Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:47, шпаргалка

Описание работы

Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными ресурсами, которые могут иметь разное употребление. Поэтому в круг её интересов входит поиск путей наиболее рационального распределения или использования редких ресурсов, то есть такого их применения, при котором будут получены максимально желаемые результаты при минимальных затратах.

Содержание работы

1. Предмет экономической теории.
2. Место и роль экономической теории в современной науки.
3. Общие и частные методы экономической методы экономической науки.
4. Донаучный этап в развитии экономической мысли.
5. Классики экономической теории Смит и Рикардо.

Файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_teoria.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Карта кривых безразличия позволяет показать на одном графике взаимосвязь  трех переменных: количества одного товара количества другого товара и полезности

 

 

 

29.Эффекты в потреблении

Эф-кт присоединения  к большинству — эф-кт увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Решение, принимаемое субъектом, зависит от мнения и поведения других субъектов. Пример эф-кта - мода.

Эф-кт сноба - явление, противоположное эф-кту подражания. Обьем спроса «сноба» тем меньше, чем больше данного блага покупают другие. Особой разновидностью эффекта сноба является эф-кт престижа, выражающийся в покупке благ, обладание которыми подчеркивает исключительность их владельцев, к-рые могут себе позволить то, что недоступно другим.

Эф-кт Веблена  —  рост величины спроса на товар  при увеличении цены товара, наблюдаемый  в условиях демонстративного потребления, когда богатые  приобретают товар, чтобы продемонстрировать свои возможности. Эффект Веблена характеризует. величину, на которую возрастает индивидуальный спрос вследствие увеличения цены на рассматриваемый товар. Эф-кт наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, что и вызывает дополнительный спрос.

Эф-кт дохода - изменение  реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага. Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное кол-во благ, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть ЭД, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на блага, которое имеет место из-за влияния этого изменения на величину реального дохода потребителя.

Эф-кт замены (замещения) - замена одного блага другим, обусловленная  изменением их относительных цен.

 

 

30.Полезность благ. Предельная полезность

Основоположник  теории полезности блага – Карл Менгер. Он обратил внимание на то, что одно и тоже благо оценивается людьми совершенно по-разному. Это означало, что у этого блага различна способность удовлетворять потребности, т.к на рынке существует обмен, который формируется не столько объективными характеристиками данного блага, сколько субъективными предпочтениями, реализующими себя в обмене. Такая субъективная ка-тегория определяется Менгером как полезность товара – способность товара удовлетворять потребность потребителя, ос-новывается на субъективной оценке этим потребит-м данного блага. Менгер предложил условную единицу полезности – ютиль Основополагающими идеями полезности является общая, средняя и предельная полезности. Общая полезность – субъективная оценка полез-ти всех благ данного вида, представленных в наборе. По его мнению по мере увеличения кол-ва благ в наборе, полезность в наборе возрастает. Средняя полезность AU=TU/100 (TU – общая полезность). Его ученик Визер взял за основу его методологию и рассмотрел процесс потребления как последовательный, в виде предельной полезности т.е полезности каждой следующей единицы товара в наборе. Предельная полезность – изменение общей полезности благ, при увеличении кол-ва благ на единицу. Вывод Визера: предельная полезность благ в наборе, при последователь-ном потреблении уменьшается. Эту идею окончательно оформил в виде закона предельной .полезности благ Бён-Боверк. Он утверждал что на полезность блага кроме субъективной оценки влияет место, время и условия потребления;  если у блага нет близких заменителей, то его полезность существенно возрастет. Он предложил принцип непрерывности.

