим соотношением спроса и предложения на рабочую силу. Кроме того, в ряде областей посредническую деятельность на периферии осуществляют филиалы ЧАЗ, головные офисы которых зарегистрированы в городах. 
 
Основная сфера деятельности ЧАЗ в Республике Казахстан, прежде всего, касается сферы трудового посредничества и содействие решения вопросов занятости.  
 
В частности, в соответствии с Законом «О занятости населения» частные агентства занятости оказывают гражданам на договорной основе следующие услуги: 
− консультации по вопросам законодательства о занятости и труде;  
− предоставление информации о возможностях трудоустройства на вакантные рабочие места; 
− помощь в поиске рабочих мест; 
− профессиональная подготовка и переподготовка граждан с последующим трудоустройством. 
 
Кроме этого, ЧАЗ осуществляют посредническую помощь гражданам по трудоустройству за границей и привлечению иностранной рабочей силы в Республику Казахстан на основании лицензии в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 
 
Так как органы по вопросам занятости и ЧАЗ в принципе выполняют одну общую задачу содействия полной, свободно избранной и производительной занятости, их деятельность взаимодополняет друг друга. Происходит это в рамках определенной сферы ответственности, которая установлена казахстанским законодательством для каждой из сторон. 
 
В настоящее время в Республике Казахстан получили развитие разнообразные формы ЧАЗ. В эту категорию попадают агентства по трудоустройству, работающие на внутреннем рынке, агентства, предоставляющие услуги по трудоустройству за рубежом и услуги по привлечению рабочей силы из других стран, а также разного рода рекрутинговые и кадровые компании, в первую очередь ориентированные на запросы работодателей.  

 

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМ НА РЫНКЕ ТРУДА В  РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 
 
Занятость и получаемый доход оказывают  непосредственное влияние на такие составляющие уровня жизни как полноценное питание, здоровье, образование, воспроизводство населения и т.д. Именно низкий уровень за-нятости приводит со временем к бедности, и в группу риска стать бедными в первую очередь попадают длительно неработающие. Безработный и бедность ходят рядом. 
В Республике была разработан Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года. Обеспечение занятости населения и снижение безработицы рассматривались в этом плане как основной метод решения проблемы бедности в стране. 
 
Преобладающая часть безработных - люди в возрасте 30-44 лет. Казалось бы, самый трудоспособный возраст. Почти 29% безработных - это молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. В территориальном разрезе наиболее высокий процент безработных в «нефтяных» регионах: Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областях. 
 
Каковы же результаты деятельности правительства в направлении снижения безработицы и повышения занятости населения? 
 
По информации Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, уровень безработицы, рассчитанный по отношению к экономически активному населению, снизился за прошедшие 3 года.  
 
Основной предпосылкой сокращения безработицы является развитие экономики и обеспечение занятости населения страны. 
 
В то же время исследования, проводившиеся в мире, показали, что сами по себе экономические реструктурирование и рост недостаточны для снижения уровня бедности, хотя они и составляют важную его часть. «Для создания рабочих мест и лучших условий для людей необходимо, чтобы стабильный экономический рост сопровождался диверсификацией и обновлением производства. 
 
Кроме того, высокие показатели экономического роста в стране должны, наверное, сопровождаться политикой перераспределения аккумулированных богатств, тесно связанной с проблемой бедности (по примеру Швеции). 
 
Для сокращения безработицы в стране должен быть создан механизм поощрения предпринимателя за каждое вновь открытое рабочее место. К сожалению, в настоящее время стимулирование" работодателей (пред-принимателей) за создание рабочих мест не задействовано. Правительство еще только «…предполагает провести анализ возможностей стимулирования работодателей к созданию рабочих мест, в том числе для социально-уязвимых категорий, в частности, на предмет снижения налогового бремени за создание дополнительной занятости» (с. 19 проекта «Концепции по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2007 годы»). 
 
На 01.06.2009 в Республике экономически активное население составляет 7,1 млн. человек. По найму работает 4,4 млн. человек. Еще 2,7 млн. человек считаются само занятыми. Остальные 0,8 млн. человек - это безработные! Общая численность населения в Республике Казахстан, составляет 15 млн. чел. 
В то же время, по данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, на 1 июня 2009 года на учете в органах по вопросам занятости состоит 195 тысяч безработных. Выходит, что основная масса безработных на учет не становится.  
 
Развитие экономики ставит жесткие условия к уровню подготовки людей, предлагающих себя на рынке труда. Работодатели вынуждены повышать квалификационные требования при приеме на работу. Молодежь без опыта работы и нужной квалификации не может найти себе применение. Женщины чаще сталкиваются с проблемами при устройстве на работу, так как работодатели предпочитают нанимать работников-мужчин. 
 
