Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 06:00, курсовая работа

Описание работы

Целью государственного регулирования[2] предпринимательской деятельности считается создание конкретных условий, которые обеспечивают нормальную работу экономики в целом и стабильную роль предпринимателей страны в интернациональном разделении труда[3] и приобретение от этого оптимальных выгод. Задачи и цели государственного регулирования предпринимательства подвержены изменениям, так как на разных этапах становления экономики сектору предпринимательства необходимы определенные меры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..……….2
Основная часть…………………………………………………………………………….5
1. Государственное регулирование предпринимательства……………………………..5
1.1 Сущность и цели государственного регулирования
предпринимательства…………………………………………………………………..…5
1.2 Методы государственного регулирования предпринимательства………………...9
2. Государственная поддержка предпринимательства…………………………...…...13
2.1 Организационные аспекты поддержки предпринимательства………………...…13
2.2 Современные методы поддержки предпринимательства………………………....17
Заключение…………………………………………………………………………...…..19
Глоссарий………………………………………………………………………………...22
Список использованных источников………………………………………………...…30
Приложения…………………………………………………………………………..…

Файлы: 1 файл

КР1.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

В качестве инструментов денежной политики считаются: нормы обязательных резервов, ставки межбанковского кредита[20], операции центрального банка, производимые на рынке ценных бумаг[21].

Налоговая система[22] как способ государственного регулирования предпринимательства преследует две противоположные цели: во-первых, она должна провоцировать развитие предпринимательства, во-вторых, обеспечивать необходимый доход государственного бюджета[23].

Следовательно, налоговая политика применяется для: эффективной стимуляции экономического роста; перераспределения доходов; предоставление льготных налоговых ставок для малого бизнеса, повторно создаваемым компаниям; рассредоточение государственных расходов; управление государственным долгом.

В мировой практике используется несколько  видов налогообложения бизнеса: всеобъемлющий подоходный налог, распространяемый на все виды дохода, при этом облагаемый доход фактически тождественен действительному  экономическому доходу. Данный вариант гарантирует широкую налоговую базу, считается справедливым и нейтральным. Однако, такой вид обложение налогом имеет значение лишь в том случае, если в стране отсутствует стагнация экономики либо делается поправка на инфляцию[24].

Наиболее простым вариантом налогообложения бизнеса является номинальный подоходный налог, так же использующий довольно широкую экономическую базу. При таком виде налогообложения не используются льготные налогообложения амортизации, так и остальные налоговые бонусы, так же  не применяется инфляционная поддержка, из-за чего в условиях стагнации экономики данная система формирует неравенство налогоплательщиков.

На данный момент используется система, при которой правительством определяется круг направлений предпринимательской  деятельности, получающих такие налоговые льготы, как скидки на инвестиции и льготные ставки налогообложения.

Внешнеэкономическая политика ориентирована  на:

  1. повышенную стимуляцию экспорта;
  2. регулировку импорта проведением гибкой таможенной и тарифной политики[25];
  3. регулировку заграничных инвестиций;
  4. регулировку платежного равновесия страны.

Для современного этапа  отличительна тенденция к унификации[26] форм и способов государственного регулирования в развитых государствах, где происходит немало общих и сходных процессов. Описывая процесс государственного регулирования экономики непосредственно в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в данном регулировании перенесся к активному участию страны в регулировании производства организационно-хозяйственном методом.

Кардинальные изменения произошли и в механизмах регулирования. Одним из важнейших видов государственного регулирования предпринимательской деятельности является активное применение программ долгосрочного развития экономики.

Политика государства по регулированию экономики ориентирована на разностороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в том числе, по административному надзору и нормативному регулированию. В данный момент нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции, разработка и введение унифицированных государственных стандартов качества.

Принципиальным направлением государственного регулирования стала  патентная политика страны. Она сводится к лимитированию срока жизни патента[27] и осуществлению обязательного лицензирования новых патентов.

Инструментом финансового регулирования  предпринимательской деятельности является и предоставление прямых кредитов и субсидий, в основном на обновление и улучшение производственного аппарата предприятия при помощи государственных средств. Данные средства используются, когда частное предпринимательство не способно самостоятельно вывести, то либо другое звено государственного производства из зоны кризиса.

 

2. Государственная поддержка предпринимательства.

2.1 Организационные аспекты  поддержки предпринимательства.

Государственную поддержку  предпринимательской деятельности можно представить намеренным созданием экономических и правовых условий, стимулов становления бизнеса, вложение материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

В течение последнего десятилетия  в РФ сложились основные составляющие системы поддержки государством малого бизнеса общепризнанные в  государствах имеющих развитую рыночную экономику. Беря во внимание современные условия и трудности развития малого предпринимательства, а также малую эффективность государственных мер по его поддержке, последующее развитие и совершенствование системы поддержки государством малого бизнеса представляет в настоящее время главную причину эффективного развития малого бизнеса в России.

В настоящий момент, система поддержки  государством малого бизнеса включает в себя: государственный аппарат, являющийся совокупностью государственных  институциональных структур, отвечающих за развитие малого бизнеса, а также обеспечивающих реализацию политики государства в данной сфере и регулирующих сферы малого предпринимательства и управление структурой его поддержки; государственные нормативно-правовые акты, нацеленные на поддержку и формирование малого бизнеса; государственная инфраструктура поддержки малого бизнеса, в которую входят некоммерческие и коммерческие организации, которые были созданы с участием или без участия страны, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

Структура органов власти и управления, которые обеспечивают поддержку  и взаимодействие с предпринимательством, в различных регионах различается. Такого вида вопросами в системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации занимается большое количество органов с разными функциями и возможностями. Формируются также различные советы, рабочие группы, координационные комитеты по развитию бизнеса в высших органах исполнительной власти.

