Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:31, шпаргалка

Описание работы

Экон-кая теория это наука, которая изучает экон-кую жизнь общества и экон-кие отношения, складывающиеся между людьми в процессе экон-кой дея-сти. По масштабу области исследования экон-кая наука делится на микроэкон-у изучающую дея-сть фирм, домохозяйств, обособленных произ-ств и гос-в и макроэкон-у, изуч-ую нац-ное хоз-во в целом. В последние годы в научной литер-ре также исп-тся понятия «наноэкон-ка» (изучает дея-ть индивидуальных экон-ких субъектов), мезоэкон-ка(отрасли, регионы), интерэкон-ка (мировая экон-ка) и мегаэкон-ка (мировое хозяйство).

Содержание работы

1. Виды экономических наук. Место и роль экономической теории в системе экономических наук. Разделы экономической теории.
2. Эволюция экономической теории.
3. Предмет и функции экономической теории. Экономические категории и экономические законы.
4. Экономическая теория и экономическая политика. Основные экономические цели общества. Позитивная и нормативная экономическая наука.
5. Методы исследования экономических явлений.
6. Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей.
7. Экономические ресурсы (факторы) производства. Классификация и ха-рактеристики ресурсов.
8. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация.
9. Экономические блага: классификация, основные характеристики.
10. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Производ-ственные возможности общества и их границы. Кривая производствен-ных возможностей общества. Альтернативные (вмененные) издержки.
11. Понятие и элементы экономической системы. Критерии выделения и виды экономических систем.
12. Собственность: экономическая и юридическая трактовка. Современные теории собственности.
13. Современные типы собственности, их характеристика. Типы и формы собственности в Республике Беларусь. Реформирование собственности в Республике Беларусь.
14. Типология экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика.
15. Рынок: условия возникновения и функционирования. Функции рынка.
16. Эволюция рыночной системы: натуральное хозяйство, товарное произ-водство, рыночная система.
17. Конкуренция: понятие, виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция и ее виды.
18. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.
19. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику. Функции государства в современной рыночной экономике.
20. Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально ориентированная модель. Особенности белорусской национальной модели.
21. Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.
22. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.
23. Отраслевое рыночное равновесие. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Последствия отклонения цены от равновесного уровня.
24. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.
25. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене и выручка фирмы. Факторы эластичности спроса по цене.
26. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.
27. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения. Практическое значение анализа эластичности.
28. Понятие рационального потребителя. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
29. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
30. Краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Постоян-ные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства.
31. Изокванты. Предельная норма технологического замещения.
32. Общий, средний и предельный продукт: понятие, измерение, взаимо-связь. Закон убывающей предельной производительности.
33. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внеш-ние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки.
34. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и пере-менные издержки. Общие, средние, предельные издержки, их динамика.
35. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.
36. Изокосты. Правило минимизации издержек. Траектория роста предприятия.
37. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предельный доход. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации при-были.
38. Национальная экономика: понятие, цели, структура. Субъекты нацио-нальной экономики.
39. Понятие системы национальных счетов.
40. Валовой внутренний продукт (ВВП) и принципы его расчета. Промежуточные и конечные товары и услуги. Добавленная стоимость.
41. Расчет ВВП по методу добавленной стоимости, по расходам и доходам. Другие показатели системы национальных счетов.
42. Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП. Индексы цен.
43. Национальное богатство и его структура.
44. Совокупный спрос: сущность, элементы, ценовые и неценовые факторы.
45. Понятие совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.
46. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития. Фазы цикла.
47. Занятость и безработица. Типы безработицы. Определение уровня безработицы. Социальные и экономические издержки безработицы. Закон Оукена.
48. Инфляция: понятие, измерение, причины, формы. Социально-экономические последствия инфляции.
49. Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура. Государственные и частные финансы.
50. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета в рыночной экономике. Понятие бюджетного дефицита и бюджетного профицита. Государственный долг.
51. Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов.
52. Сущность денег. Функции денег. Денежный рынок. Спрос на деньги: мотивы спроса на деньги.
53. Структура денежного предложения. Денежные агрегаты. Равновесие денежного рынка.
54. Денежно-кредитная система, ее структура.
55. Мировая экономика и предпосылки ее возникновения. Закрытая и от-крытая экономика. Структура мировой экономики.
56. Характери

