Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:31, шпаргалка
Экон-кая теория это наука, которая изучает экон-кую жизнь общества и экон-кие отношения, складывающиеся между людьми в процессе экон-кой дея-сти. По масштабу области исследования экон-кая наука делится на микроэкон-у изучающую дея-сть фирм, домохозяйств, обособленных произ-ств и гос-в и макроэкон-у, изуч-ую нац-ное хоз-во в целом. В последние годы в научной литер-ре также исп-тся понятия «наноэкон-ка» (изучает дея-ть индивидуальных экон-ких субъектов), мезоэкон-ка(отрасли, регионы), интерэкон-ка (мировая экон-ка) и мегаэкон-ка (мировое хозяйство).
1. Виды экономических наук. Место и роль экономической теории в системе экономических наук. Разделы экономической теории.
2. Эволюция экономической теории.
3. Предмет и функции экономической теории. Экономические категории и экономические законы.
4. Экономическая теория и экономическая политика. Основные экономические цели общества. Позитивная и нормативная экономическая наука.
5. Методы исследования экономических явлений.
6. Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей.
7. Экономические ресурсы (факторы) производства. Классификация и ха-рактеристики ресурсов.
8. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация.
9. Экономические блага: классификация, основные характеристики.
10. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Производ-ственные возможности общества и их границы. Кривая производствен-ных возможностей общества. Альтернативные (вмененные) издержки.
11. Понятие и элементы экономической системы. Критерии выделения и виды экономических систем.
12. Собственность: экономическая и юридическая трактовка. Современные теории собственности.
13. Современные типы собственности, их характеристика. Типы и формы собственности в Республике Беларусь. Реформирование собственности в Республике Беларусь.
14. Типология экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика.
15. Рынок: условия возникновения и функционирования. Функции рынка.
16. Эволюция рыночной системы: натуральное хозяйство, товарное произ-водство, рыночная система.
17. Конкуренция: понятие, виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция и ее виды.
18. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.
19. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику. Функции государства в современной рыночной экономике.
20. Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально ориентированная модель. Особенности белорусской национальной модели.
21. Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.
22. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.
23. Отраслевое рыночное равновесие. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Последствия отклонения цены от равновесного уровня.
24. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.
25. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене и выручка фирмы. Факторы эластичности спроса по цене.
26. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.
27. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения. Практическое значение анализа эластичности.
28. Понятие рационального потребителя. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
29. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
30. Краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Постоян-ные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства.
31. Изокванты. Предельная норма технологического замещения.
32. Общий, средний и предельный продукт: понятие, измерение, взаимо-связь. Закон убывающей предельной производительности.
33. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внеш-ние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки.
34. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и пере-менные издержки. Общие, средние, предельные издержки, их динамика.
35. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.
36. Изокосты. Правило минимизации издержек. Траектория роста предприятия.
37. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предельный доход. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации при-были.
38. Национальная экономика: понятие, цели, структура. Субъекты нацио-нальной экономики.
39. Понятие системы национальных счетов.
40. Валовой внутренний продукт (ВВП) и принципы его расчета. Промежуточные и конечные товары и услуги. Добавленная стоимость.
41. Расчет ВВП по методу добавленной стоимости, по расходам и доходам. Другие показатели системы национальных счетов.
42. Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП. Индексы цен.
43. Национальное богатство и его структура.
44. Совокупный спрос: сущность, элементы, ценовые и неценовые факторы.
45. Понятие совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.
46. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития. Фазы цикла.
47. Занятость и безработица. Типы безработицы. Определение уровня безработицы. Социальные и экономические издержки безработицы. Закон Оукена.
48. Инфляция: понятие, измерение, причины, формы. Социально-экономические последствия инфляции.
49. Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура. Государственные и частные финансы.
50. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета в рыночной экономике. Понятие бюджетного дефицита и бюджетного профицита. Государственный долг.
51. Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов.
52. Сущность денег. Функции денег. Денежный рынок. Спрос на деньги: мотивы спроса на деньги.
53. Структура денежного предложения. Денежные агрегаты. Равновесие денежного рынка.
54. Денежно-кредитная система, ее структура.
55. Мировая экономика и предпосылки ее возникновения. Закрытая и от-крытая экономика. Структура мировой экономики.
