Второе
условие — экономическая обособленность производителей,
полностью независимых, автономных в принятии
хозяйственных решений (что производить,
как производить, кому продавать произведенную
продукцию). Эта обособленность исторически
возникает на базе частной собственности
и затем распространяется на коллективную
собственность (кооперативы, акционерные
общества, государственные предприятия
и т. д.). Если в обществе субъекты хозяйственной
деятельности не наделены правами собственности,
то рынок существовать не может. Д. Хайман
писал, что рынки могут существовать только
для продуктов, права собственности на
которые могут легко устанавливаться,
реализовываться и передаваться.
Эти два условия
выражают глубинное противоречие рыночной
экономики, которое выражается в
объективной необходимости, с одной
стороны, всеобщей взаимосвязи производителей
из-за общественного разделения труда,
а с другой — всеобщего обособления
(ограничения) производителей. Именно
последнее определяет наличие системы
товарных, рыночных отношений.
Третье
условие — разрешение проблемы трансакционных издержек
— издержек в сфере обмена, связанных
с передачей прав собственности. Они включают
расходы, связанные с получением разрешения
(лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную
деятельность, с поиском информации, на
ведение переговоров, по измерению свойств
товаров, определённую дань рэкетирам
(если речь идёт о России) и т. д. Если эти
расходы выше предполагаемого дохода,
то рынок таких товаров не будет создан.
Понятие трансакционных
издержек было введено в экономическую
теорию Р. Коузом в статье «Природа фирмы»
(1937 г.). Он доказал, что удельный вес трансакционных
издержек особенно велик в обществе, где
права собственности определены (специфицированы)
слабо. Это характерно для стран с переходной
экономикой. Снижение этих издержек возможно
на пути совершенствования юридических
норм, укрепления этического фундамента,
честности, ответственности, создания
инфраструктуры рынка.
Для эффективного
функционирования рынка необходимо
и четвертое условие — самостоятельность
производителя, свобода предпринимательства,
свободный обмен ресурсов. Чем меньше
скован производитель, тем больше развит
рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться
свободным ценам, которые укажут производителям
ориентиры наиболее эффективных направлений
их деятельности.
Черты
и условия существования рынка:
- Открытый доступ на рынок всех желающих заниматься предпринимательской деятельностью.
- Многообразие форм хозяйствования, опирающееся на равноправие всех форм собственности.
- Свободное ценообразование (право субъектов самим определять цены на свои товары).
- Мобильность всех видов ресурсов: материальных, финансовых и трудовых (ничто не должно сдерживать перелив ресурсов в более прибыльные).
- Экономическое равенство субъектов рынка к ресурсам, технологиям и видам деятельности.
- Свободная конкуренция, отсутствие любых видов монополизма.
- Открытость внешнему рынку.
- Достоверная информация о рынке у его субъектов.
Субъектами рынка (являются участники
рыночных отношений):
- По функциональному значению: продавец, покупатель, посредник.
- По форме организаций: домашнее хозяйство, предприятие (фирма) и государство. Отношения между ними и формирует рыночную среду.
Объектами рынка (то, что продается и покупается) являются:
- Потребительские товары.
- Средства производства.
- Услуги.
- Рабочая сила.
- Недвижимость.
- Деньги.
- Ценные бумаги.
- Интеллектуальная собственность и т.д.
Современный
высокоразвитый рынок выполняет семь
взаимосвязанных функций.
- Посредническая (соединительная) функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров с целью обмена результатами труда. Через процесс реализации товаров рынок соединяет производство и потребление, обеспечивая тем самым непрерывность процесса воспроизводства.
- Информирующая функция рынка. Сложившиеся цены «сообщают» бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем, на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.
- Общественное признание произведенного продукта и затрат труда – если нашелся покупатель на какой либо товар, это означает, что обществу в лице данного покупателя нужен этот товар и затраты на его производство оправдали себя. Т.е. на рынке выявляется, был ли затраченный труд общественно необходимым и насколько созданный продукт общественно полезен.
- Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, определяет необходимую ассортиментную структуру, регулирует спрос и предложение по цене, объему, регулирует объем между регионами и сферами экономики. Другими словами рынок дает ответы на вопросы что? как? для кого? производить.
Д.з. Объяснить,
как действует невидимая рука рынка, о
которой писал А.Смит.
- Стимулирующая функция в данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.
- Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
- Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.
Положительные
и отрицательные стороны рынка
Преимущества рынка:
- свобода (суверенитет) экономических субъектов;
- способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством;
- эффективность распределения ресурсов;
- мотивация к внедрению новых технологий и повышению качества товаров;
- гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям.
Недостатки (провалы, фиаско)
рынка:
- не гарантирует права на труд и на доход. То есть он порождает и воспроизводит социальное неравенство.
- порождает безработицу, инфляцию, кризисы.
- не создает стимулов для: развития фундаментальной науки, производства товаров и услуг общего пользования (дороги, общественный транспорт, образование, здравоохранение).
- не может регулировать и использовать ресурсы, принадлежащие всему человечеству.