Файлы: 1 файл

ET.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

 

58. Платежный  баланс страны и его стр-ра. Платежный баланс балансовый счет международных операций, соотношение вал-х поступлений из-за границы и платежей, произведенных данной страной др странам. Платежный баланс РБ это статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о внешнеэкономической дея-ти страны за определенный период времени. В платежном балансе фиксируются все операции между резидентами и нерезидентами РБ, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, фин-ых активов и обязательств. Стр-ра платежного баланса представляла собой сочетание статей расчетного баланса и движения капиталов и кред-ов. Платежный баланс фактически стал статистическим отчетом, в котором должны отражаться все внешнеэкономические операции. 

27. Элас-сть  пред-ния. Факторы -сти пред-ния. Практическое значение ан-за элас-сти. Элас-сть предл-ния показ-ет степень реа-и производителя на изм-ие величины какого - либо фактора. Ценовая эл-сть предл-ия харак-ет чув-ость изм-ия объема произ-ва (продаж) к изм-ию цены товара. Факторы, влияющие на элас-ть пред-ния: 1.Фактор времени. 2.Степень сохр-ти товара, стои-ть его хранения. 3.Возможности (гибкость) техн-ого процесса. Важнейшим фак-ом, влияющим на эл-ть предл-ия, является фактор времени, имеющегося в распоряжении произв-ля (продавца) для того, чтобы отреагировать  на данное изм-ие цены товара. Чем больше времени, тем легче изменить объем произ-ва, т.е. тем больше. Практическое значение ан-за элас-ти. Проведение разумной ценовой политики предп-ия немыслимо без понимания того, как понижение ст-сти на прод-ию может сказаться на объемах продаж, а значит, и на выручке. Все эти подходы требуют допол-ной инфор-и и сами по себе мало о чем говорят. Оценка элас-сти в %-ом исчислении позволяет избежать путаниц и построить единый показатель для всех случаев. Такой коэф-ент наз коэф-том элас-ти. Его можно определить как отношение %-ного изменения одной величины к %-ному изменению др.

 

28. Понятие  рационального потребителя. Понятия рац-ого выбора и рац-ого поведения потреб-ля играют важ-ую роль в эк-кой теории.Считается, что рац-ый потреб-ль стремится максимизировать общую полез-ть потр-ых им благ. Мы уже упоминали полез-ть товара (или блага), как св-во, которое харак-ет выбор потребителя. Рац-ое поведение харак-ся тем, что потреб-ль выбирает те блага, которые обладают для него макс-ой полезностью. Полезность это свойство блага удовлетворять одну или несколько потреб-тей. Предельная полезность (MU) это пол-ть, кот-ую потребитель извлекает из допол-ой ед-цы блага: MU = ΔTU / ΔQx. Общая полезность (TU) это пол-сть всех ед., благ, поступающих в потребление или сумма предельных полез-ей некоторого кол-ва блага. Полезность выражает степень удовл-ия, получаемого субъектом от потреб-ния какого-либо блага. Полезность блага это его спо-сть удов-ть какие-либо чел-ие потр-сти. Закон убывающей предельной полезности каждая новая ед-ца товара или услуги приносит потребителю все меньшее кол-во пользы- меньшую величину удов-ия.

 

29. Предприятие  как хозяйствующий субъект. Осн-ми приз-ми классиф-ии пред-ий яв-ся: По формам объединений: комбинаты, конгломераты, концерны, тресты;По структуре произ-ва: промышленность, сельское хозяйство, банки, торговые предприятия; По размеру предпр-ия: крупные, средние и малые;По формам собственности: частные, государственные, иностранные;По организационно-правовым формам единоличное владение, партнерство, корпорация.Хоз-ющие субъекты могут быть охарактеризованы как совок-сть физ-их и юр-их лиц: Физическое лицо-это гражданин, который занимается пред-кой дея-стью единолично. Признаки юр. лица состоят в том, что это, прежде всего, организация, определенным образом орг-ное объед-ие лиц, которое:-   имеет обособленное имущ-во;- отвечает лишь только этим имущ-ом по своим обязательствам;- может от своего имени приобретать и осуществлять имущ-ные и неимущ-ные права;- может быть истцом и ответчиком на суде;- может иметь самос-ый баланс и смету.

