Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:47, шпаргалка
Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными ресурсами, которые могут иметь разное употребление. Поэтому в круг её интересов входит поиск путей наиболее рационального распределения или использования редких ресурсов, то есть такого их применения, при котором будут получены максимально желаемые результаты при минимальных затратах.
1. Предмет экономической теории.
2. Место и роль экономической теории в современной науки.
3. Общие и частные методы экономической методы экономической науки.
4. Донаучный этап в развитии экономической мысли.
5. Классики экономической теории Смит и Рикардо.
Товаропроизводители – юридич. или физич. лица, производящие товар.
Товаропроизводители действуют в разных условиях. У производителей одного и тот же самого товара могут быть разные условия: дешевое или дорогое сырье, рабочее сила, более или менее совершенные средства производства и т.п. Стоимость товара, который создан отдельным производителем (индивидуумом или предприятием), есть индивидуальной. Но на рынке одинаковые товары оцениваются одинаково.
Потребители – субъекты рынка, удовлетворяющие свою потребность в том или ином виде товара (услуги). покупающие товар для удовлетв-ния собств. потреб-й, так и посредники, покупщие товар для перепродажи.
Поведение потребителя на рынке определяется двумя особенностями: предпочтением полезности определенного потребительского набора и ограниченным бюджетом (доходом) для приобретения товара. Однако, делая свой выбор, потребитель стремится максимизировать удовлетворение своих потребностей.
Потребители делают
свой выбор путем сравнения наборов
потребительских товаров и
Полезность - способность какого-либо блага удовлетворять потребности отдельных людей. П. представляется мерой, выражающей степень удовлетворения потребностей.
Торговец - субъект
предпринимательской
Определение товара (по К.Марксу) – продукт человеч-го труда, элементарная частица богатства, единица обмена. Товар как носитель общественных отношений между людьми. Товар предназначен обмену или удовлетворению потребностей. Общественным свойством товара явл-ся способность к обмену, это отражает тот факт, что на производство любого товара был затрачен человеч-ий. труд. Маркс различает индивидуальные средства на произв-во товара, они зависят от оборудования, мастерства производителя. Те затраты при которых производится большинство товара данного вида называется общественно необходимыми затратами труда.
Свойства товара - проявляющиеся в процессе приобретения и использования потребителем товара по своему прямому назначению свойства, физические и нефизические характеристики товара, оказывающие воздействие на покупателя. Главное свойство товара – это его полезность или ценность. Без этого свойства всякое движение товаров от одних лиц к другим является бессмысленным. Покупатель, приобретая необходимый товар, оценивает его полезный для себя эффект, а не труд, затраченный на его производство.
Свойства товара делятся на несколько категорий: социальные свойства, функциональные, эргономические, надежность, эстетические свойства, безопасность товара.
Услуги – 1) действия, направленные на потребителя; 2)блага, предоставляемые в форме деятельности; 3)товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно. Услуги бывают: частные или коммерческие (юридические, бухгалтерские, психологические, добровольные или вынужденные, взаимные или анонимные и т.д.
14.Деньги и их происхождение. Экономические функции денег.
Деньги – универсальное орудие обмена, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, т.е выражающий стоимость всех других товаров. Существуют 2 теории происхождения денег:
Выделяют 5 функций денег: 1. Деньги как мера стоимости – стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой; 2. деньги как ср-во обращения– оплаты товаров и услуг, а также для уплаты долгов; 3. Деньги предоставляют их владельцу покупательную способность; 4. Деньги как ср-во накопления; 5. Деньги как ср-во платежа, Деньги являются инструментом погашения долгового обязательства (кредит).
Экономические функции денег
Деньги - это способ общественного выражения экономической ценности блага.
Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют:
Средство обращения - главная функция денег, успешная реализация которой предполагает:
Мера стоимости - одна из основных функций денег; успешная реализация этой функции определяется отсутствием фактора инфляционных процессов в экономике. Поскольку цены в рыночной экономике являются динамичными, то для измерения стоимости блага принято использовать понятия "номинальной" и "реальной" цены. Реальная цена блага равна номинальной цене за вычетом содержащегося в последней инфляционного прироста. Когда номинальные величины цен на блага на порядки начинают превосходить значения реальных цен государство прибегает к денежной реформе, приводящей к уменьшению номинала банкнот.
