Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".
1.Экономическая теория как наука. Экономический человек как предмет
экономического исследования.
Экономическая теория – это наука об отношениях между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ и услуг, о способах эффективного использования ограниченных ресурсов. Как всякая наука экономическая теория имеет дело с фактами, явлениями, условиями в сфере экономики. Основными функциями экономической теории является:ознавательная, позволяющая расширить наши познания в области сложных экономических процессов;
-методологическая, дающая теоретическую основу для исследований;
-практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении
государственной политик;
-прогностическая, делающая возможным предвидение в области
краткосрочного и долгосрочного развития.
Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности:
анализ – метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучения каждой их этих частей;
синтез – основан на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое;
индукция – базируется на умозаключениях от частного к общему;
дедукция - предполагает умозаключения от общего к частному;
аналогия – предполагает перенос свойств с известного явления на неизвестное;
метод научной абстракции, состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении от несущественного, случайного, временного.
Стремление человека
разгадать тайны экономических
процессов приводит к появлению
различных экономических
Первой экономической школой была школа меркантилизма. Суть учения сводится к определению источника богатства, которое отожествляли с деньгами, золотом, отсюда и название «меркантильный» – денежный. Представители школы - Томас Ман, который главным видом капитала считал торговый капитал, путем обогащения признавал торговлю, в которой вывоз товара преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала. Антуан Монкретьен - ввел в научный оборот термин «политическая экономия»
1.Школа физиократов - считали, что основным источником богатства является сельское хозяйство и обосновали деление общества на классы. Основателем этого направления был Франсуа Кенэ. Источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве.
2.Классическая политическая экономия. Эта школа зародилась в трудах Вильяма Петти, который считал источником богатства труд и землю. Наиболее яркими представителями этой школы были Адам Смит и Давид Рикардо. Основная идея в учении А. Смита - идея минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен; заложил основы трудовой теории стоимости. Д. Рикардо показал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов; раскрыл механизм дифференциальной ренты.
3.Марксиская школа- при исследовании экономических явлений использует классовый подход. Ее представители делили общество но два противоположных класса - класс капиталистов и класс наемных рабочих- и рассматривали экономические процессы через призму классовых отношений. Ими создано учения о трудовой стоимости и о прибавочной стоимости.
4.Школа маржинализма Название этой школы происходит от слова маржинал - предел. Сформировала теорию предельной полезности. Маржинализм использовал количественный анализ и экономико-математические методы и модели.
5.Неоклассическая школа. Основателем этого направления является Альфред Маршалл. Разрабатывает элементы рыночных отношений; сделан анализ зависимости объема спроса и предложения от роста цены; разработал концепцию эластичносного спроса; придает огромное значение механизму экономического регулирования посредством рыночных цен.
6.Школа институцианализма. Возникла в первой половине 20 века. Разрабатывает проблемы экономической власти и контроля над ними.
7.Школа монетаризма. Представитель этой школы Милтон Фридмен. Предлагают как можно меньше и осторожней вмешиваться в рыночную экономику. Сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении, достижению сбалансированности государственного бюджета.
8.Кейсианская школа. Основатель- Джон Менард Кейнс в 1936 г. издал работу» Общая теория занятости, процента и денег» , в которой изложены его теория и программа государственного регулирования экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.
2. Экономические системы и институты. Основные модели экономических систем.
Экономика любой страны
функционирует как
Система всегда находится в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью, упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.
В экономической литературе взгляды на тенденцию развития экономических систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию всех её структурных элементов. Различные системы хозяйствования могут существовать в рамках национального хозяйства на основе полного экономического равновесия между ними, но такое равновесие длительно существовать не может, потому что одна система должна пожирать другую. Это теоретическое представление составляет базу экономической политики в период реформ, направленных на полное уничтожение каких-либо экономических явлений или процессов и создания новых. Другие экономисты считают, что существование различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы.
Так, современная теория конвергенции строиться на тезисе о том, что разные экономические системы в процессе своего собственного развития и совершенствования, в конечном счете, сольются и создадут новую хозяйственную систему. Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Экономическая система может быть представлена и как совокупность институтов. При этом в качестве институтов выступают такие субъекты экономики как государство, фирмы, профсоюзы, а также права собственности, законы, нормы, традиции и другие явления, оказывающие воздействие на экономическое поведение.
Наибольшее распространение в экономической литературе получила классификация систем по двум признакам:
На основе этих признаков различают:
Смешанную экономику, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране; где государство вмешивается в рыночную экономику, но не на столько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка. Шведская система характеризуется участием государства в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов, основой шведской системы является социальная политика, для этого установлен высокий уровень налогообложения. Достоинства этой модели в том что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем занятости и благосостояния населения. Японская модель экономики отличается развитым планированием координацией деятельности правительства и частного сектора.
3. Рыночная
система хозяйства:
В самом общем виде
рынок – это система
Условия возникновения рынка:
Рынок включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Рынок предполагает наличия следующих признаков:
В действительности не всегда
есть все эти признаки, поэтому
в жизни функционирует
Достоинства рынка:
Рынок имеет недостатки:
4. Закон спроса, закон предложения. Равновесная цена. Эластичность спроса и предложения.
Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присуще свои законы. Важнейшим законом, управляющим процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке выступает закон спроса. Спрос – это понятие, связывающее количество покупаемого товара с его ценой. Связь здесь обратная: чем выше цена, тем меньше количество покупаемого товара и наоборот. Закон спроса выявляет и другую особенность: постепенное убывание спроса покупателей на один и тот же товар. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только в следствии просто цен, но и в следствии насыщения потребности. Характерная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него можно показать на графике:
график
Любой из точек на кривой спроса (D) соответствует определенной значение двух переменных – цены и количества покупаемого товара по этой цене. Количество товаров, которое может быть куплено зависит и от неценовых факторов: денежные доходы покупателей, покупательские ожидания, наличие и отсутствия на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, вкусы потребителей. Повышение спроса, вызванное тем или иным неценовым фактором, может быть показано смещением кривой спроса вправо вверх, и наоборот.