31.Экономическая  природа фирм

В теч.длительного времени экон.теория рассматривала фирму, которая является основным производителем продукции. Считалось, что фирмы появляются на рынке и исчезают с него в силу субъективного решения владельца начать деят-ть или прекратить её. «Природа фирм» - работа Р.Коуза. Фирма – эконом.субъект, который занимается про-изводственной и коммерческой деят-тью и обладает самостоятельностью. Организационно-правовые формы  фирм существующих в России - частные предприниматели, ип - собственность в таких фирмах принадлежит одному домохозяйству. главное предназначение таких фирм-создание стабильной среды мелких частных собственников. Коммандитные товарищества и товарищества с ограниченной ответственностью. Объединения группы лиц создаваемые для достижения экономических результатов, недоступных учредителям поодиночке. ОАО и ЗАО - собственники реализуют свои стратегические задачи путем голосования, пропорционального доле в капитале, а тактическое управление фирмой осуществляет квалифицированый наемный работник. Некоммерческие организации - создаются в основном с гуманитарными научно исследовательскими и инфраструктурными целями, а не с целью получения прибыли. В теч.длительного времени экон.теория рассматривала фирму, которая является основным производителем продукции.Возникновение фирм на рынке в первую очередь объясняется объективными причинами. В своей работе Найд пришел к выводу, что причиной появления фирм на рынке является стремление производителей и покупателей избегать рисков. Регистрацию фирм и видов её деят-ти можно рассматривать как контракт.

32.Транзакционные  и организационные издержки

Транзакционные  изд-ки – те изд-ки, которые несут  производители и потребители  продукции, вынужденные обращаться к рыночному механизму для удовлетворения своих потребностей. Коуз выделил 4 основных вида транзакционных издержек:

  1. изд-ки вычленения (современный процесс произв-ва и потребления благ);
  2. изд-ки поиска инфо (инфо на рынке обладает достоверностью и доступна всем уч-кам обмена);
  3. изд-ки поведения (поведение поставщика);4)изд-ки масштаба (кол-во товаров, которое надо произвести чтобы весь объем был полностью реализован)..

Организационные изд-ки – изд-ки по обеспечению контроля и распределению рес-сов внутри организации, изд-ки по минимизации  оппортунистического поведения внутри фирмы.. Связанные с формированием структур управления в предприятии, надзора и контроля над эконом.деят-тью. Транзакционные и организационные изд-ки являются взаимосвязанными, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот.

33.Фирмы  и рынки: особенности механизмов

Механ-м фирм это мех-зм устойчивых сделок или контрактов и он альтернативен мех-зму рынка. В своей работе Коуз сделал ряд фундаментальных выводов о взаимодействии мех-зма фирмы и мех-зма Рынка: 1)первоначальное распределение прав собственности в условиях совершенной конкуренции и не имеет никакого значения и обмен происходит до тех пор пока трансзакционные издержки не будут =0 (теорема Коуза);2)рыночный мех-зм предполагает существование экономики без фирм, но т.к фирмы существуют, то в силу закона Фейербаха – всё действительное разумно, можно предположить что существование фирмы: а)трансформирует рыночный механизм т.к исключает внутренние трансзакакции и повышает роль устойчивых сделок в экономической системе; б)Фирма приспосабливает рынок к своему существованию.

Коуз сформулировал 2 вопроса и сам же ответил на них: 1.если величина трансакционных издержек < чем величина издержек замещения рыночного мех-зма, то будет использоваться мех-зм стихийных продаж неизвестному покупателю по ценам, которые сложатся в момент сделки;2.если величина транзакционных .издержек > чем величина организационных, то будет использоваться мех-зм устойчивых сделок или контрактов.

34.Экономические  цели фирм+книга

Экономич.цели фирм: преобразование эконом-х ресурсов в готовую продукцию; максимизация денежной прибыли; минимизация убытков; сохранение численности персонала; максимальная отдача на инвестиционный капитал; отказ от неэффективных видов произв-ва или продукции; рост стоимости фирмы (стоимости бизнеса); удовлетворение внешних требований к фирме со стороны гос-ва.

35.Доходы фирм

Та часть  прибыли, которую фирма получает сверх нормальной прибыли, называется экономической прибылью. Это любой  чистый доход сверх нормальной прибыли.

  Доход   это  денежная  сумма  регулярно   и   законно   поступающая   в непосредственное  распоряжение  субъекта  рыночных   отношений.   При   этом необходимо подчеркнуть следующие моменты:

    1. Доход как правило представлен деньгами;
    2. регулярность получения;
    3. критерий законности.

Доходы различают  по источнику, способам,  регулярности  и  очередности получения. Доход может приносить собственность на факторы производства,  они могут быть получены частным  лицом,  фирмой,  государством  в  наличной  или безналичной  форме.  Причём  поступать  как  регулярно  так  и   однократно, выплачиваться  иногда  в строгой   последовательности   (например,   при банкротстве предприятия).

