Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 22:04, шпаргалка
1. Роль конкуренции в механизме функционирования рынка. Виды конкуренции.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Макс прибыли. Основная проблема, с которой сталкиваются
все олигополисты, заключается в необходимости
постоянного учета деятельности фирм-конкурентов.
Теснейшая взаимозависимость фирм на
рынке предопределяет специфику их поведения.
В отличие от других рыночных структур,
олигополист всегда учитывает, что выбранные
им цены и объем выпуска напрямую зависят
от рыночной стратегии его конкурентов,
которая в свою очередь определяется выбранными
им решениями. В силу этого фирма, действующая
на рынке олигополии:
а) не может рассматривать кривую спроса
на свою продукцию как заданную;
б) не имеет заданной кривой предельного
дохода (также как и спрос, MR меняется в
зависимости от поведения самой фирмы
и ее конкурентов);
в) не имеет четкой точки равновесия (подобно
тому, как это существует при совершенной
конкуренции или при чистой монополии);
г) не может использовать равенство MR=MC
для нахождения точки оптимума.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что наилучшим вариантом увеличения прибыли
для олигополиста будет так называемое
«неценовое привлечение» клиентов, то
есть:
- усиление дифференциации продукции;
- рост качества обслуживания покупателей;
- качество и технические характеристики
самого изделия;
- условия кредита;
- усовершенствование стиля и дизайна;
- долговременность использования и срок
гарантии;
- реклама и стимулирование сбыта;
- расширение номенклатуры продукции.
13. Барьеры входа и выхода. Естественные монополии.
Входные и выходные барьеры часто оказывают заметное влияние на бизнес. Первые позволяют некоторым компаниям защититься от конкурентов (или мешают выйти на новый рынок), а вторые иногда служат настоящей преградой, заставляющей компанию оставаться на невыгодном для себя рынке (или просто продлевая ее пребывание на нем). Попробуем ниже разобраться, какие же бывают входные и выходные барьеры.
Входные барьеры
1) Эффект масштаба
Данный эффект охватывает сразу же достаточно много моментов. Во-первых, это издержки, которые у действующей компании с солидной долей рынка будут заметно меньше, чем у новичка. Во-вторых, это объем инвестиций, который придется вложить новой компании, чтобы закрепиться на рынке. Чем больше инвестиций понадобится, тем меньше вероятность появления компании.
2) Клиентская база
В некоторых видах бизнеса все взаимодействие с клиентами осуществляется посредством базы клиентов. Это вполне актуально, скажем, для b2b отрасли. Естественно, у новичка такой базы, скорее всего, нет. И это налагает на него определенные проблемы при старте.
3) Известный бренд
Наличие на рынке известного бренда, естественно, подрывает желание компании выходить на него. Тягаться по рекламным возможностям с ним будет очень сложно, да и понадобится немало времени на это. Так что наличие бренда у компании (или ситуации, когда сама компания является брендом) является серьезным конкурентным преимуществом.
4) Высокая стоимость смены поставщика
Вполне нормальная ситуация, когда на рынке появляется более выгодное предложение, но клиент существующей компании не собирается изменять ей по той простой причине, что издержки на смену поставщику окажутся слишком большими. Например, авиакомпании начисляют своим клиентам бесплатные мили, когда те летают на их самолетах. Это один из примеров высокой стоимости смены поставщика, ведь тогда все бесплатные мили будут утеряны. В мире CRM-систем это могут быть серьезные затраты на внедрение новой системы.
5) Проблемы с распределением товара
Возможна ситуация, в которой компания, действующая на рынке, сделает все, чтобы новички не получили доступ к дистрибьюторам. Добиться этого можно совершенно разными способами, начиная от заключения эксклюзивного соглашения с дистрибьюторами и заканчивая их поглощением.
6) Компоненты и сырье
Здесь дело обстоит примерно таким же образом, как и в предыдущем случае. Объяснять подробнее особого смысла не имеет.
7) Патенты
Наличие патентов может серьезно помочь компании, находящейся на рынке. Новые конкуренты вполне могут попасться на том, что будут использовать запатентованную технологию. Многие отрасли бизнеса, конечно, вряд ли могут похвастаться важностью для них патентов. Но вот в других ситуация совсем иная. Вплоть до того, что конкуренты не могут из-за патента появиться в принципе. Самой известной отраслью в этом плане является фармацевтика.
8) Возможность снижения цен
Если издержки позволяют, то компания вполне может снизить цены, чтобы раздавить новичка. Такой подход часто применяется в бизнесе. Правда, надо понимать, что он не обязательно особенно обрадует саму компанию, так как поднять цены к предыдущему уровню будет достаточно проблематично.
