Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:30, шпаргалка
1 Блага и их классификация;
2. Товар, его свойства и функциональные свойства;
3. Основные теории стоимости:
а) трудовая теория стоимости;
б) теория предельной полезности.
4. Возникновение, сущность и функции денег. Основные теории денег.
График 1.1. Кривая безразличия
На графике 1.1 представлена типичная кривая безразличия с отрицательным наклоном. Количество товара X измеряется на горизонтальной оси, товара Y — на вертикальной. Представленные на кривой безразличия все возможные комбинации товара X и Y обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности. Другими словами, потребителю все равно, в какой точке кривой он находится: скажем, в точке А с 10 единицами товара X и 50 единицами товара Y, или же в точке В с 20 единицами X и 35 единицами Y и т. д.
Кривая
безразличия имеет
Кривая безразличия имеет выпуклую форму, т. е. вогнутую вовнутрь. Такая форма кривой означает, что потребление X растет относительно потребления Y, при этом покупатель постоянно уступает уменьшающееся количество Y за постоянный прирост количества X.
Совокупность кривых безразличия образует карту кривых безразличия (график 1.2).
График 1.2. Карта кривых безразличия
График 1.2 иллюстрирует типичную карту кривых безразличия U1, U2, U3, U4. Любая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой, представляет более высокий уровень потребления (полезности). Отсюда каждая комбинация товаров X и Y, находящаяся на кривой U4, предпочтительнее всякой комбинации на кривой U3, и т. д. Все наборы благ на одной и той же кривой являются равнозначными между собой. А любая комбинация благ, находящаяся на более высокой кривой, будет более предпочтительной. На графике расположены всего четыре кривые. На самом деле их может быть гораздо больше, поскольку количество наборов из товаров X и Y содержит бесконечное число кривых безразличия.
Суммируя свойства кривых безразличия, следует указать на следующие основные черты.
Все эти свойства кривых в экономической теории доказаны строго математически. Основу суждений о свойствах и особенностях кривых безразличия заложил английский экономист Ф. Эджуорт (1845—1926).
Кривые безразличия являются аналитическим инструментом определения того, что хочет приобрести покупатель.
Выбор потребителя ограничивается наличием необходимых товаров, их ценами и, наконец, что самое главное, индивидуальным денежным доходом и временем покупателей.
Рассмотрим вопрос выбора в условиях бюджетного ограничения на примере двух товаров X и Y, имеющих, соответственно, цены Рx и Py.
Бюджетная линия – показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода; совокупность точек, отвечающих условию равенства:
Рис. 1.3. Бюджетная линия
Свойства бюджетных линий:
Возьмем теперь во внимание обе стороны проблемы потребительского поведения: и предпочтения, и возможности. Потребитель стремится получить максимум полезности, но теперь уже с учетом и предпочтений, и возможностей.
Проблема потребительского выбора сводится к тому, чтобы при данных возможностях найти такой набор товаров, который бы принес максимальную полезность, наибольшее удовлетворение.
Из этого следует, что надо совместить наши предпочтения (кривые безразличия) с нашими возможностями (линией бюджетного ограничения). Покажем это на графике:
Рис. 1.4 Равновесие потребителя
Равновесное состояние между предпочтениями и возможностями достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой кривой безразличия. Именно в этом случае наш потребитель с определенным доходом и при данной цене купит максимум продукта и получит максимальную полезность.
Итак, условия
касания кривой безразличия и
бюджетной линии для
Теория потребительского поведения позволяет понять мотивацию поведения потребителя в разных ситуациях, что важно как для отдельного потребителя, так и для разработки основ социальной политики.
Билеты
Вопрос 1. В странах с рыночной экономикой главной движущей силой развития является предпринимательство.
Предпринимательство — это инициативная, самостоятельная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение максимальных экономических результатов, прибыли и осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.
В основе предпринимательства лежит особый человеческий ресурс, называемый предпринимательской способностью (предприимчивостью), который реализуется в следующих функциях:
Предприниматель, не создавший в течение пяти лет новой комбинации, не сможет сохранить свои позиции на рынке. Бизнесмен, владеющий фирмой, которая из года в год производит один и тот же товар или предоставляет одни и те же услуги и приносит прибыль, не является истинным предпринимателем, так как он осуществляет репродуктивные функции.
Предприниматель — это человек, идущий на риск. Вознаграждением ему за затраченное время и усилия могут оказаться как прибыль, так и убытки, и в конце концов — банкротство. Предприниматель рискует своим временем, трудом, деловой репутацией, вложенными средствами (своими, своих компаньонов и акционеров).
Условия предпринимательской деятельности
Первым условием является наличие у хозяйствующего субъекта определенной совокупности прав и свобод по выбору вида хозяйственной деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования и ресурсов, сбыту продукции, установлению цен, распоряжению прибылью и т. д. Человек, которого заставляют работать не только на себя, но и на общество, в конце концов разучивается работать сначала на общество, а потом и на себя. (Фр. Бастиа).
Вторым условием является наличие у хозяйствующего субъекта обязанностей, ответственности за принимаемые решения и реальный риск, так как предприниматель действует в экономике неопределенности. Деятельность, не связанная с ответственностью, — распорядительство по поручению. Условия неопределенности, неустойчивости и риска, в которых функционирует предприниматель, имеют место не в результате незнания им того, к чему он стремится, или плохого ориентирования в окружающей среде, а потому, что постоянно меняются условия его деятельности (политические, экономические, технологические и социальные). В бизнесе без непредсказуемых решений, обостренного чувства интуиции и упреждающих по отношению к конкурентам действий не обойтись.
Третьим условием является наличие определенной социально-экономической среды, прежде всего рынка с его атрибутами. Деньги для предпринимателя важны как основа обогащения, цена — как информатор о состоянии экономики, кредит — как источник финансирования, патентное право – как защита от воровства идей. Предприниматель может создать рынок там, где его нет. Например, в Российской Федерации биржи возникли из-за потребности установления экономических связей между государственными предприятиями. В период становления рынка посредничество является высокооплачиваемой сферой. Спекуляция — это способ приращения богатства путем посреднической деятельности, которая перемещает товар от лица, низко его ценящего, к лицу с более высокой его субъективной оценкой. В Древнем Риме спекулянтом назывался военный, стоявший на горе и первым обнаруживавший врага («вперед смотрящий»).
Выполнение
объективных
Мотивы
предпринимательской
Итак, предпринимательство характеризуется такими признаками, как самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, выгодность, прибыльность, динамичность, активный поиск решений.
Можно выделить четыре ступеньки иерархии.
Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те субъекты, которые во многих случаях свою деятельность строят на базе тривиальных решений и тривиальных способах их реализации.
На второй ступеньке находятся люди весьма инициативные, но действующие в рамках традиционного мышления.
В третьей ступеньке иерархии находятся предприниматели, для которых органической потребностью являются разработка нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами.
И наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей называется креативной, они являются генераторами новых идей, разработок в различных областях. Предпринимательская деятельность выступает в различных формах.
В зависимости от основных функций предпринимательство подразделяется на: