Шпаргалка "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 01:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

ET_ekzamen.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

 –эластичность спроса по  цене

  – - точечная эластичность

  - дуговая эластичность

Ценовая эластичность спроса зависит от наклона спроса и от фактических значений цены и их количества. Отсюда коэффициент ценовой эластичности будет разный в разл точках кривой спроса.

Коэффициент ценовой  эластичности существует в пределах от [0;∞).

 

Рис. 18.1. Точечная эластичность. Если абсолютное значение Е больше единицы, спрос будет эластичным. Если абсолютное значение Е меньше единицы, но больше нуля - спрос неэластичен. Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или  эластичность в середине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения. Эластичность спроса по цене - это отношение относительного изменения спроса (Q) к относительному изменению цены (Р), которое на рис. 18.2 изображено точкой М.


 

Рис. 18.2. Дуговая  эластичность

Дуговая эластичность математически может быть выражена таким образом:

где Р0 - начальная  цена;

Q0 - начальный  объем спроса;

P1 - новая цена;

Q1 - новый объем  спроса.

Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов.

Итак, при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула точечной эластичности, а при больших (например, свыше 5% от начальных величин) используется формула дуговой эластичности.

 

11(24). Свойства и факторы эластичности спроса по цене.

 Свойства эласт. Спроса по цене: 1)эластичность различна в каждой точке линии спроса; 2)имеет всегда отрицательное значение; 3)зависит от наклона линии спроса. Факторы:1)наличие товаров-заменителей(чем больше товаров,тем выше эластичность спроса);2) разнообразие направлений использования товаров (чем больше направлений, тем выше эластичность спроса); 3)степень насыщения (чем больше насыщение потребностей в данном товаре, тем выше эластичность спроса); 4)время (спрос в длительном периоде более эластичен чем спрос в коротком периоде времени). Спрос более эластичен в краткосрочный период на товары длительного пользования, при повышении цены спрос резко падает в краткосрочный период, но с течением времени старые товары требуют замены новыми.

12( 25). Типы эластичности спроса по цене и изменение общей выручки. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Кривые Энгеля.

. виды:

1 ценовая или  прямая2 перекрёстная3 эластичность  спроса по доходу

Различают виды спроса: Эластичный. E>1 При изменении  цены на 1%, спрос изм более, чем  на 1%.

Неэластичный. E<1 При изменении цены на 1%, спрос  изм менее, чем на 1%.

Спрос единичной эластичности. E=1 При изменении цены на 1%, спрос тоже на 1%.

 

Абсолютно неэластичный спрос. E=0 при изменении цены спрос  не меняется.

Абсолютно эластичный спрос. E=∞ Бесконечно малое изменение  цены приводит к большому изменению  объёма спроса.

Изменение общей выручки. Практическое применение эластичности спроса проявляется тогда когда нужно принять решение о снижении или повышении цены на товар и определить что произойдёт в этом случае с выручкой: TR=P*Q 1. Если спрос эластичен то снижение цены приведёт к большому увеличению спроса, и потом от снижения цены перекроется доходами от увеличения продаж, и отсюда общая выручка увеличится. Изменение цены и общего дохода разнонапрвлены. 2. Если спрос не эластичен, то снижение цены ни приведёт к увеличению D в таком количестве, чтобы потеря от снижения цены перекрылись доходом от увеличения кол-ва проданного товара, и в этом случае доход уменьшится. Изменение цены и общего дохода однонапрвленое.3. При уменьшении цены величина общего дохода не изменяется, т.к. при спросе ед. эластичности изменение цены такое же как изменение объёма. Любое изменение цены не приводит к изменению дохода. Е=1 , TR=max. При линейной функции спроса можно сразу найти цену и объём Р=а\2в Q=a\2   Q=a-bP фирма всегда стремится выбрать эластичный участок спроса включая точку ед. эластичности.  Эластичность спроса по доходу- х-ует относит измен спроса при измен дохода потребителя.

Если E>0, то товары высок или норм качества

Если 0<E<1, то товары первой необходимости

Если E>=1, то товары 1-ой необх и предметы роскоши

Если E<0, то товары низк качества, т.е. с ростом дохода потребление товара снижается.