 

30. Кратк-ный  и долг-ый производственные периоды.  Пост-ные и пер-ные факторы  произ-ва. Произв-ная функ-я и ее св-ва.

Краткоср-ым наз-тся такой  период, в течение которого хотя бы один фактор произ-тва не может быть изменен. Те факторы, которые могут быть изменены в течение краткос-ого периода, наз  переменными, а те, которые не могут быть изменены,  постоянными. Долгосрочным наз-ся такой период, в течение которого все факторы произ-ва могут быть изменены. Соответ-но, все факторы произ-ва в течение долгос-го периода явл перем-ми. Пост-ные и переем-ные факторы произ-тва. Различию между кратк-ным и долг-ным периодами точно соот-ет различие между постоя-ми и переем-ми факторами произ-ва. Перем-е факторы произ-ва, кол-во которых может быть изменено в рамках кратк-ного периода (например, кол-во наемных работников). Постоя-ые факторы, затраты на которые заданы и не могут быть изменены в рамках кратко-го периода (например, производ-ные мощности). Таким образом, в кратко-ом периоде предприн-ль исп-ет как пост-ные, так и пер-ные факторы произ-ва. В долгоср-м же периоде все факторы произ-ва носят переменный хар-р. Производственная функция отображающая завис-сть между максим-м объемом производимого прод-та и физ-ким объемом факторов произ-тва при данном уровне технических знаний. Поскольку объем произ-ва зависит от объема испол-ных рес-ов, то зав-сть между ними может быть выражена в виде след функциональной записи: Q = f(L, К,М),где Q, – максим-й объем прод-и, произв-ной при данной техн-и и определенных факторах произ-ва;L – труд;К – капитал;М – материалы; f – функция. 2 основных св-тва: 1. Сущ-ет предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут ростом затрат одного рес-са при прочих равных условиях. 2. Сущ-ет определенная взаимная дополняемость (комплектарность) факторов произ-ва, однако без уменьшения объема выпуска вероятна и определенная взаимозаменяемость данных факторов произ-ва.

 

31.Изокванты.Предельн.норма  техн.замещ. Изокванта кривая, демонстрир.различные варианты комбинаций факторов произв-ва, которые могут быть исп-ны для выпуска данного объема продукта. Изокванты иначе наз кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска. Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от др в произв-ом процессе. При этом увеличение одного фактора и уменьшение другого не вызывает изменений в объеме выпускаемой продукции. Данная зависимость изображена на рис: Изокванты могут иметь различную конфиг-ию: линейную, жесткой дополняемости, непрерывной замещаемости, ломаной изокванты. Предельная норма технол. замещения показывает какое кол-во капитала может заменить одна дополнит-ая единица труда, при условии что объем выпуска останется неизменным.

 

32.Общ.,средн.и  пред. продукт: понятие, измер., взаимосвязь. Закон убыв.пред.произв-ти. Общий продукт (ТР) переменного фактора представляет собой общее кол-во произ-ной продукции в натур-ом выражении, которое возрастает по мере увеличения исп-ния одного переменного рес-са при прочих неизменных условиях.Если общий продукт разделить на кол-во испол-ного в произ-ве переменного фактора, например труда (L) или капитала (К), получим показател средн. прод. (АР):АРL = ТР/L. APK = TP / K,где АР - средний продукт переменного фактора;К – перем. ресурс (капитал) или L – перем. ресурс (труд).Предельный продукт (МР)-это дополнит. выпуск прод., который достигнут за счет увеличения использов. переем. ресурса при неизменном кол-ве остальных ресурсов:МР = TP / K или MP = TP / L где МР – предель.продукт капитала или труда; TP - изменение общего объема произв-ва, соответствующее изменению К или L единиц использ-ого капитала или труда при неизменном количестве других факторов.Закон убывающей предельной производительности: если последовательно увеличивать затраты переменного фактора при неизменных др факторах, то наступит момент, когда дальнейшее присоединение единиц переменного фактора к фиксированным дает уменьшающийся предельный продукт в расчете на каждую послед. единицу перемен. ресурса. Следов., согласно этому закону увеличение произв-ва, достигаемое при равномерном приросте перемен. фактора, будет снижаться по мере роста соотн-ия между величинами перемен. и постоянных факторов. Отсюда, увелич. выпуска прод-ии ограничено, если изменяется только один фактор.

