Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Макроэкономика".

Файлы: 1 файл

shpory_makro.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

 

6.Основні макроекономічні  показники.

Валовой  внутренний  продукт  (ВВП  или  GDP)  – это показатель  отражающий исчисленную  в рыночных  ценах  совокупную  стоимость  конечного  продукта (товаров  и  услуг),  созданного  в  течение одного  года  в  пределах  данной национальной  экономики  с  использованием  факторов  производства принадлежащих, как отечественным, так и иностранным экономическим агентам.

Чистый внутренний продукт представляет собой ВВП за вычетом амортизации (D), т.е. ЧВП = ВВП – D (по методу потока доходов). Если воспользоваться методом потока расходов и тождеством макроэкономического равновесия, то в левой части тождества нужно валовые частные внутренние инвестиции (Ig) заменить чистыми частными внутренними инвестициями (In). Это связано с тем, что Ig включают в себя инвестиции связанные с возмещением выбывшей в течение года части основного капитала (Ir), которые по величине равны амортизационным отчислениям и инвестиции предназначенные только для прироста основного капитала, т.е. чистые инвестиции (In). Таким образом: Ig = Ir + In.

Национальный  доход (НД или NI) – это общий доход, полученный поставщиками экономических ресурсов за их вклад в национальное производство. Национальный доход отражает рыночные цены экономических ресурсов, использованные на создание национального продукта данного года. Национальный доход представляет собой сумму таких доходов как: заработная плата наёмных работников, рента, процент, дивиденды, доходы индивидуальных владельцев, налоги на прибыли корпораций, нераспределённые доходы корпораций. Для определения национального дохода необходимо из ЧНП вычесть косвенные налоги на бизнес, которые не отражают текущего вклада экономических ресурсов.

Валовой национальный продукт (ВНП или GNP) – это показатель СНС, отражающий совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных национальными экономическими агентами в течение одного года.

Различие между ВВП и ВНП состоит в том, что при исчислении ВВП учитывается совокупная рыночная стоимость конечного продукта созданного только в пределах данной национальной экономики, независимо от того кем он был создан – отечественными экономическими агентами или же иностранными. При подсчете ВНП учитывается совокупная рыночная стоимость конечного продукта созданного только отечественными экономическими агентами, независимо от того, где они его создавали – в пределах своей национальной экономики или же за границей.

 

7.Номінальний  і реальний ВВП. Дефлятор ВВП та індекс споживацьких цін. Валовой внутренний продукт (ВВП или GDP) – это показатель отражающий исчисленную в

рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта (товаров и услуг), созданного в течение

одного года в пределах данной национальной экономики с  использованием факторов производства принадлежащих, как отечественным, так и иностранным экономическим агентам. Поскольку ВВП является денежным показателем, который рассчитывается в ценах текущего года,  то он может изменяться под воздействием двух факторов: физического объёма произведённого за год  конечного продукта и общего уровня цен в данном году. Между тем в макроэкономическом анализе часто возникает необходимость в использовании информации характеризующей изменение только физического (реального) объёма конечного продукта. В связи с этим принято различать номинальный и реальный ВВП.

Номинальный ВВП – это ВВП, исчисленный в ценах текущего года (определение ему уже дано, см. вопрос 2 данной лекции).

Реальный ВВП – это номинальный ВВП скорректированный с учётом колебания общего уровня цен (инфляции или дефляции) в течение данного года. Такая корректировка осуществляется с помощью дефлятора или инфлятора ВВП, т.е. Реальный ВВП = номинальный ВВП / дефлятор (инфлятор) ВВП.Между тем, поскольку инфляционные процессы для современной рыночной экономики стали

характерным явлением, в  экономической литературе обычно используется термин дефлятор, а не

инфлятор. Дефлятор ВВП  рассчитывается на основе индекса цен Пааше, представляющий собой индекс

цен, взвешенный по объёмам  производства текущего (отчётного) года. Расходы в текущем году (2)

определяются следующим  образом: , где p и q – соответственно цены и количество реализованных товаров и услуг, i= 1,2,…, n – виды продукции и услуг. Для определения расходов предыдущего (или базисного) года (1) берутся его цены, но расходы взвешиваются по объёмам продаж текущего года (2), т.е. Отношение двух величин расходов даёт индекс цен Пааше.