36.Альтернативность  издержек. Общие, средние, предельные  издержки

Проблема издержек определяется как одна из наиболее существенных в деят-ти любой Ф. Достаточно глубоко эту проблему проанализировал Маркс в третьем томе «Капитала». Он установил что издержки производства представляют собой денежные затраты, необходимые для приобретения того кол-ва труда и капитала, требующиеся для производства и реализации данного кол-ва товаров и услуг. Денежные затраты любого предприятия носят альтернативный характер. Альтернативность – в 2х смыслах:

  1. как вызванная редкостью или ограниченностью рес-сов;
  2. объясняется тем, что если данный ресурс направлен на производство товара А, то этот же ресурс не может быть использован для производства товара В.

виды Альтернотивности издержек:

  1. Явные затраты  -  бухгалтерские
  2. оплата труда,оклады управляющих;
  3. оплата сырья, материалов
  4. оплата станков, оборудования;
  5. плата банкам % за капитал;
  6. плата за землю, воду, арендная плата;
  7. оплата транспортных услуг;
  8. оплата командировочных и др;
  9. прочие расходы.
  10. неявные:
  11. затраты, связан. с использованием ресурсов, которые принадлежат фирмам, не покупаются на рынке;
  12. издержки упущенной выгоды.

Общие издержки суммарная величина затрат фирмы на производство и реализацию продукции. Общие издержки включают в себя постоянные издержки и переменные издержки. Постоянные – издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции.. Переменные издержки изменяются вместе с изменением объемом производства Средние –издержки производства единицы продукции. Состоят из постоянных и переменных. Предельные –издержки производства каждой следующей единицы товара.

 

37.Прибыль  фирмы. Оптимальная и максимальная  разница

Прибыль-это  положительная разница между доходами и расходами фирмы доход равен предельным издержкам. Оптимальной называется такая прибыль, при которой максимальный объем  прибыли  достигается при минимальном объеме издержек. Максимальная – идеальное условие быстрого роста для торговцев любым товаром. Баумоль полагал, что при прочих равных условиях оптимальная прибыль возникает при меньшем объеме производства и изобразил их на базе стандартных кривых.  Модель максимальной прибыли продемонстрировал Уильямсон в работе «Экономические институты капитала». Модель максимальной  прибыли является неудовлетворенной. Саймон в работе «Ограниченная рациональность» сделал вывод, что максимума можно достичь при полном напряжении .Теория Саймона дополнила теорию Уильямсона: Любая фирма в данный момент времени имеет возможности и резервы для развития, а теория оптимальности необходима для понимания разницы между реально достигаемыми результатами, которые могла получить идеальная фирма.

 

38.Оптимум  фирм в коротком и длинном  периоде

Условно деят-ть любой фирмы можно рассматривать в мгновенном, коротком и длинном периодах. Мгновенный – период, когда все экон .ресурсы постоянны и объем производства постоянный.

Короткий –  когда все ресурсы за исключением  одного  являются постоянными, этот один изменяется и называется переменным и именно его изменение вызывает изменение объем производства.

Длинный – когда  все экон.ресурсы являются переменными и изменение объема производства вызывается изменением в использовании всех экон.ресурсов. В коротком периоде затраты фирм состоят из признаков существования постоянных затрат, является их наличие при нулевом объеме производства.

 

 

39.Модель  совершенного и несовершенного  рынков

Рынок может  быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана, на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономическими принципами. Кроме того, для совершенного рынка характерны следующие условия:

  • все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки (гомогенны) и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;
  • условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;
  • прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей).

Если одно из указанных условий нарушено, то имеет место несовершенный рынок.

Существует  три основные структуры (модели) рынка  несовершенной конкуренции: 
- чистая монополия; 
- олигополия; 
- монополистическая конкуренция. 
    Чистая монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец. 

Олигополия- это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм.

Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа в отношении которой продавец ведет себя как монополист.

Помимо этих трех основных типов существуют и  другие модели рынка несовершенной  конкуренции. 
- дуополия - рыночная ситуация, при которой на рынке функционирует лишь два производителя; 
- монопсония - рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупатель; 
- дуопсония - рыночная структура, при которой на рынке имеется лишь два покупателя, но много продавцов; 
- олигопсония - рынок, на котором имеется несколько покупателей, которым противостоит множество продавцов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"