Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 09:16, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 105.80 Кб (Скачать файл)

1.Экономика как объект  исследования.

Экономическая наука предполагает изучение динамичной, постоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономическая жизнь общества.

2. Потребности и их виды.

Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда, жилье и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт, туризм и т. д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные — могут.

Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу, современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

а) Физиологические (голод, жажда, секс...).

б) Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...).

в) Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение).

г) Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех).

д) Потребность в само актуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т. д.).

При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов.

3.Понятие экономического  блага.

экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.

4.Ресурсы:  потенциальные и активные. Классификация  факторов производства.

    Ресурсы подразделяются  на:

    - экономические (функционирующие)

     - потенциальные (не вовлечённые в хозяйственный  оборот)

     Экономические  ресурсы включают:

   - природные ресурсы 

- трудовые (население в  трудоспособном возрасте)

- материальные (все созданные  человеком средства производства, являющиеся результатом производства)

- финансовые (денежные средства, которые общество в состоянии  выделить на организацию производства)

-информационные (научная, научно-техническая, проектно-конструкторская,статистическая,технологическая,информационная информация, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта)

 Факторы производства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо.  Информация специфической формой, информации является технология

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.

 Капитал относится  к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность  созданных прошлым трудом человека  благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не  относятся к данному фактору  производства.

  Земля относится к  природным ресурсам. Как фактор  производства охватывает все  сельскохозяйственные угодья и  городские земли, которые отведены  под жилищную или промышленную  застройку, а также совокупность  природных условий, необходимых  для производства товаров и  услуг.

5. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора. Альтернативная стоимость благ.

Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Все проблемы экономического развития связаны с расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах: потребности общества безграничны; ресурсы общества ограничены или редки.

В каждый данный момент времени количество любых ресурсов представляет собой фиксированную величину, т.е. ограничено. Применение практически всех, в особенности первичных, ресурсов (труда, земли, капитала) в какой-либо одной отрасли исключает возможность их применения в какой-либо другой отрасли.

Из одного и того же сырьевого ресурса также может быть произведена только какая-то одна разновидность экономического блага, но не две, три и т.д., хотя потребность в этом существует. Ограниченность всех ресурсов вынуждает людей делать экономический выбор: ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить, в каких количествах, и в какие периоды времени. Решение указанных вопросов связано с альтернативой, выбором в пользу одних благ и отказа от выпуска других благ. Этот выбор базируется на принципах комбинации, замещения производственных факторов с учетом эффекта масштаба производства и закона падающей производительности.

Издержки такого выбора называют альтернативными издержками (или вмененными, или издержками упущенных возможностей). Суть идеи об альтернативных издержках состоит в том, что реальная стоимость любого произведенного блага есть недополученные полезности других благ, которые могли бы быть произведены с помощью ресурсов, использованных для уже произведенных благ. В этом смысле издержки производства любых благ представляют собой потенциально утраченные другие, невыпущенные полезные блага.

6. Кривая  производственных возможностей.

это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов. В данном случае точки А, Б, В, Г, Д — точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (выше кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант

7. Предмет современной  экономической науки. Микро- и макроэкономика.

Различают объект и предмет научных исследований. Для экономических исследований - это экономика, хозяйственное жизни. Предмет исследования - это цель изучения, то есть то, что наука 1 ставит в центр свои темы. Например, человека как объект исследований изучают разные науки - медицина, психология, этнография, демография, история и т.п., каждая из которых имеет свой предмет. Как показывает практика, предмет науки, в частности, экономической теории, в значительной степени зависит от исходных позиций той или иной теоретической концепции. Политическая экономия акцентирует внимание на природе богатства, причинах его роста и особенностях присвоения. Так, первая школа политической экономии - меркантилизм - сути богатства считала золото и другие сокровища, а их источником - внешнюю торговлю. Поэтому определяющим принципом меркантилизму стала доктрина активного торгового баланса как главного условия национального благосостояния.

Макроэкономика изучает функционирование экономики в целом. Объектами ее анализа является национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, безработица. Она выясняет, сколько должно быть денег в каналах обращения страны, чем отдельные страны находятся в кризисном состоянии, а другие - динамично развиваются. Микроэкономика исследует поведение отдельных субъектов экономики, деятельность фирм и механизм мотивации труда, анализирует цены на отдельные товары, расходы на изготовление определенного товара.