Еще одна важная деталь в вопросах трудоустройства выпускников вузов - проблема качества высшего образования! Для работодателей важно иметь возможность заранее определить: выпускников каких ВУЗов предпочтительнее приглашать на свои предприятия, чтобы из них получились полноценные специалисты? Диплом, который получает выпускник после окончания вуза, должен быть подтвержден высоким уровнем подготовки по специальности, а также наличием конкретных профессиональных качеств, знаний, умений и развитых интеллектуальных способностей. 
 
Наиболее актуальна проблема качества подготовки специалистов, когда речь идет о бизнес образовании. В условиях рынка получение работодателем прибыли в первую очередь зависит от таланта, умения и подготовленности менеджеров предприятия. Здесь существует прямая связь с безработицей среди молодых специалистов, получивших бизнес-образование. 
 
Как известно, именно малый бизнес и само занятость населения являются наиболее эффективными источниками создания новых рабочих мест и снижения безработицы. Отсюда вытекает необходимость создания благо-приятных условий для развития предпринимательства. 
Количество зарегистрированных малых предприятий в Республике Казахстан возросло с 1999 года почти на 600 тыс. Но проблем с, регистрацией малых предприятий еще предостаточно! В качестве положительного международного опыта можно привести создание так называемых универсальных центров МСП в Юго-Восточной Азии, где все организационные вопросы решаются в одном учреждении. 
 
Можно пойти еще дальше - создание МСП может носить уведомительный характер. Предприниматель сообщает в соответствующий орган о создании малого предприятия, и его включают в реестр налогоплательщиков. Более того, вновь созданное предприятие какое-то время работает в льготном налоговом поле. 
Необходимо обеспечить доступ широких слоев населения к участию в малом бизнесе через льготное кредитование и микро финансирование. А пока основным препятствием является то, что коммерческие банки в Казахстане не хотят брать на себя риски и настаивают на очень высоких и подчас нереальных процентных ставках для малого бизнеса. 
 
Давно говорится об активизации предпринимательства путем передачи субъектам малого бизнеса в аренду или доверительное управление с последующей передачей в собственность неиспользуемых производственных помещений при условии их использования в производственных целях. 
Необходимо разработать предложения по уменьшению отчислений от фонда оплаты труда, чтобы предприятиям было выгодно создавать новые рабочие места и официально выплачивать более высокую зарплату сотрудникам. Легализация заработной платы, о чем постоянно говорит президент нашей республики, зависит от размера этих отчислений. 
 
В этом же ряду стоит и проблема легализации трудовых отношений - т.е. заключения индивидуальных трудовых договоров. В условиях избыточного количества людей, ищущих работу, работодатель предпочитает не оформлять прием на работу, а рассчитываться, как говорится, «черным налом». Данная проблема может быть решена только путем сокращения отчислений от фонда оплаты труда.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 
Проведенное исследование убедило  нас в многоаспектности темы курсовой работы. Целью курсовой работы являлось изучение сущности рынка труда и заработной платы. В курсовой работе была раскрыта сущность рынка труда, была исследована заработная плата как экономическая категория, проведен анализ состояния рынка труда в Республике Казахстан. В соответствии с проведенным исследованием можно сделать следующие выводы: 
 
1. Особенностью рынка труда является, то, что он является связующим звеном между спросом на средства производства, рабочую силу, рабочих мест

и регулятором распределения  и перераспределения работников. Преимуществом рынка труда является экономизация производства занятости  в государственном секторе. У  населения появилась возможность  найти себе работу подходящую себе по профессии. Недостатком является то, что все же огромное число  граждан не может трудоустроиться. 
 
2. В условиях рыночной экономики произошли заметные изменения в оплате, которая ставится в зависимость не только от результатов труда работников, но и от эффективности деятельности производственных подразделений. Оплата труда - это заработок, рассчитанный, как правило, в денежном выражении, который по трудовым договорам собственник или уполномоченный им орган выплачивает за выполненную работу или предоставленные услуги. Оплата труда работников производится в виде заработной платы и устанавливается каждым предприятием самостоятельно, исходя из финансовых возможностей и особенностей производственного процесса. Однако основные принципы организации заработной платы, в том числе и начисление средней заработной платы, являются общими для предприятий всех форм собственности.  
 
