Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 12:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".
1)производство золота – очень трудоёмкий процесс, поэтому в небольшом его количестве воплощено большое количество труда.
2)хорошая делимость и однородность.
3)портативность
4)хорошая сохраняемость
Сущность денег раскрывается в их функциях:
1)Функция меры стоимости – при помощи денег измеряется стоимость любого товара. Цена – денежное выражение стоимости. Эту функцию могут выполнять идеальные деньги (мысленно представляемую). Эту функцию деньги выполняют с помощью масштаба цен – весовое количество золота, содержащееся в одной национальной денежной единице. 1 сов. рубль (1968) = 0,987412 г.
2)Функция средства обращения. Эту функцию деньги выполняют являясь посредником.
Т-Д-Т`
Из этой функции вытекает возможность использования в обращении бумажных денег и экономического кризиса. Впервые бумажные деньги появились в 12 в. (Россия 1796 г.)
3)Средства платежа. Эту функцию деньги выполняют тогда, когда за движением денег непосредственно не следует движение товаров (например, оплата ком. платежей, получение заработной платы). Из этой функции вытекает возможность использования кредитных денег: чек, вексель, кредитные карты.
4)Функция средства накопления, или образования сокровищ. Эту функцию выполняют деньги в форме драг. металлов или изделий из них, предметы антиквариата.
5)Мировые деньги. Её выполняют наиболее устойчивые и конкурентоспособные национальные денежные единицы на мировом рынке (доллар амер., англ. фунт стерлингов, нем. марка, евро). СДР – спец. права заимствования.
Конвертируемость – способность нац. валюты обмениваться на иностранные валюты по действующему валютному курсу.
Свободно конвертируемая валюта - это валюта, которая свободно обменивается на другие иностранные валюты и международные платежные средства.
22. Понятие глобализации. Роль ТНК в современной мировой экономике.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран. Это объективный, естественноисторический процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества.
Транснациональная компания (корпорация) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% ее общего объема и имеющая филиалы в двух и более странах.
23. Понятие
рынка. Условия и причины
Рынок – система экономических отношений, складывающихся между производителями и потребителями, продавцами и покупателями при помощи товарно-денежного обращения.
Понятие «рынок» возникло 6-7 тыс. л. тому назад. Связано понятие с товарным производством. Поэтому условия появления рынка такие же, как и товарного производства:
1)общественное разделение труда
2)специализация
Причины:
1)ограниченность ресурсов
2)экономическая
3)свобода хозяйствующего субъекта.
Основные черты рынка:
1)свобода ценообразования
2)свобода предпринимательства
3)конкуренция в различных формах
Субъектами рынка являются:
Объектами рынка является всё, что создаётся и покупается.
24. Функции рынка.
Функции рынка:
1)Регулирующая – под действием спроса и предложения регулируется движение ресурсов и результатов производства по отраслям и сферам экономики.
2)стимулирующая – заставляет производителей совершенствовать производство под влиянием НТР и НТП.
3)дифференцирующая (разделение) – в результате покупатели делятся на богатых и бедных, производители – на богатых и сильных
4)коммуникативная – связывает производителей и потребителей.
5)информационная – важнейшем носителем информации выступает цена товара
6)сонирующая –избавление от плохих, неэффективно работающих производителей.
7)социальная – рынок – это продукт для деятельности людей
25. Структура рынка. Классификация рынков.
Поскольку рынок –
сложная экономическая категори
I.В зависимости от объекта купли-продажи различают:
1)рынки товаров и услуг
2)земли
3)капиталов (предполагает вложение капитала как в производственную, так и непроизводственную сферу)
4)ценных бумаг (продаются акции, облигации, сертификаты, векселя)
5)денег и валюты (купля-продажа иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам)
6)научно-технической информации
7)недвижимости
II.С точки зрения объекта рыночных отношений:
1)товаров
2)финансов
3)труда (раб. силы) (рынок купли-продажи рабочей силы, выступающей как товар)
III.В зависимости от пространственного расположения:
1)внутренние (страны, регионы)
2)внешние
3)региональный внутри страны
4)региональный по группе стран
5)национальный (внутренний) – охватывает сферой обмена всю нац. территорию
6)мировой (внешний) – включает сферу международного обмена.