Ещё одним важным показателем, характеризующим динамику общего уровня цен является индекс

потребительских цен (ИПЦ).

Индекс потребительских  цен (ИПЦ) – это агрегированный показатель уровня цен, исчисляемый как

отношение стоимости  потребительской корзины в отчётном году к её стоимости в базисном году.

Потребительская корзина – это набор из самых необходимых для жизни товаров и услуг. ИПЦ определяется на основе индекса цен Ласпейреса, представляющего собой индекс цен,

взвешенный по количеству товаров базисного года (1), т.е .Дефлятор ВВП отличается от ИПЦ не только методом расчёта – используются разные индексы цен,

но и своим содержанием. Так, дефлятор ВВП отражает изменения  цен всех произведённых конечных

товаров и услуг, приобретаемых  домашними хозяйствами, фирмами, государством и сектором «заграница»,

в то время как ИПЦ  отражает изменение цен на товары и услуги, приобретаемые только домохозяйствами 

для личного потребления.

 

 

8.ВВП і суспільний добробут. (10 б.)

Визначення поняття  “ВВП” (2б); елементи суспільного добробуту які ВВП не враховує (5б); показник СНР ООН “Чистий економічний добробут” (3б).

Валовой внутренний продукт (ВВП или GDP) – это показатель отражающий исчисленную в 

рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта (товаров  и услуг), созданного в течение

одного года в пределах данной национальной экономики с  использованием факторов производства

принадлежащих, как отечественным, так и иностранным экономическим  агентам.

Показатель ВВП является достаточно точным индикатором функционирования национальной

экономики в течение  одного года. Однако ВВП ещё в  целом не отражает достигнутый уровень 

благосостояния народа, поскольку:

1. ВВП исключает стоимость  конечных товаров и услуг не  проданных и не купленных на  рынках 

национальной экономики;

2. он не учитывает  изменения в величине свободного  времени граждан которым они  располагают;

3. он не учитывает  улучшение качественных характеристик  продукции, происходящее с течением 

времени; 4. он не отражает изменения в составе и распределении совокупного выпуска продукции;

5. он не измеряет  выпуск продукции на душу населения,  так как не учитывает изменения  в 

численности населения;

6. он не учитывает  издержки, связанные с загрязнением  окружающей среды при производстве 

конечных товаров и  услуг;

7. он не учитывает рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведённых теневым

сектором экономики.

Между тем в последнее  время в среде экономистов  утвердилось мнение о том, что  между реальным

ВВП и благосостоянием  нации существует тесная положительная связь, т.е., чем выше реальный ВВП, тем

выше уровень благосостояния народа.

Для получения более  полной информации об уровне благосостояния нации в мировой практике

широко используется показатель чистого экономического благосостояния, который определяется путём

дополнения ВВП товарами и услугами теневой экономики, результатами работы на дому, выполняемой 

самостоятельно, а также  увеличением свободного времени  граждан и исключения из ВВП издержек

связанных с загрязнением окружающей среды.

 

 

9.Сукупний  попит, його структура та цінова  детермінанта. (10 б.)

Совокупный  спрос (AD) – это объём реального национального продукта, который домашние хозяйства, фирмы, государство и сектор «заграница» готовы купить при любом возможном общем уровне цен. Совокупный спрос определяется также как сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке благ. Структура совокупного спроса представлена следующими элементами: потребительский спрос(C), инвестиционный спрос (Ig), спрос на товары и услуги со стороны государства (G), а так же расходы на чистый экспорт (Xn). Графической формой выражения функции совокупного спроса является кривая AD. Поскольку общая модель совокупного спроса предпологает существование отрицательной связи между объёмом реального национального продукта и общим уровнем цен, кривая AD в общей модели AD и AS имеет отрицательный наклон . Отрицательная зависимость между объёмом реального национального производства и общим уровнем цен возникает в следствии действия трёх видов: эффекта богатства, эффекта процентной ставки, эффекта импортных закупок.

