Сфера обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Сфера обращения не есть простое физическое перемещение, транспортирование товаров из места их производства на рынок или к потребителю, хотя движение товаров в узком смысле этого слова, также как и складирование, хранение товаров, представляет важную часть процесса их обращения. Прежде чем созданный товар начнет свое продвижение, производитель товара или его владелец должен по своему усмотрению либо в соответствии с договорами о поставке, запросами покупателей установить направление движения, адрес назначения товара.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Сфера обращения – неотъемлемая часть экономики..……………….
Торговля, её формы и виды …………………………………………..
Издержки обращения………………………………………………….
Маркетинг – современный инструмент обращения товаров……….

Практическое задание………………………………………………………….
Заключение………………………………………..……………………………..
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по «Экономической теории»

на тему « Сфера обращения »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Могилев, 2011

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….. 3

  1. Сфера обращения – неотъемлемая часть экономики..……………….
  2. Торговля, её формы и виды …………………………………………..
  3. Издержки обращения………………………………………………….
  4. Маркетинг – современный инструмент обращения товаров……….

 

Практическое задание………………………………………………………….

Заключение………………………………………..……………………………..

Список использованной литературы……………………………………….......

 

Введение

 

 

  1. Сфера обращения – неотъемлемая часть экономики

 

Между производством , созданием товаров и их потреблением, применением неизбежно существует промежуточное соединительное звено. Это область, сфера, в которой действует множество организаций и лиц, осуществляется обеспечение продвижения товара от производителя к конечному потребителю. Соединяющая производителей и потребителей товаропроводящая сеть, по которой перемещаются произведенные товары, обслуживающие ее предприятия и работники, экономические отношения между участниками процесса товарооборота – образуют сферу обращения.

Сфера обращения не есть простое физическое перемещение, транспортирование товаров из места их производства на рынок или к потребителю, хотя движение товаров в узком смысле этого слова, также как и складирование, хранение товаров, представляет важную часть процесса их обращения. Прежде чем созданный товар начнет свое продвижение, производитель товара или его владелец должен по своему усмотрению либо в соответствии с договорами о поставке, запросами покупателей установить направление движения, адрес назначения товара. Эта начальная фаза процесса обращения может носить распределительный адресно-ориентирующий характер, хотя уже на исходной стадии способна проявиться товарообменная, товарно-денежная суть процессов обращения. В явной форме товарно-денежная природа обращения обнаруживается на ранней стадии в случае предоплаты, когда покупатель, потребитель оплачивает товар до его поставки.

В более типичном случае товар первоначально продвигается на рынок купли-продажи, имеющий самые разнообразные формы: от мелкорозничной торговой палатки до оптовой ярмарки или биржи. Для современной экономики характерна ситуация, когда крупные партии товаров не поступают на рынок их продаж, а хранятся на складах. На ярмарках, биржах представлены образцы или просто сведения об этих товарах, необходимые, чтобы продавцы (либо их представители в лице брокеров, маклеров) могли заключить торговой контракт с покупателями либо их представителями о купле-продаже товаров на определенных условиях,  включающих объемы, цены, сроки и способы оплаты и доставки товаров, виды обслуживания, гарантии. Что же касается последующей поставки закупленной партии товаров, то она осуществляется продавцом товаров со склада, а покупатель, в свою очередь, оплачивает товар способом и в сроки, предусмотренные контрактом. Понятно, что в простейших, обыденных случаях купля-продажа товаров в розничной сети происходит намного проще – посредством передачи товара продавцом покупателю и встречной передачи денег (оплаченных денежных чеков) покупателем продавцу.

При  любой форме купли-продажи товаров центральное место в обращении занимает обмен товара на универсальный товар в виде денег. Картина не меняется, если обменивается товар на товар, т.е. сделка купли-продажи носит бартерный характер, осуществляется в виде натурального обмена. Роль обмена в процессе обращения товаров настолько велика, что иногда обращение отождествляют с обменом, однако  сведение обращения к процедуре обмена товара  на деньги и денег на товар или товара на товар сужает представление об обращении как процессе перехода товара из стадии производства в стадию применения, потребления. Обмен не вполне правомерно считать и завершением обращения товаров, так как обращение включает послепродажное обслуживание в форме доставки товара покупателю, обеспечения условий его использования, а иногда и ремонт, замену, обновление товара.

