Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 02:16, шпаргалка
Основными функциями экономической теории являются:
• Познавательная – позволяет расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире.
По форме собственности различ
- государственной собственности
- муниципальной собственности
- частной собственности
- собственности общественных организаций
- иной форме собственности (смешанная
собственность, собственность иностранных
лиц, лиц без гражданства)
По масштабу:
- малые
- средние
- крупные
По организационно-
- индивидуальные (ИП [ранее ЧП; ПБОЮЛ],
кооперативы)
- партнёрства (хозяйственные товарищества
и общества)
- корпорации (акционерные общества, госкорпорации)
По цели деятельности:
- коммерческие
- некоммерческие
Диверсификация производства
- одновременное развитие многих
не связанных друг с другом
видов производства, расширение
ассортимента производимых
Централизация производства - увеличение
масштабов производства на основе объективного
процесса развития производительных сил.
32. Валовая выручка и
издержки. Экономическая и бухгалтерская
прибыль.
Прибыль (PF) – это
превышение валовой выручки от
реализации (TR) над валовыми издержками
(TC) PF=TR-TC.
С точки зрения экономики, все издержки
(TC) можно разделить на две группы: явные и неявные.
Явные издержки – денежные выплаты за факторы производства и комплектующие, проходящие по бухгалтерским счетам (внешние издержки). Например, заработная плата рабочим, как поставщикам фактора “труд”, затраты на покупку оборудования, зданий и т.д.
Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме.
В их структуре выделяют: а) упущенную выгоду – денежные платежи, которые фирма могла бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов (недополученная прибыль); б) нормальную прибыль – минимальную планируемую прибыль, способную удержать предпринимателя в данной сфере бизнеса. Нормальная прибыль (NPF) рассматривается в двух аспектах: 1) прибыль на вложенный капитал (определяется ставкой по депозитам) и 2) цена предпринимательского таланта (определяется минимальным уровнем прибыли, которую получают большинство предпринимателей в этой сфере бизнеса).
Валовые издержки (TC) – это общие издержки на данную производственную программу за конкретный период времени (производство партии продукции). Валовые общие издержки включают общие постоянные издержки (TFC), не связанные с объемом производства, и общие переменные (TVC) – издержки, зависящие от объема производства.
Все экономические издержки могут быть разделены на две большие группы: постоянные и переменные. Такое деление наблюдается в коротком периоде, в течение которого могут изменить любые факторы производства, кроме капитала (К – const). В длительном периоде все факторы переменны.
Постоянные издержки (FC) – это издержки, не изменяющиеся при изменении объема производства. То есть предприятие будет нести их даже не производя продукцию (рис. 12.1).
К постоянным издержкам относят затраты
на аренду помещения, амортизацию основного капитала, зарплату административно-
Переменные издержки (VC) – это издержки,
зависящие от объема производства, если
продукцию не выпускают они равны нулю
(рис. 12.1). К ним относят затраты на сырье,
материалы, топливо, зарплату производственных
рабочих и отчисления от нее на социальное
страхование.
С ростом производства переменные издержки растут быстро. Объем Q1 характеризует необходимый технологический выпуск (минимум) продукции (рис. 12.1). При дальнейшем расширении производства (Q1–Q2) начинает сказываться экономия на масштабе (положительный эффект) и рост издержек становится уже более медленным, чем расширение производства. Объем Q2 показывает переход от оптимального производственного варианта (минимум затрат при максимуме объема) к затратному хозяйственному варианту. Это связано с действием заказа убывающей отдачи, когда переменные издержки обгоняют рост производства. Объем Q3 характеризует технический максимум в производстве продукции – это граница, больше которой выпускать нельзя, т.к. дальнейший рост затрат не приведет к росту объема выпуска.
Валовая выручка (TR) –денежная сумма,
получаемая продавцом при продаже определенного
количества товара TR=P*Q.
33.Постоянные и переменные издержки.