 

33.Пон.и клас.издержек.Альт.изд.Внешн.и внутр.изд.,норм.приб.Бухг.и экон.изд. Для осущ-ния своей дея-ти фирма несет определенные затраты, связанные с приобретением необходимых произв. факторов и реализацией произведенной продукции. Стоимостная оценка этих затрат есть издержки фирмы. Издержки можно классифицировать как: -индивидуальные – издержки собственно фирмы -общественные – совокупные затраты общества на произ-во продукта, включающие в себя не только чисто произв-ые, но и все иные затраты: охрана окруж. среды, подготовка квалифиц-ных кадров и т.п.-издержки произ-ва – поср.связанные с произв. товаров и услуг -издержки обращения – связанные с реализацией произведенной продукции. Альтернативные издержки-издержки производства одного товара, выраженные в количестве другого товара, от производства которого необходимо отказаться, для произ-ва допол-ной единицы данного товара.Издержки внешние - это выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т.д. Издержки внутренние (или неоплаченные) - это ст-ть собств-о рес-са. Нормальная прибыль – миним. объем дохода, существ. в данной отрасли, в данное время и который может удержать предпр-ля в рамках его бизнеса.Бухгалтерские издержки – это явные затраты, связ-е с оплатой ресурсов, не принадл. самому предпр-ию, и учитывающиеся при расчете остающейся у него прибыли. Экономич издержки- показ. Ст-сть всех рес-ов, испол-ых фирмой – как собственных, так и заемных.

 

34.Изд.пр-ва  в краткоср.периоде. Пост. и пер. изд. Общие, ср.,пред.изд. Краткос-ый период период времени слишком короткий для изменения произв-ых мощностей, но достаточный для того, чтобы изменить интенсивность испол-ния этих мощностей. Произв. мощности остаются неизменными в краткос-м периоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения кол-ва рабочей силы, сырья, и др рес-ов применяемых на этих мощностях. Издержки произ-ва  какого либо продукта зависят не только от цен на ресурсы но и от технологий - от кол-тва рес-ов, которое необходимо для произв-ва.Постоянные издержки ( TFC) денежные затраты, которые не зависят от объема выпускаемой прод-и (затраты на эксплуатацию оборуд-ия, зданий, сооружений, процент по кредиту, рентные платежи, страховые взносы)Переменные издержки ( TVC) денежные затраты, изменяющиеся вместе с объемом выпуска продукта. Это расходы на сырье, вспомогательные материалы, труд и т.д. Переменные издержки изменяются пропорционально выпуску продукции. Общие издержки ( T С ) совок-сть всех затрат предп-ия на произ-во и реализацию продукции: TC = TFC + TVC. Средние издержки отношение переменных издержек к объему выпуска продукции:AVC = TVC / Q. Дополнит. издержки, связанные с увелич-м произ-ва прод-и на единицу, наз-я предельными издержками:MC = ΔTC / ΔQ = (ΔTVC / ΔQ) + (ΔTFC / ΔQ).

 

35.Изд.произв-ва  в долгоср.периоде. Эффект масштаба. Пробл. оптим. разм. предпр. В долгосрочном периоде все факторы произ-ва явл переменными, т к фирма имеет время, достаточное для изменения кол-ва любого применяемого ресурса. Поэтому все издержки становятся перем-ми, а закон убывающей отдачи переменного фактора произв-ва не действует, так как предпр-ие имеет возможность увеличивать испол-ние факторов произв-ва, сохраняя их оптимальное соотношение. Вместе с тем, зависимость роста долгосрочных валовых издержек (LTC) и объема выпуска (Q) в долгос-ном периоде тоже не явл-ся пропорциональной. Связано это с эффектом масштаба – влиянием размера предп-ия на с/с-ть единицы его продукции (LATC). Оптимальный размер пред-ия тот размер пред-ия, тот масштаб произв-ва, при котором достигаются наим-шие суммарные затраты, а любое отклонение, как к миним-му, так и к максим-му размеру – это потеря для предп-тия, отрасли и наци-й экон-ки в целом.

