Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:58, реферат

Описание работы

Рынок труда - особая область рыночных отношений, в которой происходит включение индивида в общественное производство на основе стоимостной оценки его способности к общественно полезному труду.
Рынок труда имеет ряд особенностей.

Файлы: 1 файл

рынок труда.docx

— 23.40 Кб (Скачать файл)

Рынок труда - особая область рыночных отношений, в которой происходит включение  индивида в общественное производство на основе стоимостной оценки его  способности к общественно полезному  труду.

Рынок труда  имеет ряд особенностей. Его элементами являются живые люди - носители рабочей  силы, наделенными психофизиологическими, социальными, религиозными и др. качествами. Это определяет мотивацию к труду, к получению определенной профессии  и отражает в конечном итоге состояние  рынка труда. Существенное отличие  труда как фактора производства состоит в том, что он является формой жизнедеятельности человека, средством реализации его интересов  и целей. Оценка труда работника  является условием уровня его жизненного благосостояния, социального положения  его самого и его семьи.

В нормальной эффективной экономике рынок  труда должен отвечать определенным требованиям:

- во-первых, основываться  исключительно на основе добровольного  выбора работником сферы применения  своих сил и способностей в  различных секторах народного  хозяйства (государственном, коллективном, смешанном, частном, индивидуальном);

- во-вторых, способствовать  рентабельному (прибыльному) ведению  производства;

- в-третьих,  обеспечивать работников уровнем  квалификации, соответствующим потребностям  производства.

Рынок труда (рабочей  силы) - общественно-экономическая форма  движения трудовых ресурсов, соответствующая  товарной (рыночной) экономике. В такой  экономике рабочая сила обращается как товар и в этом отношении  сходна с другими ресурсами, подвержена взаимозаменяемости с ними, экономической  оценке и экономической оптимизации. Агенты рынка в лице предпринимателей и трудоспособного населения  вступают на рынке труда в определенные взаимоотношения. Поэтому рынок  труда - это такое экономическое  пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и  предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень  оплаты труда.

То обстоятельство, что труд выступает важнейшим  источником дохода и благосостояния каждого индивида в обществе, и  определяет функции рынка труда. Социальная функция состоит в  том, чтобы обеспечить достаточный  уровень доходов работника, нормальный процесс восстановления производственных способностей, а также воспроизводства  новой рабочей силы вследствие ее естественного убывания. Экономическая функция рынка труда заключается в оптимальном вовлечении, распределении и использовании работников по сфере общественного производства согласно их квалификации и профессионализму. Выполняет рынок и стимулирующую функцию, способствуя развитию конкуренции между его участниками, повышая заинтересованность в высокоэффективном труде, стремлении к профессиональному мастерству и перемени профессий.

На рынке  труда рабочая сила представляет товар, который ее собственник, работник продает нанимателю за определенную плату. Происходит акт купли-продажи  и возникают отношения найма  между администрацией предприятия  и работником. При этом каждая из сторон свободна в своих действиях, т. е. вправе соглашаться или не соглашаться  на условия купли-продажи. Законом  запрещается дискриминация со стороны  нанимателя по признаку пола, национальности, расы, вероисповедания.

Отношения в  ходе трудовой деятельности строятся на контрактных началах и регулируются трудовым договором. Контракт - это договор, трудовое соглашение между администрацией и работником. В нем изложены условия, которые должна соблюдать каждая из договаривающихся сторон. Контракт оговаривает характер, содержание, условия, оплату труда, взаимные обязанности и работника, и нанимателя. Обычно контракт заключается на год или несколько лет и по истечении этого срока может быть прерван или продолжен по взаимному решению сторон. Если администрация либо работник нарушает условия контракта, то пострадавшая сторона может возбудить иск, передать дело в суд или арбитражную комиссию, расторгнув договор в установленном порядке.

Этот вид  рынка существовал не всегда. Он появился в условиях классического  капитализма. Тогда основные средства производства были сосредоточены в  частной собственности и подавляющая  часть работников была юридически свободными лицами, основным или даже единственным источником их существования стала  продажа своего труда.