Постоянные
издержки — это такой вид затрат, который несет
предприятие в рамках одного производственного
цикла. Определяется предприятием самостоятельно.
Все эти затраты будут характерны для
всех циклов производства товара.
Переменные издержки —
это такие виды затрат, которые переносятся
на готовое изделие в полном объеме.
К переменным издержкам относятся:
- заработная плата
- транспортные расходы
- затраты на электроэнергию
- затраты на сырье и материалы
К постоянным издержкам относятся:
- оплата процентов по банковским кредитам;
- амортизационные отчисления;
- выплата процентов по облигациям;
- оклад управляющего персонала;
- арендная плата;
- страховые выплаты;
34. Отдача от масштаба
производства.
Отдача от масштаба выражает реакцию объема производства продукции на пропорциональное изменение количества всех факторов производства.
Различают три положения отдачи
от масштаба.
Возрастающая отдача от масштаба
- положение, при котором пропорциональное
увеличение всех факторов производства
приводит ко все большему увеличению объема
выпуска продукта (рис. 21.7). Предположим,
что все факторы производства увеличились
в два раза, а объем выпуска продукта увеличился
в три раза. Возрастающая отдача от масштаба
обусловлена двумя основными причинами.
Во-первых, повышением производительности
факторов вследствие специализации и
разделения труда при росте масштаба производства.
Во-вторых, увеличение масштаба производства
зачастую не требует пропорционального
увеличения всех факторов производства.
Например, увеличение вдвое производства
цилиндрического оборудования (такого
как трубы) потребует увеличения металла
меньше чем вдвое.
Постоянная отдача от масштаба
- это изменение количества всех факторов
производства, которое вызывает пропорциональное
изменение объема выпуска продукта. Так,
вдвое большее количество факторов ровно
вдвое увеличивает объем выпуска продукта
(рис. 21.8).
Убывающая отдача от масштаба
- это ситуация, при которой сбалансированный
рост объема всех факторов производства
приводит ко все меньшему росту объема
выпуска продукта. Иначе говоря, объем
выпускаемой продукции увеличивается
в меньшей степени, чем затраты факторов
производства (рис. 21.9). Например, все факторы
производства увеличились в три раза,
а объем производства продукции - только
в два раза.
Таким образом, в производственном процессе
имеют место возрастающая, постоянная
и убывающая отдача от масштаба производства,
когда пропорциональное увеличение количества
всех факторов приводит к увеличившемуся,
постоянному или убывающему приростам объема
выпуска продукта.
35.Рынок как экономическая
категория.
Рынок – это сфера
экономических отношений между
людьми по поводу купли-
Рынок выполняет важные функции:
•функцию саморегулирования экономики,
основанную на взаимодействии спроса
и предложения, с помощью которой даются
ответы на вопросы: что, как и для кого
производить?
•стимулирующую функцию, позволяющую
победить в конкурентной борьбе сильнейшим;
•учетную функцию, посредством которой
устанавливаются пропорции в обмене товаров,
определяются цены и подаются информационные
сигналы продавцам и покупателям;
•посредническую функцию, позволяющую
сводить агентов рынка.
Классификация рынка:
36. Рынок и его функции.
Рынок — это система экономических отношений,
возникающих на основе устойчивых экономических
отношений производителей товаров и услуг
и потребителей.
К функциям рынка относятся:
1.информационная — рынок дает его
участникам информацию о необходимом
количестве товаров и услуг, их ассортименте
и качестве;
2.посредническая — рынок выступает посредником
между производителем и потребителем;
3.ценообразующая — цена складывается
на рынке на основе взаимодействия спроса
и предложения, с учетом конкуренции;
4.регулирующая — рынок приводит в равновесие
спрос и предложение;
5.координирующая — рынок побуждает производителей
создавать нужные обществу экономические
блага с наименьшими затратами и получать
достаточную прибыль
№37 Инфраструктура рынка
Рынок имеет собственную инфраструктуру. Под инфраструктурой рынка понимается совокупность государственных и коммерческих предприятий и учреждений, которые обеспечивают функционирование рыночных отношений.