56. Характери
13. Современные типы собственности, их хар-ка. Типы и формы собст-сти в РБ. Реформирование собст-ти в РБ. Собственность, как система экономических отношений в различных сферах жизни, предполагает деление на различные типы и формы собственности, и от этого деления зависит гармония соблюдения в современном обществе социальных и экономических законов. Основные типы собственности: Первобытнообщинная собственность. Рабовладельческая собственность. Феодальная собственность. Капиталистическая собственность. Социалистическая собственность.
15. Рынок:
условия возник-ния и функции-
16. Эволюция рыночной системы: натуральное хозяйство , товарное производство, рыночная система. Рын-я сис-ма сис-ма, основ-ная на частной собств-сти, свободе выбора и конкуренции. Основные особ-сти: эконо-ские агенты сами решают, что и каким образом произ-ть и потреблять; рын-ная экон-ка предоставляет экон-им агентам свободу в принятии экон-ких решений по осн-м вопросам и предполагает их личную экон-ую ответ-сть за принятые ими решения; гос-во в такой сис-ме не вмешивается в процесс принятия экон-их решений, определяет только общие правила игры. Натур-ное хоз-ство примитивный тип хозяйст-ния, при котором произ-тво направлено только на удовлет-ние собств-ных потреб-ей (не на продажу). Все необходимое произв-тся внутри хозяйст-ной еди-цы, при этом не возникает потре-ть в рынке. Главными чертами натур-го хозя-ва явл неразвитость общес-ного разделения труда, изолированность от внешнего мира; самообеспе-сть сред-ми произ-ва и рабочей силой. Товарное прои-во такая орг-ция общес-ного хоз-ва, при которой продукты произ-тся отдельными, обособ-ленными производителями, где каждый из них специализируется на выработке одного продукта. В силу этого для удовлетворения общест-ых потреб-ей необходима купля-продажа продуктов, которые на рынке становятся товарами. Это хозяйство явл открытой сис-ой органи-нно-эконо-х отнош-й. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потреб-я, а для продажи их др людям.
17. Конк-ция: понятие, виды. Совершенная конк-ция. Несовершенная конк-ция и ее виды. Конк-ция борьба между товаропроиз-ми, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке. Конк-я служит одним из важнейших способов повыш-я эф-сти как целой экон-ой сис-мы, так и всех ее звеньев. 6 видов конк-и: функцио-ная базируется на том, что одну и ту же потребность потр-ля можно удовлетворить по-разному; видовая между аналогичными товарами, но разными по оформлению; предметная между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки; ценовая снижение цены увелич-ет продажи, приводит к расширению рынка; скрытая бывает 2 видов: продажа личного товара по цене конкурента; снижение цены потреб-ния товара; незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов; произ-ство товаров имитаторов (подделка). Совер-шенная конкуренция экон-ская модель, идеали-зированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предл-ния. Несовершенная конк-ия. рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конк-и. 3 типа: монополистическая конку-ция (тип рыночной структуры несовершенной конк-ции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совер-шенной конк-и.); олигополия (тип рын-й стр-ры несовершенной конк-и, в которой доминирует крайне малое кол-во фирм. Примеры олигополии пассажирских самолетов, «Боинг», компью-х тех-й, «Microsoft»); чистая монополия(положение на рынке товаров и услуг, хар-щееся наличием только 1продавца данного вида товара или услуги).
18. Клас-ция рынков. Рыночная инфрастр-ра. Клас-я рынков: По хар-ру продаж: Оптовый; Розн-ичный; Фьючерсный. По степени регулир-сти: Регулируемый; Не регулируемый. По уровню насыщения: Равновесный, Избыточный, Дефицитный. По соответствию законодным нормам: Легальный, «Черный». По товарным группам: Рынок товаров производ-ного назначения; Рынок потреб-ских товаров (продовольствия);Рынок сырья и мАтериалов. По степени зрелости: Неразвитый; Развитый; Фор-мирующийся. По хар-ру ассорти-та товаров: Замк-
нутый, на котором представлены товары только первого произв-ля; Насыщенный, на котором предст-но множество сходных товаров многих произв-й; Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направ-ных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребитей; Смешанный , на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой. По отраслевому признаку: Рынок автомобилей; нефти; компью-й тех-и. Выделяют след виды рынков: Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потреб-ского назначения, услуг, жилья и зданий непроизвод-ного назначения. Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кред-итные, ЦБ, валютно-денеж рынки. Рынки рабочей силы, представляющие собой экон-кая форма движения (миграции) трудовых рес-ов (рабочей силы).
