Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 07:41, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Экономическая теория тесно связана со многими науками, затрагивающими различные стороны жизнедеятельности человека. С одной стороны, она выступает в качестве методологического фундамента комплекса экономических наук, а с другой — учитывает знания, полученные этими науками. Экономическое знание о современном обществе дает целая сеть конкретных экономических дисциплин, таких как бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, менеджмент, экономика природопользования, экономика предприятий. Названные дисциплины подчинены решению конкретных экономических задач. Экономическая теория изучает те же проблемы, но не с индивидуальной, а с общественной точки зрения.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 277.71 Кб (Скачать файл)

При снижении цены товара до уровня Р2 спрос на него возрастет до уровня Q2D и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен.

Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно представить в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены.

2 подход. По Маршаллу.

Английский экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.

Установление рыночного равновесия по Маршаллу


 

На данном графике также показана равновесная точка Е при которой спроса и предложения равны. Но в случае, если цена спроса P1D будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Q1 до уровня QE и цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2D будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего востановится равновесная цена.

Условие установления рыночного равновесия по Маршаллу можно представить в виде равенства:

PD(Q) = PS(Q)

Таким образом, данное равенство показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения.

20. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Итак, мы уже знаем, что спрос на товар и его предложение зависят от цены и неценовых факторов. Однако необходимо знать, и как в количественном отношении изменяются спрос и предложение под воздействием указанных факторов. Эта задача решается при помощи понятий эластичности спроса и предложения.

Эластичность — это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, представляет собой процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Она измеряется коэффициентом эластичности спроса по цене (Ed). Рассмотрим более подробно этот показатель. Если Q — это количество спрашиваемого товара, а Р — его цена, то коэффициент эластичности спроса по цене равен:

Коэффициент эластичности спроса по цене обычно представляет собой отрицательную величину, так как кривая спроса показывает обратную зависимость спроса от цены (если числитель положительный, то знаменатель отрицательный, и наоборот). Но экономисты всего мира игнорируют отрицательный знак коэффициента эластичности и показывают только его абсолютную величину. Однако коэффициент эластичности спроса по цене может быть и положительным. Это бывает в следующих случаях:

  1. Для таких товаров, как соль, спички, хлеб и т. д. увеличение цены не приводит к снижению спроса (цены на эти товары должны находиться под контролем государства).

  1. Когда рынки заполнены товарами, потребность в которых насыщена. Тогда небольшое снижение цены не приведет к увеличению спроса (он может даже уменьшиться). На рынках ряда продовольственных товаров (например, картофель, макароны). Если уровень экономического развития страны очень низок, то основная масса населения тратит на их приобретение большую часть доходов. В случае общего повышения цен спрос на эти товары еще более возрастает. В мировой экономической литературе это явление получило название эффекта Гиффена.

Роберт Гиффен англ. статистик, родился в 1837 (1837-1910). Этот экономист обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в) объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть от голода. В силу этого кривая спроса на картофель имела "восходящий" вид. Эффект Гиффена наблюдается редко в промышленно развитых странах, а товары, на которых он проявляется носят название товары Гиффена. Товар гиффена — низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов). Эффект дохода в случае с товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательнопри снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается (высвобождаются дополнительные денежные средства на покупку других товаров, обладающих уже лучшими характеристиками), а при повышении цены — увеличивается.

4. В случае безудержной  инфляции, когда повышение цен  способствует ажиотажному росту спроса.

Спрос называется эластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса (коэффициент эластичности больше 1). Например, уменьшение цены на апельсины на 33% привело к увеличению спроса на них на 50% (Ed = 1,5), т. е. спрос на апельсины эластичен по цене. Если спрос эластичен по цене, то ее снижение приводит к увеличению общей выручки за счет увеличения объема продаж (рис. 4.6). При первоначальной цене (Р1) общая выручка (произведение цены Р1, и количества товара Q1) равна площади прямоугольника P1AQ1O. Если цена снизится до Р2 то спрос увеличится до Q2. Общая выручка при этом будет равна площади прямоугольника P2BQ2О, что, очевидно, больше, чем первоначальная выручка. Следовательно, если спрос эластичен по цене, то предпринимателю выгодно снижать цены.

Спрос называется неэластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению спроса (коэффициент эластичности меньше 1) Например, цена на товар увеличилась на 3%, а спрос при этом уменьшился только на 1% (Еd = 0,3), т. е. спрос на данный товар неэластичен по цене. Если спрос неэластичен по цене, то уменьшение цены приводит к уменьшению общей выручки: потеря выручки, вызванная снижением цены, оказывается больше прироста выручки за счет расширения объема продаж. Предпринимателю в этом случае не выгодно снижать цену.

Спрос имеет единичную эластичность, если процентное изменение цены ведет точно к такому же процентному изменению спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене здесь равен 1. В случае единичной эластичности изменение цены не приводит к изменению общей выручки: потеря выручки, вызванная снижением цены, будет равна приросту выручки за счет расширения объема продаж.

Спрос также может быть совершенно неэластичным и совершенно эластичным. В первом случае покупатели абсолютно никак не реагируют на изменение цены (кривая спроса D на рис. 4.7, Ed= 0). Примером совершенно неэластичного спроса может быть спрос на жизненно необходимые лекарства. Во втором случае покупатели по данной цене приобретут любое количество товара, а если цена повысится, то не приобретут ничего (кривая спроса D1 на рис. 4.7, Ed здесь равен бесконечности). С совершенно эластичным спросом сталкивается небольшая конкурентная фирма на большом рынке. Если такая фирма назначит более высокую цену, то она потеряет всех покупателей.