Субъекты Российской Федерации  имеют право без помощи других решать все вопросы, связанные с  оказанием поддержки малому предпринимательству  на своей территории учитывая местные  особенности и условия, а также принимать дополнительные меры при помощи собственных средств и ресурсов.

Также функционируют различные  общественные объединения - торгово-промышленная палата Российской Федерации, подобные региональные и частные палаты, ассоциация развития и поддержки малого бизнеса, профсоюз работников малых компаний, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд остальных союзов и ассоциаций.

Руководство реализацией политики государства поддержки малого бизнеса  производится Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике[3] и поддержке бизнеса в лице Департамента поддержки малого бизнеса. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, исполняет Федеральный фонд поддержки малого бизнеса. Также региональные и муниципальные фонды осуществляют функции на региональном и муниципальном уровне соответственно.

Создание однородной системы государственной  поддержки бизнеса - непростой и  длительный процесс включающий в себя:

  1. нормативную и законодательную базу, характеризующую особые условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;
  2. повышение безопасности и обеспечение защиты бизнесменов от криминальных деяний;
  3. правоприменительные механизмы, обеспечивающие гарантию соблюдения законности и равенство представителей бизнеса в отношениях с органами власти и другими субъектами;
  4. систему специализированных институтов, которые обеспечивают разработку и реализацию политики страны с целью поддержки предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала - фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки,  промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);
  5. ресурсное и финансовое обеспечение, необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наравне с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и заграничных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием системы налогообложения.
  6. государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, характеризующие реструктуризацию[28] промышленности и конверсию компаний военно-промышленного комплекса[29], вложения в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграционные потоки и прочие.

Одним из основных инструментов реализации государственной политики являются отраслевые, региональные, федеральные межотраслевые и муниципальные программы развития и поддержки малого бизнеса.

 

 

2.2 Современные  методы поддержки предпринимательства.

Современным способам поддержки  малого и среднего бизнеса в России предшествовало принятие ряда законов  в данном направлении. Для развития малого бизнеса и обеспечения  его государственной поддержкой Правительством РФ был принят ряд особых постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 было отмечено, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим документом определены также основные приоритеты развития малого предпринимательства. К ним можно отнести производство и переработку сельскохозяйственной продукции, создание промышленных продуктов и продуктов народного потребления, включая продукты, имеющие экспортный потенциал, строительство объектов жилищного и производственного назначения. оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг,  Данные приоритеты имеют важнейшее значение и на данный момент.

12 мая 1995 г. правительством Российской Федерации был принят закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет формы и методы государственного регулирования и стимулирования малого предпринимательства, разграничивает полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Также в  Законе названы важные направления государственной поддержки малого бизнеса:

  1. создание инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  2. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными странами;
  3. введение упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  4. создание льготных критериев применения субъектами малого предпринимательства государственных денежных, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников для небольших компаний.

В условиях упадка помощь малого и среднего бизнеса имеет  огромное значение для стимулирования экономического роста, а также для смягчения кризисных последствий в социальной сфере.

Среди более важных новых  «денежных» мер в рамках Программы  финансовой поддержки малого и среднего бизнеса можно назвать выделение  грандов начинающим бизнесменам на основание собственного бизнеса. По различным оценкам, на данные цели может быть израсходовано до 4,5 миллиардов руб., а гарантированную помощь получают около 15 тыс. начинающих бизнесменов. Данную меру эксперты оценивают позитивно, однако наибольшая сумма гранта[30] начинающему бизнесмену (300 тыс. руб.) существенно ниже необходимого уровня для запуска частного бизнеса.

Существенное число  мер по поддержке малого бизнеса  связано с проведением конкурсного  отбора. Из-за этого данные меры становятся менее оперативными, а также их результативность становится зависимой от четкости критериев отбора и эффективности контроля.

В качестве наиболее своевременной  антикризисной меры в сфере поддержки  малого бизнеса позволительно рассматривать  предоставление регионам права уменьшать 5 % налоговую ставку в рамках упрощенной системы налогообложения по доходам за вычетом затрат. Однако данная мера никак не лишена довольно серьезных недостатков. Из-за жестких ограничений бенефициарами[31] в реальности выступают микропредприятия[32]. Кроме того, большая часть компаний, работающих по упрощенному режиму, используют единую ставку 6% от доходов. А также далеко не все регионы успели вовремя воспользоваться предоставленной возможностью.

Значимыми могут стать  «не денежные» институциональные меры, связанные с обеспечением доступа субъектов малого и среднего бизнеса к получению заказов при закупке товаров субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, а так же муниципальным заказам, однако при условии обеспечения реальной конкурентной борьбе и прозрачности таких закупок.

В целом совокупность антикризисных мер по поддержке  малого и среднего бизнеса не противоречива  и провоцирует развитие данного  сектора экономики. Также, многие меры недостаточно оперативны и окажут результат лишь через некоторое время, что не позволяет высоко оценить их результат в острой фазе кризиса. Но они посодействуют экономике восстановиться в государствах имеющих развитую рыночную экономику  после прохождения нижней точки кризиса.

Основные действенные меры по поддержке малого и среднего бизнеса связаны с огромным количеством рисков, в частности, подразумевают действенное администрирование принятия огромного количества решений. Таким образом важны такие критерии, как: мониторинг достигнутых результатов, сравнение усилий разных регионов по поддержке малого и среднего бизнеса.

Информация о работе Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства в России