Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".

Файлы: 1 файл

ОЭТ.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Предложение – это готовность фирм изготовителей и продавцов товара предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене. Цена и количество товара здесь изменяются и взаимодействуют однонаправленной: повышения цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже и наоборот. От уровня цены зависит доходы и продавцов и фирм изготовителей. Чем выше доход, тем оперативнее растет рыночное предложение товара и наоборот. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товаров называется кривой предложения (S).

 

график

 

Неценовые факторы предложения: уровень технологии производства данных товаров, государственная налоговая политика, наличие или отсутствие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов, изменение цены на ресурсы и факторы производства.

Установление равновесной цены происходит на конкурентном рынке под влиянием спроса и предложения:

 

график

 

Равновесная рыночная цена – это  цена, при которой по каждому данному  товару нет ни излишков, ни дефицита. Равновесная цена соответствует  тому количеству товаров, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать. Точка Е – это точка равновесия спроса и предложения.

Эластичность спроса – это степень  изменения величины спроса от цены или других факторов. Степень ценовой  эластичности спроса измеряется коэффициентом  ценовой эластичности (Ed):

Различают три вида эластичности спроса:

  • эластичный спрос Ed > 1;
  • не эластичный спроса 1 < Ed;
  • спрос с единичной эластичностью Ed =1.

Эластичность предложение  по цене – это показатель степени  реагирования величины предложения  на изменения цены. Коэффициент эластичности предложения по цене (ES) определяется следующим образом:

Предложение считают  эластичным, если ES >1, предложение не эластично, когда 0 < ES < 1, предложение имеет единичную эластичность ES=1.

 

 

5. Теория фирмы. Предпринимательство как тип хозяйственного поведения.

 

Фирма является опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. Первоначально  термин «фирма» означал торговое имя коммерсанта, ныне это организационная  структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики. Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории.

Технологический подход к изучению фирмы сформировался  на базе неоклассических взглядов. В его основе лежит предположение о том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающею максимальный объем выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Фирма представлялась черным ящиком, на входе в который сосредоточиваются различные ресурсы и технологии, а на выходе получается готовый продукт.

Сегодня все большее  значение приобретает неоинституционалистический подход к определению фирмы. Последователи  этого подхода хотят понять механизм ее возникновения, закономерности развития и исчезновения.

Современная фирма –  это сложный многоотраслевой  комплекс, который имеет следующие  особенности:

  1. механизм функционирования фирмы основан на эффективном взаимодействии капитала, труда, земли, информации;
  2. фирма создает особые условия жизнедеятельности человека;
  3. фирма функционирует эффективно.

Экономическая природа  предпринимательства неразрывно связана  с рыночным хозяйством. Предпринимательство - это инициативная, связанная с  хозяйственным риском и направленная на завоевание и удержание конкурентных преимуществ деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода. Предпринимательство характеризует ряд признаков:

  • предпринимательская инициатива- это стремление к реализации возможностей извлечения выгоды;
  • коммерческий риск и хозяйственная ответственность;
  • комбинирование факторов производства, цель которого состоит в повышении отдачи от каждого ресурса;
  • новаторство- это практическая реализация принципиально новых товаров, технологий, внедрение способов организации производства и сбыта, организационных форм предпринимательской деятельности.

Предпринимательство можно  рассматривать:

  • как экономическую категорию;
  • как метод хозяйствования;
  • как тип экономического мышления.

Для рассмотрения предпринимательства  экономической категории следует выделить субъекты и объекты предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности - отдельные индивидуумы или ассоциации: АО, кооперативы, государственные предприятия и др. Объектом предпринимательства служит определенная деятельность людей. Результаты предпринимательства материализуются в производимой продукции, а также доходе.

Как метод хозяйствования предпринимательство связано с  организацией предпринимательской  деятельности на основе самостоятельности  и независимости хозяйствующих субъектов, экономической свободы предпринимателя, экономической заинтересованности.

Предпринимательство как  тип экономического мышления представляет собой совокупность оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые  реализуются в практической деятельности.

 

 

6. Теория потребительского  поведения. Правило максимизации  полезности. Кривые безразличия,  карта безразличия.

 

Экономисты считают, что  от полезности того или иного товара зависит поведения потребителя. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объемы производства товаров и услуг, их предложение на рынке. Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения покупателей, их доходы и цены на товары и услуги. Потребительское предпочтение – это процесс сравнения определенного ассортимента набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а так же, учитывая бюджет, каждый покупатель, покупая товар или услугу стремиться достичь максимально возможной степени удовлетворения от приобретенного товара или услуги.

Потребитель имеет цель максимально удовлетворить свои потребности, т.е. получить максимальную полезность от приобретенных товаров. Различают общую полезность –  это удовлетворение, связанное с удовлетворение от потребления определенного вида товара или услуги и предельная полезность – это дополнительная полезность от потребления одной дополнительной единицы товара.

Предельная полезность по мере насыщения потребности в  каком-либо товаре уменьшается, это положение составляет основное содержание закона убывающей предельной полезности.