Следует выделять в обращении чисто товарную, технологическую сторону этого процесса и товарно-денежную, товарообменную сторону. Технологический аспект обращения заключается в упаковке товара, нанесении товарных знаков, складировании, перевозке,  разупаковке, сборке, установке и прочих операциях, не имеющих прямого отношения к экономике. Когда экономисты говорят об обращении товаров,  анализируют сферу обращения, то на первый план выдвигается экономическая сторона или, тоне говоря, финансово-экономические аспекты процессов товародвижения от производителей к потребителям. Экономика изучает сферу обращения с позиций видов продаваемых (покупаемых) товаров, объема торговых и транспортных издержек, формы и условий продаж, цен, форм и условий оплаты, организации оптовой и розничной торговли, рыночных механизмов действия контрактов купли-продажи. В определенной степени к сфере обращения правомерно относить и маркетинговую деятельность производителей, продавцов, направленную на активацию процесса торгового обмена, обеспечение эффективного товарного потока от производителей к потребителям, выявление и удовлетворение потребностей потенциального покупателя товара.

Необходимость распределения произведенных экономических продуктов как промежуточной стадии между производством и потреблением признается даже теми, кто наивно полагает, что в экономике можно обойтись без рынка купли-продажи, денег, цен, а непосредственно распределять произведенные блага между потребителями. Если же исходить из более жизненного положения, согласно которому рынок, купля-продажа, товарно-денежные отношения есть неизбежные аксессуары экономики, то  наличие сферы и процессов обращения неотвратимо. Более того, именно в этой сфере рыночной экономики происходит главный, сердцевинный акт рыночного действа – обмен товаров на деньги и денег на товары.

В современной рыночной экономике процесс обращения товаров включает в себя формирование цены на товар, рождающейся в ходе его купли-продажи. Так что обращение товаров, порождая их движение от продавца  к потребителю и обратный  поток  денег, одновременно создает предпосылки и даже обеспечивает установление количественных пропорций в движении товаров и денег, соотношения между массой продаваемого товара и денежной массой, представляющей оплату этого товара, т.е. его цены. Так что сфера обращения – это не только товаропроводящая и денежно-проводящая сеть, линия, но и система регулирования соотношения, пропорциональности, эквивалентности товаров и денежных потоков.

Специфика товарно-денежного обращения и обусловленных им товарно-денежных отношений в экономике проявляется ещё и в том, что в качестве рыночного товара могут выступать денежные средства, т.е. сами деньги, валюта и ценные бумаги: акции, облигации, векселя. Возникает особая форма обращения, которую можно характеризовать как «денежно-денежное обращение», происходящие на рынке денег и ценных бумаг, именуемом также финансовым рынком.

В данном случае обращение также выполняет функцию доведения денежного товара от производителей к потребителям, но при рассмотрении этой своеобразной части сферы обращения необходимо учитывать особенности «производства», а точнее – выпуска денежных средств и специфику их «потребления», которое применительно к такому обращению лучше назвать использованием. Несмотря на ясно выраженное своеобразие обращения денежных средств, причисление их движения к обращению вполне правомерно, так как эти средства представляют особый товар, который продается и покупается, переходит от продавца к покупателю в обмен на уплачиваемые за него деньги. Но денежные средства, участвующие в обращении, представляют не только товар, одновременно они выступают в роли посредника в процессах купли-продажи.

В связи с этим в экономике и экономической науке повсеместно используются понятие «денежное обращение», которое также имеет отношение к сере обращения, товарно-денежным отношениям, но представляет самостоятельную ветвь обращения, отражает их денежную сторону.

 Денежное обращение  - это  движение денег, обслуживающее и  обеспечивающее производство, распределение, обмен и потребление товаров (т.е. воспроизводственный процесс в целом), способствующее желаемому ходу экономических процессов и используемое как инструмент налаживания, регулирования этих процессов. Оно обладает выраженными особенностями и требует особого, специального рассмотрения, анализа. Более подробное описание денежного обращения представлено в последующих разделах.