Заработная плата является основным источником доходов работников фирмы, предприятия. Трудовые доходы работника определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных итогов деятельности предприятия или фирмы. Они регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются.  
Величина оплаты труда зависит от ряда социально-производственных факторов. Во-первых, оплата труда устанавливается с учетом стоимости жизненных средств (благ), необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы - способности человека к труду. Государство в законодательном порядке устанавливает минимальный уровень оплаты труда для работников с самой низкой квалификацией, соответствующий прожиточному уровню (совокупности товаров и услуг, требующихся для удовлетворения минимальных жизненных потребностей человека). Во-вторых, величина заработной платы зависит от уровня квалификации работников. На предприятиях устанавливается прямая связь между размером оплаты труда и квалификацией работника, сложностью выполняемой работы.  
 
3. В последние десятилетия на рынке труда возрастает спрос на работников, имеющих среднее и высшее профессиональное образование, владеющих навыками использования компьютерной техники и другими достижениями научно-технической революции. Одновременно уменьшается спрос на труд с наименьшей квалификацией. 
 
Инфраструктура позволяет использовать различные формы и методы обеспечения занятости населения. Современный рынок труда состоит из сложной и многослойной структуры, которая образуется двумя важными и взаимозависимыми сферами. Рынок труда подразделяется на открытый и скрытый. В 2006 году рынок труда республики характеризовался увеличением экономической активности населения за счет стабильного роста числа занятых в экономике и снижения уровня безработицы. Также наблюдается рост среднемесячной номинальной заработной платы, начисленной работникам в декабре 2006г., которая составила 53558 тенге и возросла по сравнению с декабрем 2005г. на 19,1%. Реальная заработная плата увеличилась на 9,9%. 
 
В стратегии «Казахстан - 2030 на новом этапе развития» определено одно их важнейших направлений, а именно современная социальная политика, в центре внимания которой запросы и нужды людей и создание рабочих мест. Главным условием в этом направлении является создание казахстанцам всех необходимых условий для реализации важных жизненных принципов.  
 
«Социальная поддержка населения со стороны государства может быть эффективна только в том случае, если она носит целевой и адресный характер. Государство обязано и фактически берет на себя ответственность за поддержку лишь тех членов общества, которые действительно нуждаются в этой помощи – а это, прежде всего, дети, многодетные матери, ветераны, инвалиды. Самой действенной социальной политикой была и остается политика мотивации к производительному труду и создание новых рабочих мест. Нам нужно, прежде всего, создать реальные стимулы для возвращения к труду людей, по той или иной причине потерявших работу, предоставить им возможность получить новую профессию. Кроме того, в молодежной среде нам необходимо возобновить популяризацию и активную пропаганду рабочих специальностей, особенно в промышленности».  
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
1. Закон Республики Казахстан  «О труде в Республике Казахстан» - А.: 2000 
2. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 г. №149-II «О занятости населения» 
3. Конституция Республики Казахстан 
4. Послание Президента народу Казахстана от 28.02.07. «Новый Казахстан в новом мире» 
5. Абакумова Н.Н.,. Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. – Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА–М, 1999 
6. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: справочник. – М.: Финансы и статистика, 1997 
7. Гнездовский Ю.И., Поварич И.П. Проблемы организации оплаты труда в современных условиях. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998  
8. Данные отчета Комитета по статистике и анализу РК 2006. Алматы, 2009 
9. Джакишева Л.К., Жакыпова Ф.Н. "Современные аспекты развития рынка труда в Республике Казахстан" Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 2000, № 10 
10. Рынок труда. Учебник. Под-ред. Проф. В.С. Буланова.-М.;"Экзамен", 2000 
11. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Бек, 1997Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996 
12. Алехина О. Стимулирующий эффект систем заработной платы // Человек и труд. – 1997. - № 1 
13. Байсенов С. Рынок труда // Казахстан: экономика и жизнь, 1992, №6 
14. Бекхожаева А.К. Факторы формирования трудового потенциала.// Экономика и статистика 2/2002 с 11-12.Магун В.С. Стратегия адаптации рабочих на рынке труда // Социс, 1993, №9 
15. Мурзаханова С.А. Современное состояние рынка труда и способы его регулирования.// Труды Университета. Выпуск 2 .; Караганда 1997 
16. Пономаренко А. Скрытые доходы домашних хозяйств // ЭиЖ. Партнер-консультант. — 1997. - № 11 
17. Статистическое обозрение Казахстана // Нацстатагентство /2007, № 3 
18. Статистическое обозрение Казахстана // Нацстатагентство, 2008, №1 
19. Уровень жизни населения // Экономист. - 2001. - № 12

 

 

 


Информация о работе Рынок труда