Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:30, шпаргалка

Описание работы

1 Блага и их классификация;
2. Товар, его свойства и функциональные свойства;
3. Основные теории стоимости:
а) трудовая теория стоимости;
б) теория предельной полезности.
4. Возникновение, сущность и функции денег. Основные теории денег.

Файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 434.46 Кб (Скачать файл)

 

График 1.1. Кривая безразличия

 

На графике 1.1 представлена типичная кривая безразличия  с отрицательным наклоном. Количество товара X измеряется на горизонтальной оси, товара Y — на вертикальной. Представленные на кривой безразличия все возможные комбинации товара X и Y обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности. Другими словами, потребителю все равно, в какой точке кривой он находится: скажем, в точке А с 10 единицами товара X и 50 единицами товара Y, или же в точке В с 20 единицами X и 35 единицами Y и т. д.

Кривая  безразличия имеет отрицательный  наклон, который отражает тот факт, что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следующего условия: если он увеличивает потребления товара X, то должен отказаться от известного количества товара Y, чтобы сохранить общий уровень полезности.

Кривая  безразличия имеет выпуклую форму, т. е. вогнутую вовнутрь. Такая форма кривой означает, что потребление X растет относительно потребления Y, при этом покупатель постоянно уступает уменьшающееся количество Y за постоянный прирост количества X.

Совокупность кривых безразличия  образует карту кривых безразличия (график 1.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 1.2. Карта кривых безразличия

 

График 1.2 иллюстрирует типичную карту кривых безразличия  U1, U2, U3, U4. Любая кривая безразличия, лежащая выше и  правее другой, представляет более высокий уровень потребления (полезности). Отсюда каждая комбинация товаров X и Y, находящаяся на кривой U4, предпочтительнее всякой комбинации на кривой U3, и т. д. Все наборы благ на одной и той же кривой являются равнозначными между собой. А любая комбинация благ, находящаяся на более высокой кривой, будет более предпочтительной. На графике расположены всего четыре кривые. На самом деле их может быть гораздо больше, поскольку количество наборов из товаров X и Y содержит бесконечное число кривых безразличия.

Суммируя  свойства кривых безразличия, следует  указать на следующие основные черты.

  1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет более предпочтительные наборы. При этом между двумя любыми кривыми можно провести новую кривую безразличия.
  2. Вторая черта непосредственно выводится из первой: кривые безразличия никогда не пересекаются и не касаются друг друга.
  3. Кривая безразличия всегда имеет отрицательный наклон, т. е. она идет слева сверху и вправо вниз.
  4. Абсолютный наклон кривой безразличия уменьшается при движении по ней вправо вниз (кривая выпукла относительного начала координат).

Все эти свойства кривых в экономической теории доказаны строго математически. Основу суждений о свойствах и особенностях кривых безразличия заложил английский экономист Ф. Эджуорт (1845—1926).

Кривые безразличия  являются аналитическим инструментом определения того, что хочет приобрести покупатель.

Выбор потребителя  ограничивается наличием необходимых  товаров, их ценами и, наконец, что самое  главное, индивидуальным денежным доходом  и временем покупателей.

Рассмотрим  вопрос выбора в условиях бюджетного ограничения на примере двух товаров  X и Y, имеющих, соответственно, цены Рx и Py.

Бюджетная линия – показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода; совокупность точек, отвечающих условию равенства:

    • где I – доход (бюджет) потребителя;
    • PX , PY – цены товаров X и Y;
    • QX, QY -  количества товаров X и Y, приобретаемых потребителем.

Рис. 1.3. Бюджетная линия

Свойства бюджетных линий:

    • увеличение дохода потребителя (или синхронное снижение цен) сдвигает бюджетную линию вправо, уменьшение дохода (или повышение цен) – влево;
    • изменение соотношения цен меняет угол наклона бюджетной линии.

Возьмем теперь во внимание обе стороны проблемы потребительского поведения: и предпочтения, и возможности. Потребитель стремится  получить максимум полезности, но теперь уже с учетом и предпочтений, и  возможностей.

