Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 07:41, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Экономическая теория тесно связана со многими науками, затрагивающими различные стороны жизнедеятельности человека. С одной стороны, она выступает в качестве методологического фундамента комплекса экономических наук, а с другой — учитывает знания, полученные этими науками. Экономическое знание о современном обществе дает целая сеть конкретных экономических дисциплин, таких как бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, менеджмент, экономика природопользования, экономика предприятий. Названные дисциплины подчинены решению конкретных экономических задач. Экономическая теория изучает те же проблемы, но не с индивидуальной, а с общественной точки зрения.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 277.71 Кб (Скачать файл)

На потребителей стимулирующая функция цены влияет через механизм формирования цены спроса и цены предложения, вследствие чего при повышение рыночных цен потребления товаров и услуг уменьшается и наоборот. И так, Стимулирующая функция реализуется путем повышения уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цены товаров и после.

Регулировочная функция цены заключается в том, что с помощью ценовой политики государство обеспечивает регулирования пропорций общественного восприятия прежде всего между производством, потреблением и накоплением между спросом и предложением и др. Опыт рыночной системе хозяйствования я подтверждает, что рыночная цена является основным рычагом регулирования в производстве и потреблении товаров.

Все функции, которые цена выполняет в рыночной экономике, находятся в тесной взаимосвязи. И так, с учетом всех выполняемых функций можно выяснить экономическую сущность и роль цены в системе рыночных систем.

15. СТРУКТУРА РЫНКОВ.

Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Разновидности структур рынка:

Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.

Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.

Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

16. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ  РЫНКА. УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.

Важнейшими преимуществами рынка являются:

· функционирование рынка как саморегулирующегося механизма, который через цены создает ориентиры для капиталовложений в производство;

· эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;

· высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 1970-е годы на Западе вызвало внедрение ресурсосберегающих технологий, поиск альтернативных источников энергии;

· возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);

· рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равновесие спроса и предложения;

· создание рынком мощной системы стимулов;

К недостаткам рынка относятся:

· автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а методом проб и ошибок, в результате чего общество может нести существенные потери;

· рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);

· неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;

· игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений;

· рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы;

· отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;

· нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением.

17. СУЩНОСТЬ СПРОСА. ЗАКОН  СПРОСА.

Спрос — платёжеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара.

ЗАКОН СПРОСА: 
При прочих равных условиях, т. е. если нет дефицита товаров и ажиотажного спроса, —  между ценой и спросом существует взаимообратная зависимость: если цена растёт, то  спрос сокращается, если цена снижается, то спрос увеличивается.

Следствия из закона спроса:

  1. Потребительское поведение подвержено действию принципа убывающей предельной потребности, согласно которому, потребители готовы увеличивать спрос если цены будут снижены (этот принцип будет возможен в условиях оптовой торговли).

  1. Высокая цена на товар отбивает желание покупать, а низкая усиливает желание совершить покупку.

  1. «Эффект дохода» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей не доступность товаров для потребителей увеличивается и они сокращают спрос.

  1. «Эффект замещения» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей, они переключаются на товары заменители.

Товары заменители (субституты) — товары или услуги которые могут заменять друг-друга для удовлетворения одной и той же потребности. 
Пример: чай — кофе — какао, варенье — джем — мёд — повидло.

Взаимодополняемые товары (комплементарные) – те товары или услуги, которые взаимодополняют друг-друга при удовлетворении одной и той же потребности. 
Пример: автомобиль — бензин — тасол — колёса – …

 
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ЗАКОНА СПРОСА:

  • Парадокс Тиффена — в условиях экономического кризиса, приросте цен на товары первой жизненной необходимости (хлеб, молоко … ) спрос не только не сокращается, но даже растёт.

  • Эффект Веблена — в условиях экономического кризиса, при росте цен на предметы роскоши (золото, бриллианты …) спрос на них не только не сокращается, но даже растёт.

  • Эффект СНОБА —  в условиях экономического кризиса субъекты склонны производить закупки в прок.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС:

Существует две группы факторов: ценовые и не ценовые.

Ценовые факторы, влияющие на спрос:

  1. Цены на товары — существует взаимообратная зависимость между ценой и спросом, отражающая закон спроса.

  1. Цены на сопряжённые товары (взаимодополняемые и взаимодополняемые товары) — при росте цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), спрос на другие товары (кофе, какао) — возрастает.  При росте цен на один из взаимодополняемых товаров (бензин), спрос на другие товары сокращается (автомобили).

 
Не ценовые факторы, влияющие на спрос:

  1. Доходы покупателей — чем выше доходы покупателей, тем выше спрос, и наоборот.

  1. Количество покупателей на рынке — чем больше покупателей на рынке, тем выше спрос, и наоборот.

  1. Вкусы и предпочтения — на товары входящие в моду спрос увеличивается, а на немодные товары — уменьшается.

  1. Потребительские ожидания изменения цен и доходов — если потребители ожидают роста цен или увеличения своих доходов  в будущем, то они увеличат спрос в текущем периоде.

18. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА. ЗАКОН  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Предложение - это количество товаров, предлагаемых производителями для продаж на рынке. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта (чем больше цена, тем большее количество продукции производители поставляют на рынок) называется законом предложения.

На предложение могут воздействовать неценовые факторы:

· Цены на ресурсы (их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение и наоборот);

· Технология. Её усовершенствование ведет к снижению цен.

· Налоги и дотации. Повышение налогов приведет к сокращению предложения, дотации к увеличению.

· Цены на другие товары. Например, сокращение производства баскетбольных мячей при росте цен на футбольные.

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения. Предложение абсолютно эластично, когда малейшее изменение цен меняет объем предложения. В краткосрочном периоде предложение всегда неэластично. В среднесрочном периоде эластичность становится больше 0. В долгосрочном периоде эластичность становится максимальной.

Цена, по которой производитель предлагает свой товар - это цена предложения. Цена, по которой покупатель в состоянии купить товар - это цена спроса. Компромисс между этими ценами называется рыночной или равновесной ценой.

Спрос

предложение

 

Уровень пересечения кривых спроса и предложения определяет уровень рыночной цены. Точка их пересечения – это точка равновесия, поскольку любая другая точка будет означать диспропорцию между платежеспособным спросом и товарным предложением. Если цена будет выше равновесной, т.е. предложение превысит спрос, произойдет затоваривание. Если цена будет ниже равновесной, возникнет дефицит.

Предугадать равновесную цену не возможно, поскольку она обнаруживается только на рынке, после производства.

19. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой.

Но всегда возникает ситуация, когда при изменении различных факторов, между спросом и предложением возникает дисбаланс и рыночное равновесие теряется. Ранние экономисты, представители классической школы, рассматривали рыночное равновесие как ситуацию, способную самостоятельно придти к точке равенства. Они считали, что рынок имеет способность к саморегуляции и приходит к равновесию самостоятельно без каких-либо внешних вмешательств.

В экономической теории существуют два подхода к рассмотрению рыночного равновесия.

1 подход. По Вальрасу.

Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Рассмотрим данный подход на графике.

Установление рыночного равновесия по Вальрасу


 

В точке Е показано первоначально сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют QE количество товара по цене PE. Именно в точке Е кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня Р1 количество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"