7)местный (локальный) – ограничивается одним или несколькими районами страны
IV.В зависимости от механизма функционирования:
1)свободный - на основе свободной конкуренции в результате прямых контактов независимые участники процесса купли-продажи сами устанавливают объём продаж и цены.
2)монополизированный – условия производства и общения определяет один или группа производителей (продавцов).
3)гос. – регулируемый – ведущая роль в регулировании рыночных отношений принадлежит гос-ву, которое использует различные экономические рычаги воздействия.
V.В зависимости от типа конкуренции :
1)рынок современной конкуренции
2)несовременной конкуренции
VI. В зависимости от ассортимента товаров:
1)замкнутый (рынок одного производителя)
2)насыщенный (много производителей аналогичных товаров)
3)смешанный (производятся разные товары, несвязанные между собой)
VII.По степени насыщенности товаров:
1)дефицитный – спрос превышает предложение
2)избыточный – предложение превышает спрос
3)равновесный – объём спроса и предложения примерно совпадают
VIII. По степени соблюдения законности:
1)нелегальный (деятельность запрещена законом): чёрный (подпольная торговля товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие)) и теневой (торговля товарами с нарушением правили норм торговли (отсутствие лицензии, неуплата налогов)).
2)официальный (легальный)
26. Инфраструктура рынка.
Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб.
Совокупность взаимосвязанных между собой таких организаций, учреждений и служб, обеспечивающих свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы, представляет собой рыночную инфраструктуру.
В неё включаются: сеть кредитно-финансовых учреждений; товарные и фондовые биржы, биржи труда; торговые дома; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; аудиторские фирмы, аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы.
Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила рыночного поведения.
27. Конкуренция: сущность, функции. Виды и типы конкуренции.
Конкуренция – борьба, соперничество производителей за наиболее выгодные условия.
Конкуренция существует на 3 фронтах:
В истории известны следующие виды конкуренции:
1. свободная (совершенная). При ней существует множество производителей аналогичного товара; объём производства каждого из них незначительный, что не позволяет им диктовать свои условия на рынке. Свободная конкуренция существует в формах внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.
2. несвободная ( несовершенная ). Представлена в следующих формах:
1) Чистая монополия (может быть естественной и искусственной). Естественные связаны с естественными факторами, природной средой; искусственные – при помощи государства. Её черты:
на рынке господствует
только один производитель
2) Олигополия – господство на рынке двух или нескольких производителей одного и того же вида продукции. Её черты: а) они сосредотачивают у себя основную долю производства продукции отрасли; б) вход в отрасль относительно свободный; в) существует возможность частичного контроля над ценой. ( в автомобильной промышленности).
3). Монополистическая конкуренция с дифферен. продукта. Её черты:
множество производителей на рынке одного и того же товара с действительными или воображаемыми развлечениями. Объём производства незначительный. Практически свободный вход в отрасль. Очень низкое влияние на цену товара. Производство одежды, обуви.
4). Монополия – господство на рынке одного покупателя, в роли которого чаще всего выступает государство.
28. Позитивные
и негативные стороны рынка.
Роль гос-ва в рыночной
Рыночная экономика позволяет решить ряд проблем:
1.свести покупателя и продавца
2.распределить ресурсы и результаты производства по сферам и отраслям
3.стимулировать НТП и НТР
Однако есть проблемы, который рынок решить не в состоянии, поэтому требуется вмешательство государства:
1.система свободного
предпринимательства не в
2.поскольку рынок реагирует
только спрос, обеспеченный
3.поскольку рынок не
может гарантировать всем
4.поскольку рыночная
экономика и деятельность
5.рыночная экономика сопровождается появлением структурных диспропорций, явлениями урбанизации, поэтому их последствия тоже нейтрализуются при помощи государства.
6.поскольку частные
предприниматели не будут
7.в условиях глобализации
нормальное развитие любой
Рыночная экономика не в состоянии справится с 3-мя болезнями:
1.инфляция
2.эконом. кризисы
3.монополизм
Функции государства – это совокупность направленных на достижение определённых целей и задач взаимосвязанных действий, осуществляемых государством и созданными при его участии организациями.
29. Модели рыночной
экономики. Особенности