Перекрёстная  эластичность спроса .Перекрёстная эластичность спроса показывает отношение % изменения спроса на один  товар (Х) в зависимости от изменения цены на др. товар (У)  Ex,y=Qx/Py *Py/Qx .Он хар-ет взаимосвязь между товарами. Если Ех,у>0, то х,у- взаимозаменяемые (субституты) и повышение цены на тов. Х приведет  к увеличению спроса на тов.У.Если Ех,у<0, х,у- взаимодополняемые и повыш. цены на тов. Х приведет к уменьш. спроса  на тов. У. Если Ех,у=0, то эти товары не связаны друг с другом.Изменение цены на один товар не влияет на изменение спроса другого товара. Кривые Энгеля 1)для норм товаров(отражает зависимость кол-ва норм неэласт товаров, на к-ый есть спрос от дохода У.Приращение дохода У>Qdx) 2)для предметов роскоши(она направлена для эласт товаров. Это товары, к-ые недоступны для семей с доходом<Y, если доход=у, то по мере увел дохода У приращение кол-ва товаров Х, на к-ый есть спрос, превосходит приращение У, кривая растет вверх) 3)для некачественных товаров (до тех пор пока не достигнут макс потребление таких товаров растет)

13( 26). Эластичность предложения по цене. Типы эластичности предложения.

 Эластичность предложения по цены есть процентное изменение предлагаемого количества товара в результате однопроцентного изменения цены. Если цена увеличивается то эластичность предложения обычно положительна т.к более высокая цена будет для производителей стимулом к увеличению производства товара. Эластичность предложения различается в долгосрочном и краткосрочном периодах. Для большинства товаров в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее, чем в краткосрочном, т.к предприятия не могут быстро переориентировать производство на увеличение выпуска продукции; им для этого необходим какой-то промежуток времени. Но по товарам вторичного пользования предложение более эластично в короткие отрезки времени, чем в продолжительные(например, предложение металлолома, который регулярно переплавляется).Она рассчитывается как отношение процентного изменения предложения к процентному изменению цены товара. EPS=∆Qs\∆P*P1\QS1;. В зависимости от коэффициента эластичности существует несколько видов эластичностьи предложения:1. эластичное предложение E>1 2. неэластичное предложениеE<1 3.предложение еденичной эластичности (Ер=1) 4.абсолбтно неэластичное предложение (Ер=0) 5.абсолютно эластичное предложение (Ер=бесконечность)



 




 

14( 27). Факторы эластичности предложения. Эластичность предложения в различных временных периодах.

Факторы эластичности предложения: 1.Время –различают 3 временных периода. Мгновенный – Е=0 в этот период предложение абсолютно неэластично и изменение предложения приведет к увеличению цены , т.к. продавец не успевает приспособиться к изменению цены. Краткосрочный – Е<1 период, когда можно увеличить предложение с помощью более интенсивного использования факторов производства, но это увеличение происходит в меньшей степени, чем возросла цена предложение неэластично. Долгосрочный – E>1 предложение эластично, т.к. можно организ. производство товаров за счет внедрения новых технологий и строительства новых предприятий, т.е. продавец может полностью приспособиться к изменению цены. 2.Издержки производства – предприниматели пойдут на увеличение производства товара Х лишь при резком повышение его цены, способным компенсировать издержки производства 3.Тип продаваемой продукции – производство товара, требующего значительных затрат, улучшение технологий, не может быть резко увеличено из-за повышения цен. 4. Способность товара к длительному хранению. 5. Степень монополизации отрасли.6.Загрузка производственных мощностей.

15( 28). Цели и ограничения рыночных субъектов (потребитель, производитель, государство). Субъекты- все, кто имеет: эк. интересы и мотивы, побуждающие вести эк. деятельность; преследует опред. цель и решает для этого конкретную задачу; вступает в конкуренцию для достижения лучших эк. результатов; действует в условиях огранич. возможности и определяет альтернативу выбора. Осн.субъекты микроэк-ки: 1 потребитель(д\х)(цель: макс. Удовлетворение потребностей). Ограничения: величина доходов, цены на товары и услуги(институциональные и неэкономические), ограничение свободы выбора; 2.производитель(фирма) цель: максимизация дохода и Ограничения: технологические (нек.комбинации ресурсов практически неосуществимы), экономические (велечина издержек, цены на ресурсы), ограничения со стороны рынка: спрос покупателя, ограничения со стороны конкурента, ограничения со стороны гос-ва) 3.гос-во (цель: максимизация общ. Благосостояния); (ограничения: наличие экономических ресурсов; политика; экономич., научный, и др. потенциал страны). Рассматривается равновесное состояние основных субъектов: потребителя и фирмы. Оно означает, что субъект достигает своей цели и нет внутренних мотивов для изменения существующего положения.

 

 

16(29). Понятие рационального потребителя. Функция полезности. Полезность и предельная полезность. Первый закон Госсена. В основе формирования спроса лежат потребности. Они определяют предпочтения и поведение потребителя. Поведение потребителя рационально.