Переход к  индустриальной экономике завершил превращение подавляющей части  трудоспособного населения (ранее  имевшего свое хозяйство в сельской местности) в наемных работников. В начале индустриальной стадии производства основной фигурой на рынке был  работник физического труда, почти  не имеющий образования и квалификации и пригодный лишь для простого обслуживания машин. Современный же рынок включает в основном категории  лиц, которые условно называют “синие воротнички”, “ белые воротнички”  и “золотые воротнички”. Под этим понимается не воротнички в буквальном смысле слова, а трудовые ресурсы, работники, в одежде которых преобладают  воротнички определенного цвета. Работающие в учреждениях, конторах, магазинах, институтах сотрудники, служащие традиционно  надевают белые рубашки, отчего их стали  именовать “белые воротнички”. Рабочих, которые предпочитают более темную одежду, именуют “синими воротничками”. Иногда выделяют еще одну категорию  работников, называемых “золотыми  воротничками”. Это высший управленческий персонал, “трудовая знать”.

Во второй половине ХХ столетия научно-техническая  революция и переход к информационному  обществу вызвал следующие качественные и количественные сдвиги в структуре  рынка труда: 1) резко снизился удельный вес “синих воротничков”, особенно неквалифицированных и малоквалифицированных  фабрично-заводских рабочих; 2) значительно  возросла доля инженеров и техников, работников сферы услуг и интеллигенции; 3) в основном преодолена была пропасть между работниками преимущественно  физического и преимущественно  умственного труда.

В новейшем производстве задействован более сложный труд. Центр тяжести в трудовом процессе сейчас перемещается с физических затрат жизненных сил человека на умственные. Интеллектуализация труда выражается в общем высоком уровне технической  культуры персонала, в понимании  каждым работником своего места в  процессе изготовления продукции, в  умении точно соблюдать правила  технологии и обеспечивать высокие  конечные хозяйственные результаты.

Современный этап НТР и переход к информационному  обществу придает новые профессиональные качества работникам интеллектуального  труда. Непременным условием становится совершенное знание информатики  и овладение навыками использования  компьютерной техники. С этим связано  также грамотное владение устной и письменной речью. Это означает умение читать книги и литературные обзоры, научные и технические  журналы, финансовые отчеты и юридические  документы, писать статьи, речи, редактировать  тексты. Одновременно надо иметь хорошую  подготовку в области математики и статистики.

Наряду с  перечисленными условиями существования  рынка труда необходимо отметить еще и следующие:

- работа оплачивается  эквивалентно образованию, квалификации  исполнителя, качеству;

- минимальная  зарплата обеспечивает уровень  жизни выше прожиточного минимума;

- рабочие места  отвечают элементарным требованиям  техники безопасности и экологическим  нормативам;

- имеется доступный  по ценам рынок жилья, состоящий  из квартир и индивидуальных  домов;

- работодатель  и работник равны перед законом;

- национальный  рынок является звеном международного  рынка труда.

2. СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА

В зависимости  от характера формирования спроса, предложения и цены труда рынок  труда имеет несколько структур: конкурентную, монопсоническую, профсоюзную. На конкурентном рынке труда ни продавцы, ни покупатели не способны влиять на условия  купли-продажи труда. Этот рынок  характеризуется: а) большим количеством  фирм, нанимающих рабочую силу; б) множеством рабочих одинаковой квалификации; в) невозможностью для фирм и рабочих  контролировать заработную плату.

На монопсоническом  рынке покупатель определяет масштабы спроса и уровень цены. Эта структура рынка характеризуется наличием одного покупателя, который имеет возможность воздействовать на величину зарплаты. Для этого необходимо, чтобы фирма была крупным нанимателем рабочей силы в данной отрасли. Такая ситуация возникает в небольших городах, занятость населения в которых зависит от одной фирмы. Когда существуют 3-4 фирмы, нанимающие рабочих, возникает олигопсония. На рынке одного покупателя уровень занятости будет меньше и соответственно заработная плата ниже, чем на конкурентном рынке.

