Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 13:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ответы на госы.docx

— 295.49 Кб (Скачать файл)

 

1.Рентабельность предприятий : сущность, основные показатели.

Рентабельность отражает степень прибыльности работы предприятия. Анализ рентабельности заключается в исследовании уровней прибыли по отношению к различным показателям и их динамики.

Рентабельность средств или их источников = Прибыль / Средняя за период величина средств или их источников

В расчете рентабельности по отдельным составляющим капитала (средствам или их источникам) могут быть использованы показатели прибыли от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности или чистая прибыль.

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка от продаж

рентабельность экономическая оборотные средства оплата

В формулах рентабельности могут использоваться различные показатели (составляющие капитала) в зависимости от интересующего направления анализа.

Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов:

где - средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов.

Этот коэффициент отражает эффективность использования внеоборотных активов (всего основного капитала). Его повышение положительно характеризует финансовый результат, так как он показывает величину прибыли, приходящуюся на единицу стоимости внеоборотных средств. Однако рост рентабельности внеоборотных активов при снижении рентабельности всего капитала свидетельствует об излишнем увеличении мобильных средств вследствие образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или не используемых с достаточной эффективностью в обороте денежных средств.

Кроме этого, можно исчислить и рентабельность производственных фондов торгового предприятия как отношение прибыли к средней стоимости основных и материальных оборотных производственных средств.

Значительное количество торговых предприятий работают в арендуемых зданиях. В связи с этим стоимость основных средств следует определять как сумму собственных, в т. ч. сданных в аренду объектов по данным бухгалтерского баланса (форма № 1); арендованных основных средств, приводимых в справке к форме № 1 о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

Рентабельность собственного капитала

Данный коэффициент характеризует эффективность использования собственного капитала (в том числе инвестиционного, акционерного) и отражает долю прибыли в собственном капитале. Он позволяет инвесторам и акционерам определить потенциальный доход от вложения средств в ценные бумаги анализируемого предприятия, и поэтому влияет на уровень котировки акций на фондовых биржах.

На основе показателя рентабельности определяют время, в течение которого полностью окупятся вложенные в данное предприятие средства. Под временем следует понимать число рассматриваемых (отчетных) периодов, за которые рассчитывается рентабельность собственного капитала:

ТОК = 1 / k5R (лет, кварталов).

Рентабельность перманентного капитала

Этот показатель отражает эффективность использования долгосрочного (перманентного) капитала в деятельности организации (как собственного, так и заемного).

 

2 Аутсорсинг, аутстаффинг: понятие, примеры  использования

 

Введение термина «аутсорсинг» в теорию менеджмента связано с использованием ресурсов внешних организаций или провайдеров (от англ. to provide – «предоставлять услуги») в области информационных технологий. Многие специалисты полагают, что аутсорсинг получил распространение в связи с развитием информационных систем и технологий, и относят начало «эпохи аутсорсинга» к 60-м гг. XX в., а именно – к 1962 г., дате основания Electronic Data System Corporation (EDS). С 80-х гг. XX в. аутсорсинг информационных технологий (JT-аутсорсинг) является сферой внимания и стратегических интересов крупных корпораций, ставших признанными мировыми лидерами в области электронной обработки данных. Деятельность специализированных компаний, взявших на себя сопровождение информационных потоков крупных, средних и малых предприятий, сформировала новый, быстро развивающийся сектор бизнеса.

    Electronic Data System Corporation была основана в Далласе удачливым  бизнесменом и неудачливым кандидатом  в президенты США Россом Перро. Первоначально он централизованно  подводил балансы для нескольких  банков, арендуя ночное время  на мэйнфреймах (больших ЭВМ). Но  когда EDS принесла General Motors годовую экономию  в размере более 4 млрд долл., взяв  на себя сопровождение всех  информационных потоков этой  огромной корпорации, Перро понял, что стоит у истоков нового  многообещающего бизнеса. На основе  аутсорсинговых соглашений с  крупными корпорациями и банками EDS принимает на себя выполнение  определенных функций в области  информационных технологий, снабжения  и поставок, обслуживания, финансов  и обеспечения персоналом, успешно  занимается IT-проблематикой практически  всех типов организаций. В 1998 г. EDS реализует услуги в области IT-аутсорсинга  уже в 44 странах, имея более 9000 клиентов  и годовой доход 15,2 млрд долл.