обеспечивающих:
Основные элементы рыночной инфраструктуры - торговая сеть, таможенная и налоговая системы, банки и биржи.
№38 Товар и его классификация.
Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей.
Товары делятся на два вида:
· нормальные
· низшей категории.
Нормальные товары – это товары, спрос на которые возрастает вместе с ростом доходов населения. Поэтому продавцы нормальных товаров радуются сообщениям о повышении заработной платы и пенсий. Особая разновидность нормальных товаров – товары престижного спроса, с помощью которых люди демонстрируют свой успех в жизни. Пример престижных товаров – это дорогие автомобили иностранного производства (Роллс-ройс, Мерседес, Бентли, Феррари), загородные особняки и коттеджи. Эти товары имеют высокую цену и предлагаются на рынок в небольшом количестве.
Товары низшей категории – это такие товары, величина спроса на которые может снизиться при росте доходов покупателей, это товары для бедных. Примеры подобных товаров – это хлеб, картофель, рыба, одежда из магазина «Secondhand». Эти товары необходимы для простого выживания людей, но в случае роста доходов люди переходят к потреблению более дорогих, качественных и полезных товаров – фруктов, мяса, сыра и так далее. Товары китайского производства - это, по-видимому, тоже товары низшей категории. В 1992 г. все россияне щеголяли в китайских пуховиках, а позднее перешли на одежду более высокого качества.
· Взаимозаменяющие
товары(субституты,сопряженные)
· Взаимодополняющие товары. Спрос на все дополняющие друг друга товары растёт или падает параллельно. Например, падение цены на автомобили, ведёт к увеличению спроса на автомобили, запчасти, услуги автостоянки и на бензин.
Общественные товары - товары и услуги, внутренняя специфика которых предопределяет (полностью или частично) невозможность рыночной формы предоставления их потребителю.
Частные товары — товар, каждая единица которого может быть произведена и продана потребителям так, что она приносит полезность лишь исключительно данному покупателю.
Частными называются товары или услуги, потребление которых одним человеком приводит к сокращению объема предложения для других. Примером частного товара может служить хлеб. Чем больше хлеба съел один человек, тем меньше его осталось другим. Чем больше нефти потребит живущее поколение, тем меньше ее останется следующим поколениям.
Смешанным называется товар (или услуга), который (которая) имеет признаки и частного, и общественного товара (или услуги). В реальной жизни есть много товаров и услуг, которые обладают признаками, относящимися и к первой, и ко второй названным выше группам. У общественного товара могут появиться признаки частного товара. Например, автомобилист, пересекая реку через мост в час пик, оказывает влияние на обеспечение услугой проезда по мосту других автомобилистов тем, что вносит свой вклад в создание затора и в задержку движения. В данном случае предельные издержки снабжения равны нулю при слабом использовании моста и выше нуля, если мост используется интенсивно.
Инвестиционные товары — товары, изготовляемые за счет инвестиционного капитала и служащие целям замены, обновления, качественного улучшения основных средств; в основном продукция машиностроения и строительная продукция.
Потребительские товары - товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности человека, предназначенные для семейного или личного потребления.
В зависимости от покупательских привычек
потребителей различают:
- товары повседневного спроса;
- товары предварительного выбора;
- товары особого спроса; и
- товары пассивного спроса.
Существует два вида товаров:
· Товары эластичного спроса – это такие товары, величина спроса на которые снижается больше, чем повышается цена этого товара. Например, если цена повышается на 5%, то спрос снижается на 10%. Примером этого служат предметы роскоши или кинобилеты. Повышение на них цены может привести не к росту, а к падению общей выручки, так как люди вполне могут без них обойтись или найти товары заменители. Вместо того, чтобы идти в кино, люди могут посмотреть фильм по телевизору, купить диск DVD или вообще обойтись без кино.