В России до 90-х  годов XX века государство было единственным покупателем труда. Политика государства  состояла в том, чтобы обеспечить полную занятость, сохраняя излишних рабочих. Единственный покупатель, пользуясь  своим монопольным положением, держал заработную плату на низком уровне. У занятых подрывались стимулы  к труду. Низкий уровень зарплаты препятствовал научно-техническому прогрессу.

На многих рынках рабочие продают свою рабочую  силу коллективно, через профсоюз.

Профсоюзы используют следующие способы повышения  заработной платы:

- введение  ограничений на предложение труда  (иммиграционные барьеры, законодательство  об ограничении рабочей недели, длительный период ученичества);

- повышение  обусловленных договором ставок  заработной платы содействуя  этим самым установлению ее  выше точки равновесия;

- увеличение  спроса на труд. Профсоюзы изучают  пути снижения цен на производимые  товары через повышение производительности  труда и качества управления. Они помогают рекламировать товар,  агитируют за принятие тарифов  для защиты местного рынка,  стремяс убедить правительство  платить более высокие цены  по трудовым контрактам;

- устранение  эксплуатации труда монополистом. Профсоюзы противостоят монополистической  власти предпринимателей на рынке  труда, например в небольшом  городе, где действует всего одна  фирма. В этой ситуации единственный  продавец - организация профсоюза  - может иметь результатом своей  деятельности более высокий уровень  заработной платы без сокращения  занятости.

3. ЗАНЯТОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА

Современная экономическая теория определяет заработную плату как цену труда. По договору о найме человек обязан в течение  установленного времени работать на предприятии, а предприниматель  в обмен на его труд выплачивает  определенную сумму денег. Стало  быть, заработная плата - цена, денежное выражение труда-товара. К определению  размера вознаграждения за проданный  товар совершенно по-разному подходят его продавец и покупатель. Первый расходует свою рабочую силу - совокупность физических и духовных способностей. Для того, чтобы иметь возможность  постоянно продавать труд, человек  должен столь же регулярно воспроизводить и развивать свою работоспособность  и удовлетворять другие социальные потребности.

На величину заработной платы влияют социальные факторы. К ним относятся :

1) стоимость  жизненных средств, необходимых  для нормального воспроизводства  рабочей силы работника и содержания  нетрудоспособных членов его  семьи, а также затраты на  образование, удовлетворение культурных  запросов;

2) уровень  квалификации работников;

3) национальные  различия в степени развитости  экономических и социальных условий  жизни в разных странах. Эти  различия зависят прежде всего  от научно-технического уровня  производительных сил и эффективности  общественного труда, достигнутого  общественно нормального качества  жизни.

К рыночным факторам, влияющим на цену труда, относятся: спрос, предложение и конкуренция. Цены на услуги труда определяются на основе закона спроса и предложения.

Субъектами  спроса на рынке труда выступают  бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства. Спрос  на труд находится в обратной зависимости  от величины заработной платы. При росте  заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях  сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при  снижении заработной платы спрос  на труд возрастает.

В случае повышения  заработной платы выше уровня равновесной  цены предложение на рынке труда  превышает спрос. В этой ситуации происходит отклонение от полной занятости, рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд.

В случае снижения заработной платы по сравнению с  равновесной ценой спрос на рынке  труда превышает предложение, в  результате образуются незаполненные  рабочие места, вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату. Обе эти ситуации (безработица и наличие незанятых  рабочих мест) в условиях рынка  совершенной конкуренции не могут  быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления положения  полной занятости. Действительно, если предложение труда превышает  спрос на него вследствие установления заработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовые  предложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласиться  и те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места. Предприниматели готовы нанять большее  количество работников при условии  снижения заработной платы. Таким образом, тенденция к снижению заработной платы складывается как в сфере  предложения труда, так и в  сфере спроса на труд.

В том случае, когда спрос на труд превышает  его предложение из-за снижения заработной платы по сравнению с ее равновесным  значением, наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие  рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышению  расширяется круг работников, готовых  при более высокой заработной плате предложить свой труд.

4. БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ВИДЫ

Информация о работе Рынок труда