    Сотрудники EDS, работая  с банками, использовали собственные  программные средства. Эти программы, развиваясь, постепенно приобретали  ту или иную специализацию  и направленность, в зависимости  от спроса на услуги. Довольно  скоро руководство EDS осознало, что  занимается совершенно новым  видом услуг, и стало накапливать  собственный технический потенциал. В конечном счете некоторые  предприятия и организации, понимая, что компания EDS располагает мощным  парком собственных технических  средств, программным обеспечением  и высококвалифицированным персоналом, стали передавать свои информационные  ресурсы полностью в ее ведение. Более того, передавался не только  набор информационных средств (интеллектуальных  активов), но и штат специалистов, который был задействован в  обслуживании этих средств. EDS, таким  образом, полностью брала на себя  ответственность за информационную  деятельность заказчика, что приносило последнему весьма ощутимый эффект. К примеру, на заводах General Motors, где впервые в крупных масштабах была обкатана технология IT-аутсорсинга, затраты на организацию информационной поддержки сократились с 5–8 до 3–3,5 млрд долл. в год. При этом улучшилось и качество информационного обслуживания[

      В Германии  в 1960—1980-е гг. сложилась практика  создания на крупных предприятиях  центров по электронной обработке  информации, которые впоследствии  стали предоставлять соответствующие  услуги средним и мелким фирмам, не располагающим необходимыми  техническими возможностями. Как  показали специальные исследования, уже в 1974 г. оборот специализированных  вычислительных центров Германии, которых к этому времени насчитывалось  около 400, составил 1,4 млрд нем. марок

Примером сложившихся взаимовыгодных отношений между аутсорсером и клиентом могут служить широко известные многолетние связи компаний EDS и General Motors или Systemhaus и Daimler Benz. Ведущее место среди компаний, специализирующихся в области IT-аутсорсинга, в конце XX в. занимала компания IBM Global Services корпорации IBM, имевшая в 1997 г. оборот более 25 млрд долл. и более 110 000 сотрудников в 160 странах. Спектр услуг аутсорсеров расширяется вместе с развитием компьютерных технологий, информационных сетей, соответствующих технических и программных средств. Повсеместное использование Интернета и других информационных сетей стимулировало развитие рынка услуг доступа к данным (приложениям), расположенным у провайдера (Application Service Providing, ASP). В настоящее время, по мнению аналитиков International Data Corporation (IDC), лидером рынка поставщиков ASP-услуг является компания Oracle и ее подразделение Oracle Outsourcing, которое обеспечивает для клиентов поддержку как систем управления предприятием (Enterprise Resource Planning, ERP), так и систем управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM). По собственной оценке Oracle, компании, которые пользуются услугами IT-аутсорсинга, могут сэкономить более 75 % расходов на оплату труда[8]8

  Современный бизнес  невозможно представить без аутсорсинга. Для этого существуют минимум  две причины:

1. Большинство современных  компаний стремится к использованию  всех новейших достижений науки, техники и технологии, чтобы выпускать  качественную и конкурентоспособную  продукцию, наилучшим образом отвечающую  потребностям покупателей. 2. Современные  технологии, знания и опыт находятся, как правило, в руках специалистов, которые с выгодой для себя  и клиента предоставляют необходимые  услуги компаниям на условиях  аутсорсинга. Это удобно для обеих  сторон, так как каждая из них  может сосредоточить собственные  ресурсы на развитии своих  сильных сторон и перспективных  направлений деятельности. Это приводит  к существенному сокращению расходов  на производство конечного продукта, так как каждая сторона выполняет  именно ту работу, которую лучше  всего умеет делать, не прикладывая  дополнительных усилий и не  вкладывая дополнительных средств  в освоение новых видов деятельности. Наконец, это соответствует интересам  потребителей, так как они получают  продукт наилучшего качества  по доступной цене.

В современном менеджменте под аутсорсингом понимают выполнение отдельных функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и пр.) или бизнес-процессов (организационных, финансово-экономических, производственно-технологических, маркетинговых) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения. В настоящее время аутсорсинг рассматривается как современная методология создания высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции трех экономических центров, сложившихся к началу XXI в. в мире, – США, Японии и Европы.