Полезность можно изобразить кривой безразличия.

 

график

 

Кривая безразличия  дает описания шкалы личных предпочтений потребителя в отношении различных  сочетаний товаров.

Полезность, которую теряет покупатель, отказываясь от какого-либо товара, компенсируется полезностью  другого. Но существует такие наборы кривых безразличия, которые различаются  по уровню полезности. Такое семейство  кривых безразличия называется карты безразличия.

 

график

 

Но предпочтения не объясняют  поведение потребителя, т.к. на индивидуальный выбор покупателя влияют так же бюджетные  ограничения. Доходная часть бюджета  ограничивает возможность выбора товара или услуги потребителем.

 

график

 

Линия бюджетных ограничений показывает, какое количество товаров и услуг может приобрести покупатель при фиксированном доходе.

Понижение цены приводят к двум следствиям:

  • эффект дохода, если цена продукта падает, то реальный доход увеличивается и покупатель может приобрести на данный доход больше товара;
  • эффект замещения, снижение цены на продукт означает, что он стал дешевле по отношению к другому товару и это приводит к тому, что покупатель замещает один товар другим.

 

7. Издержки  производства, их сущность, виды. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Издержки производства – это выраженные в денежной форме  затраты фирмы, связанные с приобретением  факторов производства и их использованием. Выделяют:

  • явные (внешние) издержки – это денежные выплаты, которые фирмы производит поставщикам факторов производства;
  • неявные равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем  способе его применения, неявные издержки являются недополученными;
  • экономические издержки выступают в форме как явных, так и неявных издержек;
  • бухгалтерские включают только явные издержки;
  • общие издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек;
  • средние издержки – это издержки в расчете на единицу выпуска продукции;
  • предельные издержки – это прирост издержек, связанный с производством дополнительной единицей продукции.

Краткосрочный период представляет собой промежуток времени, в течении  которого хотя бы один из факторов производства остается постоянным и предполагает выделение постоянных и переменных издержек. Постоянные издержки (FC) не изменяются в ответ на изменение в ответ на изменения объема выпуска продукции. Переменные издержки (VC) – это издержки, которые изменяются в ответ на изменение объема выпуска продукции. В сумме они составляют общие или валовые издержки (ТС). Издержки, приходящиеся на единицу продукции, выступают в форме средних общих (АТС), средних постоянных (AFC) и средних переменных (AVC).

Средние общие издержки не увеличиваются нарастающими темпами по мере увеличения количества  производимой продукции, а сначала имеют тенденцию к снижению, и лишь затем возрастают. Так же ведут себя по мере увеличения объемов производства и средние переменные издержки.

Среднепостоянные издержки по мере роста объема производства понижаются, так как они распределяются на все большее количество единиц продукции.

В долгосрочном периоде  все издержки выступают в качестве переменных. Закономерностью изменения  долгосрочных средних издержек является их снижение с расширением производственных мощностей и роста объема производства. В итоге ввод новых мощностей приведет к росту долгосрочных средних издержек.

 

график

 

Кривая долгосрочных средних издержек (LAC) огибает все возможные кривые краткосрочных средних издержек, она соприкасается с каждой их них, не пересекая их. Кривая долгосрочных средних издержек показывает наименьшие долгосрочные средние издержки   производства каждого объема выпуска, когда все факторы являются переменными. Перемещение вдоль кривой долговременных средних издержек, входе которых допускается свобода выбора объемов всех используемых видов затрат получили название изменений в масштабах производства.

 

8. Система свободной  (чистой) конкуренции (установление  цен, механизм функционирования, эффективность).

Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

  • большое количество мелких продавцов и покупателей;
  • продаваемый продукт однороден у всех производителей и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;
  • невозможность контроля над ценой и объемом купли – продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменением рыночной конъюнктуры;
  • полная свобода входа на рынок и выход.

Совершенно конкурентная фирма – это фирма, которая  принимает цены на свою продукцию  как данную, независящую от продаваемого ею объема продукции. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к рыночной цене. Модель рынка совершенной конкуренции носит нормативный характер. В реальной жизни совершенная конкуренция довольно редкий случай, и лишь некоторые рынки приближаются к ней (ранок зерна, ценных бумаг, валют и др.).

При наличии конкуренции  на рынке производители с целью  получения максимальной прибыли  стремятся снизить издержки производства на единицу продукции, в результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке, результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Основная проблема совершенно конкурентоспособной фирмы - поиск объема выпуска, который максимизирует прибыль. Максимум общей прибыли достигается, когда достигается равенство между ценой и предельными издержками. Если цена меньше предельных издержек, то производство нужно сокращать, а если цена больше предельных издержек, то производство следует расширять.

Эффективность рынка  совершенной конкуренции заключается  в эффективном распределении ресурсов, т. е. ресурсы направляются на производство именно тех товаров, которые необходимы покупателю. Благодаря давлению цен на издержки предприниматели имеют сильные стимулы к поиску и применению ресурсосберегающих технологий.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"