9) Выгодное место продаж
В некоторых сферах бизнеса успешность продаж определяет место. В таком случае, если существующая компания уже заняла удачное место, не оставив новичкам ничего хорошего в остатке, говорить о появлении конкурентов становится бессмысленно.
Выходные барьеры
1) Выходные пособия
В данной ситуации компания не спешит закрывать убыточное подразделение по той простой причине, что выплата выходных пособий кажется ей слишком непосильной ношей. Это вполне нормальная ситуация, лишенная, к сожалению, здравой логики. Да, издержки закрытия есть. С этим ничего не поделаешь. Но продолжение работы не принесет ничего хорошего. Разве что новых проблем.
2) Списание заводов, оборудования и так далее
В данном случае компанию ждут одни лишь потери, связанные со списание дорогостоящего оборудования.
3) Имидж
В некоторых случаях компании боятся закрыть убыточное производство по той простой причине, что это негативно отразится на их имидже. На самом деле все не совсем так. Даже фондовый рынок знает ситуации, когда акции компании росли после закрытия того или иного производства.
4) Профсоюзы и государственное вмешательство
В некоторых ситуациях профсоюзы могут помешать закрытию убыточного предприятия. Кроме того, не стоит забывать про возможность государственного вмешательства, которая всегда существует.
Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
Дифференциация продукта — мнимые или действитель-ные различия в аналогичных товарах, производимых фирмами-конкурентами. Формы дифференциации продукта достаточно разнообразны. Они обусловлены не только качеством peaлизуемого товара, но также географическим положением места продажи, условиями послепродажного обслуживания, рекламой, упаковкой и пр.
Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.
Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.
От неценовой конкуренции следует отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Равновесие в коротком периоде
Рассмотрим поведение фирмы-монополиста в коротком периоде.
Для монополиста в качестве линии спроса предстает линия рыночного спроса на данный товар, имеющая, как обычно, отрицательный наклон. Монополист, таким образом, должен учитывать тот факт, что любое увеличение выпуска неизбежно приводит к снижению цены, а уменьшение выпуска, напротив, позволяет повысить цену. Иными словами, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист устанавливает одновременно и цену товара.
Монополист получает наилучшие условия для работы с наивысшей возможной прибылью.
Добиваясь этого, монополист, как правило:
Устанавливает цену выше, чем в условиях конкурентного рынка.
Производит меньший выпуск, чем конкурентная фирма.
Каким образом монополист определяет для себя оптимальный уровень цен?
Для фирмы-монополиста характерно:
Взаимосвязь предельного
дохода, среднего дохода, линии спроса
на продукцию и совокупной выручки фирмы-монополиста
можно отразить на графике:
Таким образом, при увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. В какой-то момент очередное увеличение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а затем предельный доход становится отрицательным.
Соотношение выручки монополиста
и кривой его общих затрат можно проиллюстрировать
на графике:
Поскольку предельные затраты (МС) всегда больше нуля, монополист, максимизирующий прибыль (МС = MR), всегда будет производить такой объем выпуска, который будет соответствовать положительной величине предельного дохода (MR > 0). Однако равенство предельного Дохода предельным затратам не дает представления о прибыли монополиста. Посмотрите внимательно на следующие графики:
Во всех трех случаях монополист выпускает продукцию при условии равенства предельных издержек предельному доходу, но в одном случае (рисунок 1) он получает прибыль, в другом (рисунок 2) - лишь покрывает свои затраты, а в третьем (рисунок 3) и вовсе терпит убытки.
Монополист будет переносить убытки только в краткосрочном периоде. Как только (в долгосрочном периоде) его потери станут постоянными, он уйдет из отрасли.
При убытках в краткосрочном периоде (Р < АТС):
Монополист будет терпеть убытки и не уйдет с рынка, пока покрываются его средние переменные затраты (Р > AVC);
Монополист уйдет с рынка и прекратит производство продукции, если средние переменные затраты не покрываются (Р < AVC).
При убытках в долгосрочном периоде (Р < LATC) фирма уйдет с рынка.
Прибыль монополиста равна
произведению разности цены и средних
затрат на объем выпуска продукции:
Pr =(P-ATC) * Q
Долгосрочное равновесие монополиста
Монополист достигает максимальной прибыли при таком объеме выпуска, при котором предельная выручка равна долгосрочным предельным затратам. Какой же размер производства и объем выпуска выберет монополист для достижения этой цели? Объем выпуска будет характеризоваться проекцией точки пересечения кривых предельных затрат и предельного дохода. А размеры производства - уровнем средних затрат. Соответственно, если средние затраты фирмы чересчур велики в долгосрочном периоде и обеспечивают ей убыток, она встает перед выбором: уменьшать размеры производства или уходить из отрасли.