Проблема  потребительского выбора сводится к  тому, чтобы при данных возможностях найти такой набор товаров, который  бы принес максимальную полезность, наибольшее удовлетворение.

Из этого  следует, что надо совместить наши предпочтения (кривые безразличия) с нашими возможностями (линией бюджетного ограничения). Покажем  это на графике:

 

Рис. 1.4 Равновесие потребителя

Равновесное состояние между предпочтениями и возможностями достигается  в точке, в которой бюджетная  линия касается наиболее высокой  кривой безразличия. Именно в этом случае наш потребитель с определенным доходом и при данной цене купит  максимум продукта и получит максимальную полезность.

Итак, условия  касания кривой безразличия и  бюджетной линии для максимизации полезности требуют, чтобы:

  1. расходы равнялись доходу, т. е. Px X + PyY == I;
  2. предельная норма замещения была равна соотношению цен товаров X и Y, т. е. MRS = , где MRS — предельная норма замещения.

Теория потребительского поведения позволяет понять мотивацию  поведения потребителя в разных ситуациях, что важно как для  отдельного потребителя, так и для  разработки основ социальной политики.

 

 

 

Билеты

  1. Сущность, функции и формы предпринимательства.
  2. Предприятие в системе общественного воспроизводства. Организационно-правовые формы предприятий.
  3. Внешняя и внутренняя среда предприятия.

 

 

Вопрос 1. В странах с рыночной экономикой главной движущей силой развития является предпринимательство.

        Предпринимательство — это инициативная, самостоятельная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение максимальных экономических результатов, прибыли и осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.

        В основе предпринимательства лежит особый человеческий ресурс, называемый предпринимательской способностью (предприимчивостью), который реализуется в следующих функциях:

  1. Ресурсная функция. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов в единый процесс производства и реализации товара и услуг, организует прибыльное дело;
  2. Организаторская функция. Предприниматель принимает основные решения в процессе ведения бизнеса, определяет стратегический курс развития фирмы;
  3. Творческая функция. Предприниматель — это новатор, изобретающий и вводящий в обиход на коммерческой основе новые комбинации. Существует пять видов новых комбинаций:
      1. новое благо или услуга;
      2. новая технология;
      3. новые рынки сбыта;
      4. новые источники ресурсов;
      5. новая организационная структура.

Предприниматель, не создавший в течение пяти лет  новой комбинации, не сможет сохранить  свои позиции на рынке. Бизнесмен, владеющий  фирмой, которая из года в год  производит один и тот же товар  или предоставляет одни и те же услуги и приносит прибыль, не является истинным предпринимателем, так как  он осуществляет репродуктивные функции.

Предприниматель — это человек, идущий на риск. Вознаграждением ему за затраченное время и усилия могут оказаться как прибыль, так и убытки, и в конце концов — банкротство. Предприниматель рискует своим временем, трудом, деловой репутацией, вложенными средствами (своими, своих компаньонов и акционеров).

Условия предпринимательской  деятельности

Первым  условием является наличие у хозяйствующего субъекта определенной совокупности прав и свобод по выбору вида хозяйственной деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования и ресурсов, сбыту продукции, установлению цен, распоряжению прибылью и т. д. Человек, которого заставляют работать не только на себя, но и на общество, в конце концов разучивается работать сначала на общество, а потом и на себя. (Фр. Бастиа).

Вторым  условием является наличие у хозяйствующего субъекта обязанностей, ответственности за принимаемые решения и реальный риск, так как предприниматель действует в экономике неопределенности. Деятельность, не связанная с ответственностью, — распорядительство по поручению. Условия неопределенности, неустойчивости и риска, в которых функционирует предприниматель, имеют место не в результате незнания им того, к чему он стремится, или плохого ориентирования в окружающей среде, а потому, что постоянно меняются условия его деятельности (политические, экономические, технологические и социальные). В бизнесе без непредсказуемых решений, обостренного чувства интуиции и упреждающих по отношению к конкурентам действий не обойтись.