Конкуренция является «питательной средой», основой и главной движущей силой аутсорсинга. «В некоторых странах предприниматели все еще могут строить свои планы, рассчитывая на доступность сырья и/или дешевой рабочей силы. В такой ситуации можно сначала не уделять должного внимания снижению затрат и повышению качества обслуживания. Однако в большинстве развитых стран мира любое конкурентное преимущество достигается за счет знаний, умений и творческих решений. К сожалению, не все эти преимущества долговечны, поскольку благодаря современным технологиям новые знания и умения довольно быстро распространяются среди конкурентов»[9]9

  Аутсорсинг – продукт  современных тенденций развития  мировой экономики, противоположных  тенденциям монополизации. Это методология  адаптации управления организацией  к условиям рынка, позволяющая  быстро входить в новый бизнес, используя все имеющиеся возможности  внешней среды, а в отдельных  случаях и ресурсы конкурентов.

Среда современного бизнеса характеризуется следующими факторами:

• ускорением происходящих в ней изменений;

• изменением позиций потребителя;

• возрастанием конкуренции за ресурсы;

• интернационализацией бизнеса;

• дальнейшим развитием научно-технического прогресса;

• развитием информационных сетей и т. д.

Характер деятельности организации целиком зависит от выбора между производством и приобретением, жизненно важного для производительности и конкурентоспособности. Среди западных ученых и аналитиков проблема этого выбора известна как «make or buy?» («производить или покупать?»). За последнее время взгляды менеджеров на эту проблему претерпели значительные изменения.

 

3.Бизнес-план  предприятия сферы околотаможенного  сервиса: понятие, основные разделы  и этапы разработки.

 

Бизнес-план — это план создания и развития или нового предприятия, или стратегического хозяйственного подразделения крупного предприятия, или какого-либо хозяйственного проекта, реализуемого предприятием.Бизнес-планирование обычно решает следующие задачи:оценивает жизнеспособность и устойчивость предприятия, определяет и снижает риск предпринимательской деятельности;конкретизирует перспективы деятельности на основе системы количественных и качественных показателей развития;создает основу для привлечения внимания, интереса и поддержки со стороны инвестора или инвесторов;позволяет получить первоначальный опыт планирования нового вида деятельности и сформировать перспективные представления о нем.В разработке бизнес-планов можно выделить несколько этапов.Первый этап включает сбор информации о требованиях к бизнес-планам в избранной отрасли и масштабах деятельности.Второй этап связан с определением целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые необходимо решить с помощью бизнес-плана.Третий этап — это точное определение инвесторов. Это могут быть крупные предприятия — корпорации, которые рассматривают бизнес-планы, предлагаемые их структурными подразделениями; банки; международные финансовые организации, занимающиеся финансированием развития; будущие партнеры или акционеры — крупные предприятия и предприниматели, действующие в отрасли или регионе.Четвертый этап подготовки бизнес-плана — это определение общей структуры создаваемого плана. Бизнес-план во многих случаях может включать следующие разделы: резюме; история предприятия, если оно уже действует; описание продуктов — товаров и услуг; описание дел в отрасли, товарных рынков; оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовый план и оценка риска; приложения.Пятый этап подготовки бизнес-плана предполагает сбор информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. Для сбора информации необходимо составить перечень сведений, необходимых для подготовки основных разделов плана.Шестой этап подготовки — это непосредственное составление бизнес-плана. Как правило, разработка бизнес-плана должна осуществляться специалистами по планированию и аналитиками под руководством того, кто будет управлять реализацией плана.Седьмой этап может заключаться в анализе, который является предварительной экспертизой плана. После этого план может быть представлен ведущим инвесторам или кредиторам. Основные разделы бизнес-плана..1. Резюме. Содержит краткое описание проекта и общие выводы из всех последующих разделов.Это один из самых важных разделов в структуре бизнес-плана и к его написанию нужно подходить очень серьезно, потому что, если резюме не будет для инвестора достаточно "заманчивым", то скорее всего дальше Ваш бизнес-план он читать не станет. Не смотря на то, что резюме - это первый раздел бизнес-плана, писать его нужно в самом конце, когда все другие главы уже закончены.2. Описание товара или услуги. Опрелетяет какие товары и услуги будет предоставлять предприятие, чем они будут отличаться от других товаров и услуг на рынке.3. Рынок сбыта. Характеризует предполагаемых потребителей - их пол, возраст, уровень достатка. В этом разделе бизнес-плана также оценивается объем сбыта4. Стратегия маркетинга. Описывает какие меры будут предприниматься, для стимулирования сбыта, а также требуемые ни них расходы и предполагаемую прибыль от продаж.5. Сырье и материалы. Раздел бизнес-плана обосновывает выбор технологии производства, потребность в ресурсах, выбор места расположения.6. Финансовый план. Содержит все финансовые расчеты: описание и обоснование источников финансирования, себестоимость продукции, показатели рентабельности:- срок окупаемост- простая ставка доход- чистая дисконтированная стоимость- внутренняя ставка дохода.