Средства накопления (сбережение денег) - функция денег, жизненно необходимая для рыночной экономики, поскольку без этого невозможен экономический рост. Для успешной реализации этой функции необходимо обеспечить условия для сохранения исходного уровня покупательной способности денег в течение достаточно длительного периода времени. Успешная реализация этой функции определяется отсутствием инфляционных процессов в экономике.
15.Ограниченность экономических ресурсов
Экономические ресурсы — это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.
Все экономические ресурсы принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные. К трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила; к природным — земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным — средства производства, которые образуют капитал. Без наличия всех трех видов ресурсов процесс производства невозможен.
«Ограниченность ресурсов» называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей.В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная — для материальных, финансовых, информационных ресурсов.
Но так как ресурсы ограниченны, то общество должно сделать выбор.
Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.
Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.
16.Труд как экономический ресурс
Труд как экон.ресурс харак-ся численностью работников, их квалификацией. Доход от труда – зарплата. Компоненты трудового потенциала: здоровье, образование, активность, профессионализм и т.д. Т представляет собой интеллектуальную или физич. деят-ть, направленную на изготовление благ и оказание услуг. Время, в течение которого чел-к трудится – рабочее время или рабочий день. На продолжительность рабочего времени оказывают влияние интенсивность и производительность труда, безработица. Интенсивность Т – степень расходования физич. и умственной энергии в единицу времени. Производит-ть Т – выпуск продукции в единицу времени.
17.Капитал и его сущность
Капитал - это всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности, это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Капитал - это средства труда, которые созданы человеком. В процессе производства созданные человеком средства труда используются для преобразования предметов труда, то есть сырья, полезных ископаемых.
Капитал – определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве. Поэтому капитал есть сумма так называемых капитальных благ т.е благ по производству других благ; все активы (средства) ф-мы. Капитал разделяется на реальный и денежный. Реальный капитал делится на основной и оборотный, собственный, заемный. Основной – имущество (основные фонды), оборотный – производств. запасы, незавершенное производство. Капитал делится на производственный ,торговый, финансовый и.т.д. Владельцы капитала получают доход от его использования в виде различных форм прибыли ( от акций – дивиденды, от ссуды - %).
Наряду с трудом и капиталом важнейшим фактором производства является земля. Земля для человека является средой обитания, источником минеральных и органических ресурсов, сферой приложения труда, капитала. Особенностью земли как эконом.ресурса является её ограниченность. Спрос на землю включает в себя 2 составляющих: спрос с/х и нес/х потребителей. Для с/х потреб-лей цена земли определяется её плодородием, а для нес/х потреб-лей – местоположением и подготовленностью к использованию Основными фак-ми, влияющими на предложение земли является плодородие и её геогр.положение. Рента – регулярно получаемый доход с земли и всех тех ресурсов, кол-во которых ограничено. Рентные отношения складываются между собственником земли и арендатором. В рыночном .хозяйстве земля является предметом купли и продажи.
Земля - в экономической теории это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса. Естественные ресурсы выступают в качестве предметов труда, то есть тех предметов, на которые направлены труд человека и которые им преобразуются с помощью средств труда. Предметы труда и средства труда вместе взятые образуют средства производства.
Предпринимательская способность как фактор производства - это особый вид человеческих ресурсов, способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.
19.Спрос на товары и его факторы спроса
Спрос – объём потребности в товаре данного вида, предъявляемый конкретный потребителем в данном месте и в данное время и выраженный в деньгах. Спрос в своей основе имеет конкретную потребительную стоимость, носителем которой является определённое товарное тело. Но для рынка принципиально важным является то, какую цену готов заплатить за данный товар в данный момент времени конкретный потребитель. Поэтому выраженность в деньгах отражает стоимость и его хар-ку. Спрос можно рассматривать как способность и возможность данного покупателя приобрести товар в данном месте и в данное время. Величина спроса определяется как стоимость тех товаров, которые покупатель может и хочет купить.
Спрос - это желание
и возможность потребителя
Различают 2 видов спроса 1)индивидуальный – это спрос конкретного субъекта 2)рыночный - это спрос всех покупателей на данный товар. Факторы оказывающие влияние на спрос:1)доходы потребителей 2)вкусы и предпочтения потребителей 3)цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары 4)запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей) 5)информация о товаре 6)время, затраченное на потребление. Закон Спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить. Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.