Эффект богатства проявляется в том, что рост общего уровня цен приводит к снижению реальной стоимости финансовых активов с фиксированной денежной стоимостью, например, облигаций. В результате обладатели таких активов становятся беднее и поэтому они вынуждены сокращать свои расходы и больше сберегать с тем, чтобы восстановить прежний уровень богатства. В результате, объем совокупного спроса на товары и услуги в национальной экономике снижается. Если общий уровень цен в данной национальной экономике понижается, эффект богатства действует в обратном направлении.

Эффект процентной ставки проявляется в том, что при неизменной величине денежной массы в макроэкономической системе, рост общего уровня цен увеличивает спрос на денежном рынке, так как домохозяйства и фирмы нуждаются в большом количестве денег для приобретения необходимых им товаров и услуг в прежнем объёме. Повышение денежного спроса на денежном рынке при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что вызывает рост ставок на заёмные средства. В следствии этого, обстоятельства домохозяйства и фирмы сокращают спрос на товары, зависящие от ставки процента, например, приобретение потребительских товаров в кредит и инвестиционные расходы предпринимателей. А, так как потребительские и инвестиционные расходы являются составными элементами совокупного спроса на товары и услуги, их сокращение приводит к снижению величины совокупного спроса в экономике в целом. В случае понижения общего уровня цен, эффект процентной ставки действует в обратном направлении.

Эффект импортных закупок характеризуется тем, что при неизменном курсе национальной валюты, рост общего уровня цен в данной национальной экономике относительно уровней цен в других странах сокращает спрос на товары отечественного производства и увеличивает спрос на импортные товары. Объём чистого экспорта снижается, а, поскольку, расходы на чистый экспорт является составным элементом совокупного спроса на товары и услуги, в итоге объём совокупного спроса снижается. Если общий уровень цен в данной национальной экономике снижается, эффект импортных закупок действует в обратном направлении.

 

10.Сукупний  попит і його нецінові детермінанти.

Совокупный спрос (AD)- это объем реального национального продукта, который домашние хозяйства, фирмы, государство и сектор «заграница» готовы купить при любом возможном об щем уровне цен. Совокупный спрос определяется также как сумма всех индивидуальных спросов на конечне товары и услуги, бредлагаемые на рынке благ. Структура совокупного спроса представлена следующими элементами: потребительский спрос (С), инвестиционный спрос (Ig), спрос на товары и услуги со стороны государства (G), а также расходы на чистый экспорт (Xn). Графической формой выражения функции совокупного спроса является кривая AD.

Поскольку общая модель совокупного  спроса предполагает существование  отрицательной связи между объемом  реального национального продукта и общим уровнем цен, кривая AD в общей модели AD и AS имеет отрицательный наклон.(рис.)

Совокупный спрос на национальном ранке благ, также как и индивидуальный спрос, имеет ценовую и неценовую  детерминанты. К неценовым детерминантам совокупного спроса относятся несвязанные с изменением общего уровня цен изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах, а также в расходах на чистый экспорт.

Повышение совокупного на рынке  благ и соответственно сдвиг кривой AD вправо вверх может быть вызвано  следующими неценовыми детерминантами:

1.Увеличением потребительских расходов домашних хозяйств, например, вследствие роста благосостояния потребителей, улучшения их ожиданий, сокращения задолженности и снижения индивидуальных налогов, таких как подоходный налог, налог на имущество и др.

2.Увеличением инвестиционных расходов фирм, например, вследствие снижения процентных ставок на заемные средства, улучшения ожиданий прибыли от инвестиций, снижения налогов, улучшения используемых технологий, а также сокращения избыточных производственных мощностей.

3.Ростом государственных расходов при условии, что налоговые поступления и процентная ставка на денежном ранке остаются неизменными.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"