Шпаргалка по "Экономической теорииЙ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:14, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет экономической теории.
2. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
3. Экономические законы, их система и использование.
4. Методика экономической теории.
5. Общественное производство и его факторы.

Файлы: 1 файл

70 впросов по экономике.doc

— 508.50 Кб (Скачать файл)

МЭО, являющиеся полем  и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. В этой сфере рыночные отношения предполагают:

  • множественность их объектов и субъектов;
  • определяющее воздействие спроса и предложения;
  • их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;
  • конкуренцию.

Это дополняется свободой предпринимательства.

 

66. Свободные  экономические зоны.

В последние десятилетия  получила широкое распространение  новая форма внешнеэкономических отношений в виде создания на территории страны свободных экономических зон.

СЭЗ представляет собой  ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует  льготный режим хозяйствования и  внешнеэкономической деятельности, предприятиям предоставлена более широкая свобода экономических действий.

Правительства различных  стран, создавая СЭЗ, преследуют самые  разнообразные цели. К таким относятся: активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории; модернизация промышленности; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами; развитие внешнеэкономических связей; расширение экспорта и импорта; привлечение иностранных инвестиций; освоение новых технологий; развитие экономически отсталых районов; повышение квалификации рабочей силы и т.д.

Для СЭЗ устанавливаются  специальные, облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая  свобода перемещения капитала, товаров  и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий.

СЭЗ могут располагаться как на небольшой площади, так и охватывать территорию целых областей.

В зависимости от профиля  деятельности, целей создания зон  и характера предоставления свободы  различают следующие зоны:

  • свободные таможенные территории (освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров);
  • экспортные промышленные зоны (создаются для развития в них промышленности, производящей продукцию на экспорт);
  • зоны свободной торговли (характеризуются снятием ограничений на торговлю);
  • зоны совместного предпринимательства (предназначены для осуществления бизнеса с участием предпринимателей из разных стран);
  • свободные “открытые” зоны (характеризуются высокой степенью доступа в них граждан других стран для ведения экономической деятельности);
  • технологические зоны (ставят своей целью развитие прогрессивных технологий);
  • комплексные зоны (сочетают свойства остальных).

Высокую эффективность  в развитии экономики имеют небольшие  зоны экспортного производства и  таможенные зоны, обладающие выгодными  экономико-географическими условиями. В таких зонах предоставляются льготы для ведения хозяйства иностранным и отечественным предпринимателям, создается необходимая производственная и социальная инфраструктура, соответствующая мировым стандартам. Зоны этого вида создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов. Такие зоны не требуют крупных финансовых и материальных ресурсов. Они способствуют повышению эффективности внешних экономических связей.

Крупные СЭЗ ввиду значительности их территорий требуют концентрации большого объема средств, необходимых для создания там соответствующей инфраструктуры. Поэтому реальная отдача капиталовложений в такие зоны может иметь место через продолжительное время. _ В начале 70-х годов СЭЗ существовали уже в 10 странах. В начале 90-х годов СЭЗ существовали примерно в 70 странах, а общее число их составило примерно 600 зон. Торговый оборот СЭЗ весьма значителен и охватил около 8 процентов объема мировой торговли.

Недостаток применяемой в России стратегии формирования свободных зон заключается в стремлении к расширению их территорий, что ведет к снижению эффективности решения задач.

 

67.Международное  движение капиталов.

Суть вывоза капитала заключается в том, что за рубеж переносится уже не акт реализации прибыли, заключенной в цене экспортируемых товаров, а сам процесс ее создания. Это предопределяет экономический интерес стороны, вывозящей капитал, что, однако, сочетается с заинтересованностью принимающей стороны в привлечении иностранного капитала. В последние годы наблюдается значительный рост вывоза капитала. Это объясняется рядом причин.

1.Ускорение экономического  роста и научно - технического  прогресса требуют для своей  реализации все новых капиталовложений. 2.Перенос производства трудоемкой продукции в развивающиеся страны позволяет сужать издержки производства за счет более дешевой рабочей силы.

3.Вложение капитала  в добывающие отрасли за рубежом  обеспечивает постоянные источники  сырья.

4.Вложение капитала  в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет преодолевать таможенные барьеры, стоящие на пути расширения экспорта.

5.Недостаток капитала  в принимающих странах в целом  или в отдельных секторах, отраслях, инфраструктуре при наличии других  благоприятных факторов.

Важную роль играют экологические  факторы - перенос вредных для  окружающей среды производств в  развивающиеся страны.

С 70-х годов объем  зарубежной продукции ТНК стал превышать  объем мировой торговли. На зарубежное производство приходится четверть ВНП промышленно развитых стран.

В экспорте прямых капиталовложений доминируют США, ЕС и Япония (примерно 4/5 общего объема вывоза и ввоза капитала. Главным полем приложения иностранного капитала стали сами промышленно  развитые страны. На развивающиеся  страны приходится 30-33% новых прямых инвестиций. Это ограничивает масштабы вовлечения развивающихся стран в процесс интернационализации производства на основе современных требований НТР.