 

36.Изокосты. Правило миним-и издержек. Траек-я  роста пред-ия. Изокоста  линия, демонстр-щая комбинации факторов произ-тва, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокосту иначе наз линией равных издержек. Изокосты явл  параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое желаемое кол-во факторов произ-ва по неизменным ценам. Правило минимизации издержек: Фирма минимизирует издержки произ-ва в точке пересечения предельных издержек и средних общих издержек, т.е. при таком объеме выпуска, когда предельные издержки равны средним общим издержкам. МС=АС (АТС). Теория стадий эконом-го роста У. Ростоу:. Создавая свою теорию, У. Ростоу попытался, с одной стороны, показать, что процесс экон-го развития не исчерпывается взаимодействием произв-лей и потреб-ей, преобразованием сбережений в инвестиции, а инвестиций в продукт, с другой создать теорию истор-ской эволюции экон-ки и общества в целом, недетерминированную столь однозначно, как у К. Маркса, взаимосвязью производ-ных сил и производ-ных отнош-й, отнош-ями собств-сти и классовой борьбой капиталистов и наемных рабочих. В основе деления исторической эволюции на стадии, по мнению У. Ростоу, лежат принципиальные различия 3 осн-ых обобщающих хар-к: уровня развития техники; нормы накопления темпов экон-го роста; уровня потреб-я. В соот-и с качест-ым различием этих хар-ик.

 

37. Доход  и прибыль фирмы. Общий, средний,  предельный доход. Экономическая бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли. Практическое значение дохода суммы ср-тв, которая поступает на пред-тие в течение опред-ного периода, и после отчислений налогов может быть испол-на на личное и производ-ное потребление. Согласно видам расходов фирмы доход возникает в конкретных формах: предельный, совокупный и средний. Пред-й д-д величина, на которую изменяется общий доход фирмы по реализации одной  ед-цы прод-и. Совок-й д-д результат произв-но-хоз-ной дея-сти, рассчитан как разница между ст-стью реализованной прод-и и услуг и общими производ-ными. Средний д-д хар-ет уровень доходности одной ед-цы прод-и и равный цене товара. Прибыль разница между доходом от хоз-ной дея-ти и суммой затрат на эту дея-сть. Как важная категория рыночного хоз-ва прибыль выполняет определенные функции: оценивая – хар-т эффект хоз-ной дея-ти фирмы. Распред-ная прибыль испол-ся как инструмент распределения чистого дохода общества; стимулирующая проявляется в том, что прибыль явл источником форм-ния фондов стимулирования. Различают несколько видов прибыли: бухгалтерский, нормальный, Бух (счетная) пр часть общего дохода фирмы, которая осталась в ее распоряжении после возмещения затрат всех факторов произ-ва, кроме неявных, прихованих затрат. Эконом пр разница между общим дох и расх, в том числе и наличными, скрытыми. Правило  максимизации прибыли означает, что каждый ресурс испол-ся до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении равен его цене.

 

38. Национальная  экономика: понятие, цели, структура. Субъекты национальной экономики. Нац-ая экон-ка совок-ть всех отраслей и регионов, соединенных в единый орг-зм многост-ними эконом-ми связями. Главной целью всей экон-кой политики явл создание эф-вной и конкурентос-бной экон-ки. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хоз-ной дея-ти всех субъектов экон-ки. Кроме нее перед  нац-й экон-ой ставятся и др. цели: Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Стабильность цен. Поддержание внешнеторгового баланса. Высокий уровень занятости. Стр-ра нац-ой экон-ки устойчивые количест-ные соотнош-я между ее составными частями. Различают воспроизв-ную, соц-ую, территор-ную стр-ры и инфрастр-ру нац экон-ки. Субъекты в нац экон: Домашнее хоз-тво общее хоз-во, которое ведет группа совместно проживающих людей. Обычно это семья малая группа. Осн функции: получение доходов от продажи факторов произ-ва (рабочей силы) и от имущества (арендная плата за землю и жилье); выполнение работы по домаш-му хоз-ву; воспитание подрастающего поколения. Частная организация группа людей, объединенных общей целью. Организации бывают формальные (зарегистрир в качестве юр л) и неформальные (не зарегистр-ные, не осущ-щие совместной дея-ти). Гос-ное учреждение орган-ция, созданная собственником для осущ-ия управленческих, соц-культ-х, образовательных, медицинских функций некоммерческого хар-ра. Экстерриториальная орган-ия. относятся не резиденты страны (посольства и консульства, торговые и пол-кие представительства иностр-х компаний и т.п.)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"