Рыночная инфрастр-ра
значительно облегчает и
19. Фиаско
рынка и необход-ть гос-ного
вмешательства в экон-ку. Функции
гос-ва в современной рын-ой
экон. Фиаско рынка ситуация, при которой
рыночная координация не способна обеспечить
выбор наиболее эффек-ных вариантов решения
экон-ских проблем. Гос-во берет на себя
ответс-ность за создание равных условий
для соперничества предпри-лей, для эффек-вной
конкур-и, за ограничение власти монополий.
Участие гос-ва в эконом-й жизни диктуется
еще и тем, что рынок не обеспечивает соц-но
справедливое распределение дохода. Гос-ву
надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих.
Принадлежит сфера фунда-ментальных научных
разработок. В целом гос-во реал-ет полит-кие
и соц-эконом принципы данного сооб-щества
граждан. Оно активно участвует в формир-и
макроэконом-х рыночных процессов. Роль
гос-ва в рыночной экон-ке проявляется
через след функции: а) создание правовой
основы для принятия эко-ном-х решений.
Гос-во разрабат-ет и принимает законы,
регулир-ие предприним-ую дея-сть, определяет
права и обязан-ти граждан; б) стабили-ия
экон-и. Правительство исп-ет бюджетно-налоговую
и кред-но-ден-ую полит для преодоления
спада произ-тва, для сглаживания инфляции,
снижения безработицы; в) соц-ориентированное
распред-ие рес-сов. Гос-во организует
произ-тво товаров и услуг, которым не
занимается частный сектор. Оно создает
условия для развития с/х, связи, транспорта,
определяет расх-ы на оборону, здравоохранения;
г) обеспечение соц-ой защиты и соц-ой гарантии.
20. Модели рын-ой экон-ки. Либер-я модель. Соц-но ориентир-ная модель. Особе-сти белорус нац-й модели. Для каждой эконом-й сис-ы хар-рны свои нац-ые модели орган-и хоз-ва. Либеральная рын-я эк-ка. Америк-кая модель построена на сис-е всемирного поощрения пред-при-ой активности. Гос-ное воздействие, направ-но на под-ние стаб-ой конъюнктуры и экон-го равновесия. Крит соц - ориент экон явл: место соц полит среди нац-х приоритетов; распред-е соц функций между гос-м, гражданским обществом и предпри-им сектором; масштабы гос-ного сектора, которые определяются как объемами перераспределяемого ВВП, так и долей занятых в госсекторе; особен-ти соц пол-ки. Клас-ция по указанным крит, позволяет выделить 4 осн мод : 1 м наз континентальной. Хар-рны: высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 50%); развитая сис-ма соцго партнерства. 2 Англосаксонская. Предусматривает: более низкий уровень перера-спределения через ВВП (не более 40%); преи-мущественно пассивный хар-р гос-ной пол-и заня-тости. 3 Средиземноморская. Хар-рны: объем ВВП, перераспределяемый через бюджет, здесь существенно варьирует. 4 Скандинавская. Хар-рны: очень активная соц-я пол-а; очень высокие (50—60% ВВП) объемы перераспределения нац-го богатства через бюджет. В РБ принята модель соц-но ориентир-ной рын-й экон-ки, которая строится на прин-пах: конституционных гарантий личных прав и свобод граждан; свободы предприн-ства; выбора профессии и места работы; обеспечения взаимосвязи благосостояния работника и результатов его труда и т.д.
21. Спрос. Закон спроса. Факторы спроса. Спрос зависимость между ценой (P) и колич-ом товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара, скорректированная на покупательскую способ-ть потреб-ля. Кривая спроса показывает, какое кол-во товаров могут приоб-сти потреб-ли при различных уровнях цены. Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину спроса (то кол-во товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1 до Q2.
22. Предл-ие.
Закон предл-ния. Факторы
23. Отраслевое рын-ое равн-ие. Изменения спроса и предл-ия и их влияние на цену. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Сущ-ть рын-ного равн-сия заключ в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покуп-ли не стремятся нарушить это равн-ие. В точке равнов-ия их интересы совпадают. Чем больше спрос, тем выше цена, и, наоборот при уменьшении спроса снижается цена. Во-вторых, чем больше предл-ние, тем ниже цена, и, наоборот с сокращ-ем объема предл-ия цена увелич-тся. Колебания спроса и предл-ия под влиянием неценовых факторов изменяют равновесную цену и равновесное кол-во товаров на рынке В случаях изменения объема спроса и предл-ия под влиянием нецен-ых факт-в достигнутое рын-ое равн-сие будет нарушаться. на рынке спрос и предл-ние не всегда уравновешены , но рынок тяготеет к равн-сию. В рын-ной экон-ке действуют законы спроса и предл-ия, согласно которым любое изменение спроса и предл-ния автоматически включает стихийный мех-зм поиска равнов-ных цен, т.е. равн-сия произ-тва и потр-ния, что и создает сбалансир-ность экон-ки. На спрос воздейс-ет ряд рын-ных факторов: цены на запрашиваемые товары, доходы покуп-ей, их вкусы и предпочтения. На предл-ние влияют несколько фак-ов: цены на продаваемые прод-ты, число прод-цов на рынке. Глав-м фак-ом, влияя-им на вел-ну предл-ния товара, явл цена, поскольку все продавцы стремятся продать свой товар по максим возможной цене, чтобы получить высокую прибыль.