Направление движения капитала потеряло свою былую односторонность (из промышленно развитых стран в развивающиеся). Сейчас движение капитала идет в обоих направлениях. Многие из стран являются одновременно экспортерами и импортерами капитала. Особенно это характерно для взаимопроникновения американских и западноевропейских капиталов.

Увеличилась доля прямых инвестиций по сравнению с портфельными. Это свидетельствует о стремлении монополий взять полностью под  свой контроль зарубежные предприятия.

Со второй половины 60-х  годов преимущественной сферой стала  новейшая технология и сфера услуг.

Экспорт капитала осуществляется не только частными монополиями с  целью извлечения прибыли, но и правительствами  и международными валютно-финансовыми  организациями исходя из военно-стратегических и политических интересов. Государственный  капитал вкладывается за рубежом в первую очередь в инфраструктуру: строительство портов, транспорта, систем связи, тем самым создавая благоприятные условия для вложения частных инвестиций.

Государственный капитал  экспортируется в различных формах:

  • безвозмездные субсидии и дотации преимущественно наименее развитым странам;
  • государственные долгосрочные кредиты на развитие (на 25-40 лет);
  • государственные гарантии частных кредитов.

Для страны - экспортера ухудшается платежный баланс, хотя впоследствии (когда начнут поступать прибыли от этих вложений) платежный баланс будет улучшаться. Экспорт капитала расширяет рынки сбыта для страны - экспортера. Но в то же время сужает рынок труда, так как рабочие места уходят за рубеж.

Для импортера капитала его ввоз означает приток валюты, повышение занятости, внедрение новых технологий. Но в то же время теряется контроль над отдельными секторами национальной экономики.

Выход России из экономического кризиса немыслим без привлечения  иностранного капитала.

 

68. Международная  торговля.

Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда (МРТ). МРТ - это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на этот продукт.

В основе международной  торговли лежит принцип сравнительных  преимуществ. Наличие особых условий (выгодное географическое положение, наличие  редких природных ресурсов, квалификация специалистов, высокий уровень технического оснащения хозяйства и производительности труда) дает стране определенные преимущества при производстве некоторых товаров и услуг.

Различия в относительной  эффективности при производстве разных товаров в отдельных странах, позволяют извлекать выгоды от специализации производства определенных видов товаров. Торгуя между собой, страны имеют возможность получить посредством импорта те товары, которые не производятся в стране, приобретать их при более низких денежных расходах, чем если бы страна самостоятельно производила данный вид продукции.

Есть ряд стран, которые  торгуют сырьем и несложными видами продукции (к таким в основном относятся развивающиеся страны), что тормозит их экономическое развитие. Однако и такие страны не лишены возможности в условиях МРТ выйти на передовые рубежи, о чем свидетельствует опыт Тайваня Гонконга, Южной Кореи.

Промышленно развитые страны находятся в лучшем положении  в области производства капиталоемких  и высокотехнологических товаров. Изменение отраслевой структуры, технологии, технический прогресс приводят к росту эффективности производства товаров в различных странах. В последние десятилетия произошли существенные изменения в географической и отраслевой структуре экспорта. В экспорте все больше увеличивается доля услуг и продукции обрабатывающей промышленности. В географической структуре экспорта увеличивается доля взаимного экспорта продукции промышленно развитых стран при одновременном снижении доли развивающихся стран.

Внутренние цены не всегда способны служить мерилом эквивалентности  обмена при купле-продаже на мировом  рынке. Мировой рынок, балансируя спрос  и предложение, формирует свои цены, обычно в наиболее признанной, твердо конвертируемой валюте.

В основе формирования мировых цен лежит интернациональная стоимость. Мировые цены регулируются, с одной стороны, условиями производства в странах, в которых производится основная масса товаров, поставляемых на мировой рынок, а с другой стороны, спросом и предложением товаров на этом рынке.

В современных условиях отдельная страна практически не в состоянии производить всю  необходимую ей продукцию на высоком  техническом уровне, требуемого качества.

Во многих странах 20-30 процентов производимой продукции  идет на экспорт. В отдельных странах, имеющих недостаточные ресурсы, этот показатель может достигать еще большей величины. Например, в Голландии, Бельгии 60-70 процентов продукции экспортируется. Мировой экспорт вырос более чем вдвое, увеличившись с 2 триллионов долларов в 1980 году до более чем 4 триллионов долларов в 1994 году. Это означает увеличение объема экспорта на 69% за восьмидесятые годы и 23% - рост за первую половину девяностых годов. Очень близки к этим цифрам и показатели импорта.

В товарном обмене очевидна тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходится около двух третей экспорта. Услуги составляют почти четверть международного торгового обмена.

 

69.Внешнеэкономическая  политика.

Внешнеэкономические связи  нуждаются в регулировании со стороны государства. Основной целью вмешательства государства является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы или требующих государственного участия.

В современных условиях любое государство тем или  иным образом регулирует, стимулирует  или ограничивает практически все  сферы международных экономических  связей.

Государственное регулирование - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Известны два основных направления политики правительства - протекционизм (направлена на защиту собственной промышленности, сельского  хозяйства от иностранной конкуренции) и фритредерство (политика свободной торговли).

В международной торговле используют такие инструменты и  способы воздействия, как таможенные тарифы (систематизированный перечень пошлин, которыми облагают некоторые  товары), налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теорииЙ