Обращение товаров по своей роли и значимости напоминает круговорот, обмен веществ в природе, без которых была бы невозможной сама жизнь  и в которых выражено ее существо.

Высказанные ранее положения и соображения относятся преимущественным образом к сфере внутреннего обращения. К движению товаров и денег внутри страны. Существует еще и сфера внешнего обращения в виде области движения товаров, пересекающих границы страны, и осуществления расчетов между продавцами и покупателями разных стран. Это международная торговля, внешнеэкономическое сотрудничество, осуществляемые посредством внешнего обращения товаров, услуг, денежных средств. Сущность сферы обращения, механизм ее функционирования в целом схож для внутреннего и внешнего обращения. В то же время во внешнем обращении проявляются такие особенности, как наличие ограничений на экспорт и импорт, таможенных пошлин, различий внутренних и мировых цен, дополнительных транспортных издержек, а так же платежи в иностранной валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Торговля, её формы и виды.

Торговля –  отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.

Торговлю можно рассматривать в различных аспектах  :

  • как экономическую категорию;
  • как отрасль экономики;
  • как вид предпринимательской  деятельности.

 

Как  экономическая категория  торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полно удовлетворения потребностей потребителя.

Торговля  как отраслевая экономическая система  представляет собой крупное и важное подразделение экономики, совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально - технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса. Ей присущи все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним – обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации.

  • Однородность торговли заключается в однородности получаемого ею конечного результата, охватывающего реализацию товаров народного потребления и удовлетворение потребности в этих товарах.
  • Под устойчивостью отраслевой системы обычно понимается подчиненность ее отдельных звеньев единым закономерностям развития и внутренняя гармоничность ее отдельных частей.
  • Обусловленность отраслевой системы означает незначительную зависимость принимаемых отраслевых решений от небольших колебаний внешних параметров.

 

  Торговля обладает также  способностью к адаптации, т.е. стремлением к такому изменению условий внутренней и внешней среды, которое противодействовало бы снижению эффективности функционирования данной системы.

Сущность торговли проявляется в ее функциях в системе общественно-экономических отношениях.

Торговля выполняет две функции:

  • функцию удовлетворения платежеспособного спроса населения, реализации доли каждого индивида в национальном доходе в определенных предметах потребления, тем самым обеспечивая воспроизводство рабочей силы;
  • функцию обмена товаров путем купли-продажи, смены форм стоимости или возмещения при обмене затрат общественного необходимого труда.

 

Выполняя свои функции, торговля обеспечивает производству возмещение затрат на изготовление товаров и получение прибыли, способствует непрерывности процесса воспроизводства.

Торговля как вид предпринимательской деятельности рассматривается в Законе Республики Беларусь « О торговле », вступившем в силу в 2004г. В ст. 2 данного Закона торговля определяется как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже производственных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению услуг, связанных с продажей товаров. При этом товарами считаются предметы личного , семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество, предназначенное для продажи.

В современных условиях торговля осуществляется юридическими лицами индивидуальными предпринимателями на условиях конкуренции.

 

2.1 Организационные формы торговли

В Республике Беларусь  в качестве форм осуществления торговли определены:

  • комиссионная торговля (осуществляется на основании заключенных договоров комиссии);
  • торговля на конкурсах  (договор купли-продажи заключается на торгах с претендентом, предложившим наилучшие условия);
  • торговля на аукционах (товар реализуется на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому, кто предложит наивысшую цену);
  • торговля по образцам ( товар выбирается покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п.);
  • торговля с использованием автоматов;
  • выездная торговля (торговля вне постоянного места расположения торгового объекта);
  • посылочная торговля;
  • биржевая торговля (договора купли-продажи заключаются на биржевых торгах);
  • торговля на ярмарке (оптовая или розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях);
  • электронная торговля (заказ, покупка и продажа товаров осуществляется с использованием информационных систем и сетей);
  • торговля на рынке;
  • иные формы, не запрещенные законодательством.

Информация о работе Сфера обращения