Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 02:16, шпаргалка

Описание работы

Основными функциями экономической теории являются:
• Познавательная – позволяет расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире.

Файлы: 1 файл

Микроэкономика ответы.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

 

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Сколько следует производить- в каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять, или использовать в производственном процессе

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Способна ли система адаптироваться к изменениям - может ли система добиться коррекции в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства

 

18. Экономическая система и ее типы (традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика).

 

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением.

 

Рыночная экономика.

 

Экономическая система в которой материальные ресурсы являются частной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.

 

Черты рыночной системы : 
1 частная собственность на экономические ресурсы 
2 свобода выбора 
3 конкуренция, опирающаяся на личные интересы 
4 ограниченная роль государства. 

При капитализме каждый свободен в использовании экономических ресурсов. И сам решает каким бизнесом заниматься, какой товар выносить на рынок, что производить. В чистой капиталистической экономике роль государства ограничена. Движущей силой выступает стремление к личной выгоде как со стороны продавцов, так и со стороны потребителей. Поведение каждого субъекта обуславливается личной выгодой, но удовлетворяя свои потребности общества т.к. он производит продукцию необходимую обществу. 
Способ координации всех экономических процессов - рынок.

Существует в Гонконге.

 

Традиционная экономика

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования.

Преимущества традиционной экономики

  • стабильность;
  • предсказуемость;
  • добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

  • беззащитность перед внешними воздействиями;
  • неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.
  • Существует в Новой Гвинеи – племя Бейта

Командная экономика

Способ организации экономического хозяйства при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного управление и контроля.

Черты административно-командной экономики: 
 
• Государственная собственность на все экономические ресурсы; 
• Монополизм. На основе государственной собственности и в результате централизованного управления государственной экономикой; 
• Существенная роль военно-промышленного комплекса (ВПК); 
• Невосприимчивость к достижениям научно-технической революции и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития.

Особенности хозяйственного механизма: 
• непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра 
• государство полностью контролирует распределение и производство продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные отношения между субъектами хозяйствования 
• использование административно-распорядительных методов.

Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи, Албании и др.

Смешанная экономика

Правительственные и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

Отличительные черты:

  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

 

 

 

19. Закон предложения, закон  спроса, равновесие, рынок, равновесная  цена.

 

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

 

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость.  То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса. Спрос – платежеспособная потребность человека.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

  • Уровень доходов в обществе;
  • Размеры рынка;
  • Мода, сезонность;
  • Наличие товаров-субститутов (заменителей);
  • Инфляционные ожидания.

Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения

Рынок – институт сводящий вместе продавцов и покупателей конкретного товара.

Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть более одного покупателя или продавца. Было высказано предположение, что два человека могут торговать, но чтобы был рынок должно быть не менее трёх человек, поскольку одним из главных критериев рынка является конкуренция.[1] Конкурентные рынки опираются на значительно большее число, как покупателей, так и продавцов. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции.

К функциям рынка относятся:

  1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
  4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
  5. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль

Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т.д.

Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

  • цена, при которой спрос и предложение равны;
  • цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
  • цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке

 

 

 

 

20. Излишки потребителя  и производителя.

 

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ [consumer’s surplus] — разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности). Цена товара для потребителя представляет собой его издержки при потреблении этого товара. Для совокупности потребителей излишек равен площади между кривой спроса и рыночной ценой

Излишек производителя - это разница между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции. Предельные издержки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каждую дополнительную единицу продукции.

Понятия излишка потребителя и излишка производителя могут быть использованы для оценки последствий государственной политики в области ценообразования. Предположим, что государство фиксирует цену на какой-либо товар на уровне Р1 ниже цены равновесия Р0 (см. рис. 2). Из предыдущего изложения мы знаем, что это приводит к возникновению дефицита (Q2- Q1), поскольку при снижении цены величина спроса возрастает, но производители сокращают производство.

 

21. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия).

 

Целью потребителя является максимизация удовлетворения от потребляемых благ (максимизация совокупной полезности) при ограниченном уровне дохода. Теория поведения потребителя выражает его способность выбрать из общего набора товаров те, в которых действительно нуждается и которые готов приобрести на данный момент времени. При своем выборе покупатель ориентируется на рыночную ситуацию и действует под влиянием таких факторов, как:

1) предпочтение – потребитель всегда действует в соответствии со своими желаниями и потребностями;

2) рациональность выбора – покупатель стремится максимизировать полезность приобретаемого им товара, получить наибольшее удовлетворение от его потребления;

3) бюджетные ограничения – каждый потребитель имеет свой уровень дохода и осуществляет покупки в пределах этой суммы. Другими словами, количество средств ограничено, и покупатель вынужден ограничивать свои желания и потребности;

4) относительность цен – на рынке совершенной конкуренции устанавливаются цены на товары и услуги. Это непременное условие получения предпринимателем его прибыли. Цены регулируют спрос на рынке и определяют выбор потребителя. При одинаковом качестве товара он выберет более дешевый, при одинаковой цене более качественный.

При определении поведения потребителя применяется правило максимизации полезности. Это означает, что последний рубль, затраченный на мясо, должен представлять ту же ценность, что и рубль, затраченный на хлеб или другой продукт. Это правило вытекает из закона убывающей предельной полезности (первый закон Госсена): при непрерывном потреблении полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает.

 

ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Раздел микроэкономического анализа, где исследуются различные виды предложения товаров и услуг рынку со стороны компаний или предпринимателей. Теория поведения производителей в сочетании с теорией потребления объясняет взаимодействие рыночных спроса и предложения. Комбинация двух названных теорий позволяет прогнозировать поведение как отдельного рынка, так и экономики в целом.

 

26. Производственная функция

 

Производство не может создавать продукцию из ничего. Процесс производства связан с потреблением различных ресурсов. В число ресурсов входит все то, что необходимо для производственной деятельности, - и сырье, и энергия, и труд, и оборудование, и пространство.

Для того чтобы описать поведение фирмы, необходимо знать, какое количество продукта она может произвести, используя ресурсы в тех или иных объемах. Мы будет исходить из допущения, что фирма производит однородный продукт, количество которого измеряется в натуральных единицах - тоннах, штуках, метрах и т. д. Зависимость количества продукта, которое может произвести фирма, от объемов затрат ресурсов получила название производственной функции.

Но предприятие может по-разному осуществить производственный процесс, используя разные технологические способы, разные варианты организации производства, так что и количество продукта, получаемое при одних и тех же затратах ресурсов, может быть разным. Руководители фирмы должны отклонить варианты производства, дающие меньший выход продукта, если при тех же самых затратах каждого вида ресурса можно получить больший выход. Точно так же они должны отклонить варианты, требующие больших затрат хотя бы одного ресурса без увеличения выхода продукта и сокращения затрат других ресурсов. Варианты, отклоняемые по этим соображениям, носят название технически неэффективных.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"