24. Выигрыш от обмена: излишки потреб-ля и производителя. Излишек произв-ля разница между рын-й ценой и предельными издерж-и выпускаемой прод-и. Предельные издер-и указ-ют на миним-ю цену, при которой фирма согласилась бы вообще произв-ть каждую допол-ную ед-цу прод-и. В целом можно сделать вывод, что купля-продажа товаров по сложившейся на рынке цене явл взаимовыгодной для продавцов и поку-лей. И те, и др получ-т в результате обмена определенный выигрыш (излишек). Однако совокупный размер этого выигрыша максимизируется именно в условиях совершенной конкур-и. Любое отклонение от конкурентного равновесия (в результате вмешательства гос-ва или каких-либо др причин) приводит к потерям общественного благосостояния. Потери произв-лей превышают выигрыш потреб-лей, и, следов-но, гос-ный контроль над ценами приводит к чистым потерям благосостояния.
25. Понятие эластич-ти. Элас-ть спроса по цене и выручка фирмы. Факторы элас-ти спроса по цене. Элас-ть показ-т, на сколько % изменится одна переменная экон-ская величина при изменении др на 1%. Элас-ть спроса измеритель силы влияния какого-либо фактора на величину спроса. Осн-ми видами элас-ти спроса явл элас-ть спр по цене; эл сп по доходу; перекрестная элас-ть, т е элас-ть спроса по цене др товаров. Элас-ть сп по цене степень изменения величины спроса в ответ на изменение рыночной цены на 1%. На элас-ть спроса по цене влияют след факторы: Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше элас-сть); Незаметное для покуп-ля изменение уровня цен; Консерватизм покуп-ей во вкусах; Фактор времени (чем больше у потреб-ля времени на выбор товара и обдумывание тем выше элас-сть);Удельный вес товара в расходах потреб-ля (чем больше доля цены товара в расходах потреб-ля, тем выше элас-сть).
26. Перекрестная элас-сть спроса. Элас-сть спроса по доходу. Перекрестная элас-сть сп-са форма эласт-ть спр-са, при которой изм-ие цены на один товар приводит к изм-ию спр-са на др.товар. Элас-сть харак-ика спр-са, показ-щая зав-сть изм-ия величины спр-са от изм-ия различ-х факт-ов, влияющих на спрос. Степень изм-ия спр-са и предлож-ия под воздействием изм-ия цены измеряют при помощи коэф-та ценовой эласт-сти. Спрос наз-ют эластичным, когда Edp > 1, т.е. % изм-ие цены ведет к бол-ему %-му изм-ию кол-ва спрашиваемой прод-и. Спрос наз неэлас-ым ,если %-ое изм-ие цены ведет к мень-му %-ому изменению кол-тва, т.е. Edp < 1. Если при снижении цены растет объем общей выручки, спрос счи-ся элас-ным. Проиc-ит это потому, что прирост выручки от увел-ия объема продаж оказы-ся большим, чем потери от снижения цены. Если же при снижении цены объем выручки падает, то спрос считается неэлас-ым. В этом случае потери от снижения цены не компенсируются выручкой от уве-ия объема продаж. Эласт-сть спроса по доходу харак-ет %-ые изм-ия в величине спроса к проц-ому изменению дохода: EdI = (ΔQ/ ΔI) (I/Q), где I – доходы потребителя, Q – кол-во купленного товара.Величина элас-сти спр-а по доходу может быть полож-ной, отриц-ной и нулевой.EdI равна нулю для товаров первой необх-сти. Для качест-ных товаров EdI всегда полож-ная величина. Нек-ный товар имеет отриц-ую эласт-сть спр-а по доходу. Эл.спр. по доху завис-сть изм-ия спроса от изм-ия дох-ов потребит-ей за опред-ный период.