Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 19:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".
В самом общем виде процентная политика разделяется на рестриктивную (предполагающую ограничение предложения денег и повышение стоимости финансовых ресурсов) и экспансионистскую (направленную на расширение денежного предложения и предполагающую низкие процентные ставки). Условно политика "дешевых" или "дорогих" денег зависит от уровня процентных ставок и инфляции, а также от ожиданий уровня инфляции в будущем. И хотя четкого определения типов денежной политики и оценки дороговизны денег не существует, периоды развития российской экономики в условиях "дорогих" и "дешевых" денег можно проследить на основе реальных процентных ставок (рис. 1).
За последние двенадцать лет политика "дорогих" денег проводилась лишь в 1997 г. – первой половине 1998 г. Тогда целями подобной политики выступали снижение инфляции и сохранение стабильного курса рубля, а инструментом – доходность ГКО. В результате в тот период отмечались снижение инфляции, стабильность обменного курса рубля, рост сбережений населения. Но, правда, известен и итог той политики – системный финансовый кризис.
Напротив, в 2000-х годах проводилась политика "дешевых" денег. Эта политика реализовывалась за счет притока в страну нефтяных средств и привлечения внешних займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате политика "дешевых" денег изменила модель роста, сделав основным фактором экономического развития расширение внутреннего спроса.
Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП. занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.
Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы. Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.
Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер:
Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков.
Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора.
В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.
Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Её целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.
Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции Центральный банк для стабилизации экономики начинает провопить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.
Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер:
Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков.
Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.
Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Её целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денегденежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции производство и занятость.
32. Каковы плюсы и минусы денежно-кредитной экспансии и денежно-кредитной рестрикции?
Политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;
Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.
Политика "дорогих" денег
Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.
Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту, а так же удержания и снижения уровня инфляции.
Реализация политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия от реализации такой политики могут быть разными.
Позитивные последствия:
стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).
Негативные последствия:
сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
снижение устойчивости банковской системы;
ухудшение ситуации с "плохими" долгами.
Ожидаемые результаты в текущем году:
стабилизация курса рубля;
рост сбережений населения;
снижение темпов роста кредитования;
сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);
увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;
сокращение спроса и снижение объемов производства;
падение инвестиционной активности;
рост числа банкротств предприятий и банков.
В целом политика "дорогих" денег может позволить в 2009 г. сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность снизить разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора.
Реальный сектор экономики в условиях проведения политики "дорогих" денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий смогут воспользоваться банковским кредитом. Новые уровни рентабельности будут свидетельствовать о снижении способности к выживанию и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики "дорогих" денег, а также об отсутствии государственных программ их поддержки (табл.1).
Политика "дорогих" денег как рыночный механизм селекции эффективно и корректно работает в устойчивой экономике, которая в умеренной степени зависит от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность в период проведения политики "дорогих" денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.
В качестве примера можно привести машиностроительный комплекс, фактически — локомотив роста промышленности России в последние годы, развивающегося на инновациях и стимулирующего инновационное развитие смежных производств.
Очевидные проблемы машиностроительного комплекса делают исключительно важным формирование и проведение политики поддержки инвестиций предприятий и текущей производственной деятельности — как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.
Политика "дешевых" денег
Позитивными последствиями данной политики могут стать:
минимизация спада производства;
поддержка уровня занятости;
стабильность (отчасти временная) банковской системы.
К ее негативным последствиям можно причислить:
сохранение угрозы девальвации рубля;
высокие риски ускорения инфляции;
консервация структурных диспропорций.
Возможные результаты в текущем году:
расширение спроса снизит темпы падения производства;
решение проблемы "плохих" долгов будет перенесено на последующие годы;
сохранится высокая инфляция;
продолжится снижение курса рубля;
произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;
сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и банков.
Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики "дешевых" денег является их источник. Появляются основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.
33. Какие обстоятельства требуют синхронизации антициклических мероприятий в различных странах? К чему приводит асинхронность подобных действий?
В результате глобализации синхронизируются циклы во всех странах. Поэтому правительства по всему миру стремятся синхронизировать антициклические мероприятия в разных странах. Унифицировать их методологию. Иначе результаты внутренней стабилизации экономики практически равны нулю. Вы не можете жить в едином экономическом пространстве и обособиться от него.
Особенность экономических циклов последних десятилетий – их синхронизация в связи с интернационализацией хозяйственной жизни. Учёт этой особенности породил и синхронизацию антициклических мероприятий в разных странах, единство их методологии. В противном случае результаты внутренней стабилизации неизбежно оказываются нулевыми. Например, Франция в начале 80-гг. продолжала использовать кейнсианские рецепты антикризисного регулирования, расширяя размер государственных расходов – в то время, как в других странах практиковалась экономия бюджетных средств. Эти действия французского правительства привели к бессмысленному росту бюджетного дефицита без сколько-нибудь заметного стабилизирующего эффекта.
34. Есть ли у вас сомнения в действенности антициклического регулирования экономики? Если есть, то какие?
35. Способно ли правительство деформировать воспроизводственный цикл в своих узкогрупповых интересах?
36. Каких изменений в экономической политике следует ожидать в периоды сразу после и накануне выборов в парламент, внутри избирательного цикла?
37. Охарактеризуйте проблему ошибок прогнозирования в качестве противоречия антициклического регулирования экономики.
38. Охарактеризуйте проблему временных лагов в качестве противоречия антициклического регулирования экономики.
39. В чем состоит суть эффекта запаздывания при проведении экономической политики? Каковы составные элементы лаговой структуры?
40. Каковы основные правила и алгоритм проведения дискреционной фискальной политики?
Основные правила дискреционной фискальной политики, требующей неустанного принятия кабинетом министров ряда специальных решений, таковы: 1)если существует неполная занятость, то уровень безработицы должен быть понижен с помощью экспансионистской бюджетно-налоговой политики; 2)если имеет место рост общего уровня цен, то задача состоит в подавлении инфляции средствами рестриктивной фискальной политики; 3)если достигнуты полная занятость и стабильность цен, то бюджет должен поддерживать баланс совокупного спроса и совокупного предложения (конъюнктурно-нейтральная фискальная политика).
41. Охарактеризуйте механизм предоставления налоговых льгот как инструмента фискальной экспансии
Важнейшими инструментами стимулирования экономики в рамках фискальной политики являются: 1)налоговые изъятия и скидки; 2)налоговые кредиты; 3)ускоренная амортизация.
Налоговые изъятия и скидки предполагают полное или частичное освобождение от налогообложения предприятий, которые участвуют в реализации целей государства. Налоговые кредиты означают предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей под определенные цели.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"