 

4. Валовой внутренний продукт. Валовой национальный продукт. Понятие, методы расчета.

 

Валовой внутренний продукт — центральный макроэкономический показатель, применяемый для определения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Он измеряет стоимость конечных товаров и услуг. В самом общем виде валовой внутренний продукт представляет собой совокупную стоимость произведенной в народном хозяйстве страны конечной продукции за год. Валовой внутренний продукт исчисляется тремя методами: производственным, распределительным, конечного использования.

Производственный метод состоит в исключении из стоимости произведенных товаров и услуг той части, которая была израсходована в производстве. Согласно производственному методу ВВП есть сумма добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны.

Добавленная стоимость это стоимость, созданная в процессе производства, поэтому она не включает стоимость потребленного сырья и материалов. Чтобы определить денежную величину добавленной стоимости, нужно из объема продаж фирмы вычесть стоимость материалов и комплектующих, купленных у поставщиков. Чтобы рассчитать суммарный ВВП, нужно сложить все стоимости, добавленные всеми производителями данной страны. Валовой внутренний продукт, рассчитанный по производственному методу кроме суммы добавленных стоимостей, включает и чистые косвенные налоги. В системе национальных счетов это налог на производство и импорт. Косвенные налоги представляют собой разницу между суммой всех налогов на производство и импорт, уплаченных предприятиями, и субсидиями, полученными от государства. Расчет ВВП по распределительному методу требует использования потоков доходов средств – совокупный доход, получаемый владельцами факторов производства, называется валовым внутренним доходом.

Если же к валовому внутреннему доходу добавить сальдо факторных доходов из-за границы, получим валовой национальный доход. Эти показатели характеризуют доходность национальной экономики. следует различать два вида доходов: трудовой и на собственность. Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Доходы на собственность, или предпринимательские, включают в себя: рентные доходы это доходы от передачи прав, например, на землю, патенты, разработку недр и т.п.; прибыль, получаемую от вложения собственного капитала в свои предприятия; прибыль корпораций, т.е. доход на капитал (оборудование, здания, патенты) в корпоративном секторе экономики; чистый процентный доход, т.е. выплаты бизнеса и внешнего мира фирмам и хозяйствам данной страны за предоставленные кредиты. Располагаемый доход это доход, который поступает домашним хозяйствам. Итак, рассмотрим, какие элементы доходов исключаются из валового национального дохода, а какие, наоборот, добавляются к нему: Валовой располагаемый доход = валовому национальному доходу – доходы корпораций + дивиденды по акциям + проценты правительства + непроцентные трансферты — налоги. Валовой располагаемый доход тратится на потребительские расходы домашних хозяйств – его остаток представляет собой национальные сбережения. Сбережения это та часть валового располагаемого дохода, которая идет на накопления. Определение ВВП по методу конечного использования. Как уже отмечалось, валовой внутренний продукт можно рассматривать как сумму конечной продукции. В данном случае валовой внутренний продукт выступает как совокупная стоимость производства конечных товаров и услуг или как сумма расходов субъектов национальной экономики на конечное потребление. Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции (ВИ) —это общее количество всех станков, зданий, другого физического капитала, проданных в данном году. Если из валовых инвестиций вычесть ту их часть, которая пошла на замену износившихся зданий и оборудования, получим чистые инвестиции. Расходы правительства на покупку товаров (танков, самолетов, школ и др.) и услуг военных и гражданских служащих G. Чистый экспорт — это разница между экспортом и импортом данной страны nx. Валовой внутренний продукт будет равен: ВВП = С + / + G+ Nx .

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"