8.Функции  экономической науки.

Развитие производства товаров и услуг невозможно без привлечения достижений всех наук, в том числе и экономических. В самом начале - использование накопленного опыта, интуиция. Затем - собственно научные знания, но преимущественно эмпирические. И лишь примерно с XIX в. на первый план выходит теоретическая наука.

Эмпирическая функция, она говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria - опыт), то есть основываются на живом, практическом опыте. Учёные-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимости продукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории.

Теоретическая функция как раз и проявляется тогда, когда учёные обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций, доктрин. Без всего этого наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов.

Благодаря образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтом; все учебные программы предусматривают изучение её законов и принципов. Экономические знания позволяют людям чувствовать возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров или услуг, найме на работу, размещении своих денежных сбережений и так далее).

Наконец, практическая функция, или, как её ещё называют, nрагмаmuчecкая, или прикладная. Она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.

9. Методы  экономической  науки.

Экономика изучает рациональное поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Рациональное поведение предполагает оптимальное соотношение между потребностями и ограниченными ресурсами, а также постоянный выбор между результатом действий и упущенной возможностью. Рациональное поведение человека - это соотношение «выгод» и «затрат», которое проявляется как минимизация затрат и максимизация выгод.

Но достаточно давно уже замечено, что в процессе хозяйственной деятельности проявляются одинаковые варианты поведения людей, если исходные условия у них одинаковы. Если выделить и описать основные параметры внешних и внутренних условий (причин), воздействующих на людей, то можно с определенной уверенностью обобщить варианты одинакового поведения большей части людей (во всяком случае - рациональных людей). Внешние (объективные) условия - это проявления окружающей экономической среды. Например, товары, деньги, доходы, занятость и пр. Внутренние (субъективные) условия - это индивидуальные оценки, экономические интересы, предпочтения и пр.

Залог успешности всякой фирмы зависит не столько от качества и полезности предоставляемых товаров и услуг, как от отсутствия ошибок в работе. Ведь даже незначительные погрешности могут привести к большим потерям. И безупречное ведение бухгалтерского учета является не менее важным, нежели производство. Одна запитая, поставленная не в том месте может создать массу проблем с налоговой и клиентами. Доверять ведение бухгалтерии своей фирмы лучше проверенному человеку, имеющему ценный для вас опыт. Но если работа не такая уж и сложная и цена ошибки невелика, всегда можно принять на работу молодого специалиста: вы получите недорогого бухгалтера, а он - начальный опыт.

10. Экономические категории и законы.

Экономическими законами, принято называть наиболее существенными, устойчивыми регулярно повторяющимися объективные причинно-следственные связи и взаимосвязи в экономических процессах, и явлениях.

Экономическими законами, принято называть наиболее существенными, устойчивыми регулярно повторяющимися объективные причинно-следственные связи и взаимосвязи в экономических процессах и явлениях.

Характер экономических законов, позволяет разделить их на две группы:

 специфические

  общие

Специфические — действующие в условиях определенного типа производства и выражающие существенные черты функционирования и развития. Общие экономические законы - действующие во все периоды экономического развития общества.

 Экономические законы  в своей совокупности образуют  систему экономических законов, где неправильное использование  одного закона, расстраивает всю  систему и нарушается равновесие  в обществе. В ходе изучения  и теоретического осмысления  действительности, различные стороны  экономических отношений, фиксируются  сознанием в виде экономической категории.Экономические категории - это логические понятия, отражающие в обобщенном виде условия экономической жизни общества, например - товар, деньги, труд, заработная плата.

11.Основные этапы развития экономической теории. Современные школы и направления экономической  науки.

 а) В современной западной экономической теории можно выделить три основных направления:

неоклассическое;

 кейнсианское;

институционально-социологическое.

 

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое осмысление.

Основателем кейнсианского направления был Джон Кейнс (1883-1946). В главном произведении Д. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.) изложены его теория и программа государственного регулирования экономики. Эта теория получила широкое распространение в правосоциалистической литературе и приобрела многочисленных сторонников (У. Беверидж, С. Харрис, А. Хансен, Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Лернер и др.).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"