Рац потребитель  – способности чел-ка сопоставлять все доступные ему комбинации благ и услуг и выбрать из них  наиболее предпочтительные Предпочтения потребителя описываются с помощью понятия полезность (способность блага удовлетворять потребность). Благо в теории потребления – любой объект потребления, который приносит удовлетворение и повышает благосостояния. Каждое благо обладает определенной полезностью. Полезность зависит от кол-ва потребляемых благ. Функция полезности: U=f(x1;х2…хн) Показывает зависимость между кол-вом потребляемых благ и полезностью этих благ. Общую полезность (TU)- совокупная полезность, получаемая в результате потребления всех благ в единицу времени. TU=f(Qa,Qb…Qn). Потребитель сопоставляет полезность каждого блага и может оценить насколько полезность одного блага выше полезности другого. U(X1)<U(X2)<U(X3); U(X2)-U(X1)=∆U(X); U(X3)- U(X2)= ∆U(X). Для этого вводится Предельная полезность (MU)- полезность, которую приносит каждая дополнительно потребленная единица или прирост общ. Полезности: MU= ΔTU/ΔQ=(TU)’. Процесс потребления имеет особенности: потребитель может определить очерёдность удовлетворения потребности; в единицу времени потребности можно удовлетворить; по мере удовлетворения потребности потребитель будет приобретать меньшее количество данного блага. Предельная полезность при увеличении потребления убывает и тенденция настолько сильна, что ее рассматривают как закон убывающей предельной полезности. Это первый закон Госсена: если потребление остальных благ не меняется, то по мере насыщения потребности в благе х, полезность каждой последующей единицы блага х будет снижаться, т.е. предельная полезность блага х уменьшается.

 

17( 30). Графическое и математическое соотношение общей полезности TU и предельной полезности MU. Правило максимизации полезности. Закон убывающей предельной полезности и закон спроса.

 Математически MU определяется как первопроизводная ф-ии TU(MU=TU’(X)) Графически(выделяют 3 участка):     

. Основная взаимосвязь  между MU и TU : 1) MU>0 TU↑; 2)MU=0 TU-MAX; 3) MU<0 ↓TU. правило максимизации полезности (2-ой закон Госсена) (потребитель стремится макс распределить свой доход, чтобы все потребности были удовлетворены одинаково, т.е. интенсивность удовлетворения потребностей должны быть равной) TU(X,Y)→max, I=PXQX+PYQY-уравнение дохода или бюджетное ограничение потребителя. Допущения: 1) потребитель имеет некоторый доход; 2) потребитель знает о ценах на товары и они не зависят от его поведения; 3)действует закон убывающей пред. Полезности; 4)нет сбережений. Потребитель стремится к максим. общ. полезности и он достигает максимума в том случае если он распределяет свои средства на покупку различных товаров  таким образом, что последний потраченная денежная единица  принесет ему такую же полезность как и предыдущие товары, т.е.

Закон убывающей  предельной полезности объясняет действие закона спроса. Потребляется два товара Х И У.ЦЕНА на товар Х увеличивается, тогда соотношение с х будет меньше соотношения У, из которого потребитель стремится выйти изменяя потребление блага Х, при этом увеличивая предельную полезность. Исходя из закона кол-во блага Х должно уменьшится. Пред. Полезность блага определяет цену спроса. Линия  MU совпадает с линией спроса.

18(31). Субъект хозяйствования. Предпринимательство. Фирма. Основные формы фирм.

 Субъект  хозяйствования – это тот, кто покупает ресурсы и производит товар. Фирма – осн. субъект хозяйствования. Фирма- организационная структура бизнеса, обладающая эк. И юридич. самостоятельностью. Эк. Самостоятельность означает: фирма – основное звено национальной экономики; является объектом и субъектом собственности; имеет эк. Интерес; является общностью людей. Юр. Сам-сть: имеет собственное имущество; отвечают по своим обязательствам; юридический адрес; имеет права; выступает истцом и ответчиком. Типы и виды фирм: коммерческие (максимизация прибыли) (по формам собственности (гос., частные, иностранные, смешанные); по размеру кол-ву рабочих (малые, средние, крупные); унитарное предприятие (не наделено правом собственности на имущество. Имущество неделимое и не может быть распределено между работниками предприятия); производственный кооператив (объединение граждан на основе паевого взноса в личном, трудовом участии); организационно-правовые нормы (единоличное владение (СОБСТВЕННИК-ОДНО ЛИЦО, КОТОРОЕ несёт полную ответственность за рез-ты деятельности), партнёрство (бизнес, которым владеют 2 и более человек на основе объединения капиталов и возможном участии в работе. 3 осн. Формы: полное товарищество (все совладельцы несут полную ответственность независимо от доли вклада); ограниченное товарищество–СОВЛАДЕЛЬЦЫ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПРЕДЕЛАХ СВОЕГО ВКЛАДА; Коммандитное(существуют полные товарищи и коммандисты) ; бизнес – основан на выпуске и продаже ценных бумаг. Каждый акционер имеет право голоса в соответствии с кол-вом акций; корпорация или АО, и некоммерческие (иные цели).

Информация о работе Шпаргалка "Экономическая теория"