Ценовая эластичность предложения, или эласичность предложения по цене, показывает чув ствительность предложения к изменению рыночной цены. Она представляет собой процентное из менение величины предложения товара, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, влияющих на предложение. Ценовая эластичность предложения измеряется коэффициентом эластичности предложения по цене (Es).

 

Предложение называется неэластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности здесь меньше 1 (кривая S2 на рис. 4.8).

Предложение имеет единичную эластичность, если процентное изменение цены ведет точно к такому же процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене здесь равен 1 (кривая S3 на рис. 4.8).

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения — совершенно эластичное (кривая S1 на рис. 4.9, Es равен бесконечности) и абсолютно неэластичное (кривая S2 на рис. 4.9, Es = 0). Примером абсолютно эластичного предложения может служить кривая предложения труда на совершенно конкурентном рынке труда, а примером абсолютно неэластичного предложения — кривая предложения земли.

21. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА  ПО ДОХОДУ. ПЕРЕКРЁСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ.

Анализ эластичности спроса включает не только рассмотрение того, как влияет на него цена. Необходимо также учесть, что эластичность спроса зависит и от некоторых других факторов, среди которых наиболее существенное значение имеет доход потребителей. 
   Эластичность спроса по доходу 
   Мера реакции величины спроса на товар или услугу, вызванной изменением величины дохода покупателя, называется ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА ПО ДОХОДУ.  
   Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению доходов потребителей. Ее можно рассчитать по следующей формуле:

где Eyd — коэффициент эластичности спроса по доходу; Y1 — первоначальная величина дохода; Y2 — конечная величина дохода. 
   Расчет коэффициента эластичности спроса по доходу дает нам возможность отделить в потреблении «низшие» товары от «нормальных» товаров. Отличие коэффициента эластичности спроса по доходу от коэффициента эластичности спроса по цене состоит, в частности, в том, что абсолютное значение коэффициента эластичности здесь играет меньшую роль, чем при определении эластичности спроса по цене. Зато большее значение приобретает положительная или отрицательная реакция на изменение дохода. Поэтому знак «+» или «—» должен учитываться и величина коэффициента не должна оцениваться только по модулю. Объясняется это тем, что если мы имеем дело с «нормальными» товарами, такими, как качественная одежда, обувь, товары длительного пользования, ценные продукты, то рост доходов ведет к увеличению спроса на них, а значит, прямая зависимость объема спроса и доходов найдет отражение в положительном значении коэффициента эластичности. Таким образом, для «нормальных» товаров Еру > 0. 
   Если же речь идет о «низших» товарах, таких, как хлеб, крупы, макароны, «сэконд хэнд», рост доходов вызовет снижение объема спроса на них. Обратная зависимость спроса и доходов в этом случае найдет отражение в отрицательном значении коэффициента эластичности спроса по доходу, т. е. для «низших» товаров Е1 < 0. 
   Если эластичность спроса по доходу близка к нулю, то мы имеем дело с товарами первой необходимости, потребление которых нечувствительно к изменению дохода. Таковыми являются, например, предметы туалета (коэффициент эластичности 0,25), услуги врачей (0,28), частные дома в развитых странах (0,07). 
   Перекрестная эластичность спроса 
   Для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара используют понятие перекрестной эластичности спроса. 
   ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - это мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, которая вызвана изменением цены другого товара или услуги. 
   Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В:

где Еав — перекрестная эластичность спроса; QA — объем спроса на товар А; Рв — цена товара В. 
   Коэффициент перекрестной эластичности спроса может быть меньше нуля, больше нуля и равен нулю. 
   Если Еав > О, то мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами. Например, рост цены на апельсины вызовет увеличение объема спроса на мандарины, поскольку в этом случае они оказываются сравнительно более дешевыми. И наоборот, снижение цены на апельсины приведет к уменьшению спроса на мандарины, ибо относительно дешевле станут апельсины. 
   Если Еав < 0, речь идет о товарах, дополняющих друг друга. Если подешевели теннисные ракетки, то это приведет к росту объема спроса на них и на теннисные мячи. А удорожание фотоаппаратов вызовет падение объема спроса на фотопленку. 
   Если же Еав = 0, то товары А и В нейтральны, никак не связаны между собой. Скажем, если снизилась цена на шоколад, это никак не отразится на спросе на услуги окулистов.

22. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ  В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ  ПЕРИОДАХ.

Совокупный спрос – сумма всех расходов на конечные т-ры и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

Стр-ра совокупного спроса вкл-ет: спрос на потребител т-ры и услуги (С); спрос на инвестиц т-ры, предъявляемые фирмами (I); спрос на т-ры и услуги со стороны гос-ва (G); спрос на чистый экспорт (Xn).

Кривая совокупного спроса, AD, показывает кол-во т-ов и услуг, кое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

P – общий ур-нь цен

Y – реальный ВНП

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется тремя эффектами:

Эффект процентной ставки. Рост ур-ня цен заставляет и потр-лей, и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает % ставку. Поэтому покупатели откладывают сови покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В рез-те совок спрос умен-ся.

Эффект реального богатства. В рын эк-ке богатство дом хоз-в представлено в виде различных финансовых активов (акций, облигаций, срочных счетов). Рост цен обесценивает финанс ср-ва населения, с увеличением темпов инфляции люди становятся беднее. Это озн-ет, что совок спрос будет умен-ся при росте цен, что и показывает кривая совок спроса.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"