- рынок не восприимчив к общенациональным, долгосрочным программам (инфраструктура, коммуникации, обустройство территории, оборонные нужды).
- не создает экономических механизмов, способствующих охране окружающей среды.
- в недрах рынка формируются и развиваются монополии, которые во многом подрывают и деформируют рыночные устои развития.
Во всех этих
случаях на помощь приходит государство.
Проблема заключается в том, каковы
пределы государственного вмешательства
в социально-экономические процессы
общества.
- Структура рынка. Типы и виды рынков.
Структура рынка - это внутреннее
строение отдельных элементов рынка, их
удельный вес в общем объеме рынка (т.е.
это совокупность отдельных частей рынка).
Рынок в целом
характеризуется богатой и сложной
структурой:
Виды рынков:
- по пространственному признаку:
- местный рынок;
- региональный рынок;
- межрегиональный рынок;
- национальный рынок;
- международный (мировой) рынок.
- по степени влияния субъектов рынка:
- рынок покупателя;
- рынок продавца.
- по соблюдению законности:
- легальный (официальный) рынок;
- нелегальный («теневой», «черный») рынок.
- по степени свободы конкуренции:
- рынок свободной (совершенной) конкуренции;
- рынки несовершенной конкуренции.
- по объемам продаж:
- оптовый рынок;
- розничный рынок.
- по объектам рыночных отношений:
- потребительский рынок;
- рынки факторов производства:
- рынок труда;
- рынок земли;
- рынок капитальных активов;
- финансовые рынки
- кредитный рынок;
- рынок ценных бумаг (фондовый рынок);
- валютный рынок.
- по группам потребителей:
- определяются в процессе сегментации рынка.
Сегментация рынка – разделение рынка какого-либо товара
на сегменты, т.е. группы потребителей,
имеющих общие признаки и предъявляющих
к товару одинаковые требования.
Виды сегментов:
- географические сегменты:
- по территориальному делению:
- по плотности населения:
- город, пригород, сельская местность...
- по климатическим условиям:
- континентальный, тропический, морской...
- демографические сегменты:
- по возрасту;
- по уровню дохода;
- по профессиональному составу:
- по уровню образования;
- по национальному составу.
- психографические сегменты:
- по стилю жизни:
- богемный, элитный, молодежный...
- по личным качествам:
- амбициозные, авторитарные, импульсивные...
Д.з. Охарактеризовать все виды рынков.
4. Сущность и основные элементы
рыночной инфраструктуры.
Впервые термин «инфраструктура»
был использован в экономическом анализе
для обозначения объектов и сооружений,
обеспечивающих нормальную деятельность
вооруженных сил. Он произошел от латинских
слов infra –«ниже», под; struktura – «строение»,
«расположение». Несмотря на широкое использование
этого понятия, существуют различные его
трактовки. Одни авторы определяют инфраструктуру
как всю систему обслуживания, видя ее
функцию в предоставлении услуг производству
и населению. Другие понимают под инфраструктурой только
систему производственного обслуживания
в виде ее назначения в создании общих
условий производства и обеспечении деятельности
основного производства.
В 40-е гг.
ХХ века на Западе под инфраструктурой стали
понимать функционирование материального
производства. В нашей экономической литературе
эта проблема получила основное развитие
в 70-е годы ХХ века.
Инфраструктура – это обязательный
компонент любой целостной экономической
системы и подсистемы. Она представляет
собой составную часть общего устройства
экономической и политической жизни, носящую
подчиненный вспомогательный характер,
и обеспечивающую нормальную хозяйственную
деятельность экономики или политической
системы в целом.
Инфраструктура – это совокупность
учреждений, служб и институтов, обслуживающих
и обеспечивающих нормальную хозяйственную
или иную деятельность (т.е. это все то,
что помогает осуществить к.л. деятельность).
Сегодня
выделяют:
- Производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, оптовая торговля и т.д.).
- Социальную инфраструктуру – обеспечивающую жизнедеятельность населения (общественный транспорт, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.),
- Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
Инфраструктура
рынка – это совокупность учреждений, служб,
предприятий обслуживающих рынок и выполняющих
определенные функции по обеспечению
нормального режима его функционирования.
Функции
инфраструктуры:
- Облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов.
- Повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности.
- Организационное оформление рыночных отношений.
- Облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
- Подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Основными элементами
инфраструктуры современного рынка
являются:
- На рынке товаров и услуг – товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, торговые центры, магазины, аукционы, ярмарки, распродажи и т.д.
- На денежном рынке – банки, инвестиционные фонды, страховые компании, фондовые биржи и т.д.
- На рынке труда – биржи труда, ярмарки вакансий, а так же: юридические и информационные конторы, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы и т.д.
Инфраструктура
призвана обеспечить цивилизованный характер
деятельности рыночных субъектов. Элементы
инфраструктуры не навязаны извне, а
порождены самими рыночными отношениями.
Функционирование рыночной инфраструктуры
имеет двойственный характер: с одной
стороны, это обслуживание рыночных
субъектов, с другой – воспроизводство
трудовых ресурсов самого человека, т.е.
фактора, который непосредственно
участвует на рынке.