Третьим условием является наличие определенной социально-экономической среды, прежде всего рынка с его атрибутами. Деньги для предпринимателя важны как основа обогащения, цена — как информатор о состоянии экономики, кредит — как источник финансирования, патентное право – как защита от воровства идей. Предприниматель может создать рынок там, где его нет. Например, в Российской Федерации биржи возникли из-за потребности установления экономических связей между государственными предприятиями. В период становления рынка посредничество является высокооплачиваемой сферой. Спекуляция — это способ приращения богатства путем посреднической деятельности, которая перемещает товар от лица, низко его ценящего, к лицу с более высокой его субъективной оценкой. В Древнем Риме спекулянтом назывался военный, стоявший на горе и первым обнаруживавший врага («вперед смотрящий»).

Выполнение  объективных предпринимательских  функций предполагает наличие субъективных качеств предпринимателя, так как предпринимательство — это творчество, а оно всегда субъективно. Черты характера предпринимателя раздвоены. С одной стороны, это — «предпринимательский дух», за которым скрываются специфический ум, знание людей и способность быть лидером среди них, изобретательность, разрушительность старого и смелое новаторство, сильная воля для преодоления сопротивления окружающей среды, чувство внутреннего контроля и высокая самооценка. С другой стороны, это — «бюргерский дух», предполагающий прилежание, умеренность, расчетливость, огромное трудолюбие, аскетизм. Личная жизнь предпринимателя, как правило, не складывается из-за отсутствия свободного времени. У него высокий уровень удовлетворенности своим трудом и довольство жизнью, обязательной чертой предпринимателя являются образованность, наличие разных специальных знаний, инженерных, коммерческих, управленческих финансовых и прочих.

Мотивы  предпринимательской деятельности разнообразны: стремление к господству и власти, к победам над соперниками и над самим собой, радость творчества и ведения самостоятельного дела. Среди причин занятия предпринимательством определенное место занимают негативные жизненные ситуации: безработица; перемена жизни (после войны, службы в армии), неудовлетворенность работой. В числе предпринимателей много представителей национальных меньшинств: во Франции — арабы, в Ливане — палестинцы. Среди многообразных целей предпринимателя наиболее важны четыре: производство товаров и услуг, прибыль, социальные цели, развитие бизнеса. По словам Кадзумы Татейси: «Пчела собирает нектар отнюдь не для того, чтобы опылять цветы, она желает получить мед. Тем не менее в конечном счете она служит интересам цветов. То же самое происходит и с предприятием, которое, стремясь к получению прибыли, служит интересам общества». «Невидимая рука» А. Смита, признающая общественную полезность бизнеса, проявляется в новых условиях. Крупный специалист в сфере бизнеса П. Дракер писал: «Существует лишь одно достоверное определение цели бизнеса – создание потребителя. То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность, — вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех».

Итак, предпринимательство  характеризуется такими признаками, как самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, выгодность, прибыльность, динамичность, активный поиск решений.

Можно выделить четыре ступеньки иерархии.

Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те субъекты, которые во многих случаях свою деятельность строят на базе тривиальных решений и тривиальных способах их реализации.

На второй ступеньке находятся люди весьма инициативные, но действующие в рамках традиционного мышления.

В третьей ступеньке иерархии находятся предприниматели, для которых органической потребностью являются разработка нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами.

И наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей называется креативной, они являются генераторами новых идей, разработок в различных областях. Предпринимательская деятельность выступает в различных формах.

В зависимости от основных функций предпринимательство подразделяется на:

  1. производственное предпринимательство. Главная функция предпринимателя — производство товаров и услуг, остальные функции вторичны;
  2. коммерческое предпринимательство. Определяющее роль играют торгово-обменные операции;
  3. финансовые операции. Объектом купли-продажи выступает специфический товар — деньги, валюта, ценные бумаги;
  4. интеллектуальное предпринимательство. Связано с созданием объектов интеллектуальной собственности. Осуществляется через инновационную деятельность — внедрение и использование интеллектуальных разработок, продажу авторского права и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"