Система экономических законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Экономические законы выражают сущность экономических отношений, их внутреннее содержание, очищенное от единичного, неповторимого, случайного, отражающую причинно- следственные связи между участниками (субъектами) этих отношений. Поэтому экономические законы объективны по своей природе, как и те экономические отношения, сущность которых они выражают. Если существуют определенные производственные отношения, то существуют соответствующие им законы, которые регулируют их функционирование. Поскольку дан определенный тип экономических отношений, внутренние связи, присущие данным отношениям, постольку даны и определенные экономические законы, выражающие суть этих отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… …3
Исторический характер законов………………………………………………………………………….6
Объективные и субъективно- психологические законы ……………………7
Всеобщие, общие и специфические законы………………………………….8
Механизм действия и использования законов……………………………..18
Заключение…………………………………………………..………..…..… 21
Список литературы…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Курсовая экон. теория.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

К таким законам можно отнести закон экономии времени, закон возрастания потребностей и другие экономические законы. Так, например, закон возвышения (возрастания) потребностей отражает объективную возможность и необходимость для любой эпохи, для любой страны, для любого народа, роста и совершенствования человеческих потребностей и способности человека удовлетворять эту постоянно возрастающую потребность. Действие данного закона проявляется не только в росте потребностей людей вслед за развитием производства и культуры, но и в изменении самого человека, его положения в обществе, связанном с развитием социальных и политических свобод, интеллектуальных и духовных потребностей человека.

Потребности людей  и способности человека удовлетворять  эти потребности — это неотъемлемая черта любой эпохи, любой страны, любого народа. Поэтому закон возрастания потребностей действует на протяжении всего развития человеческого общества, хотя его функционирование в различных странах и в разные периоды времени протекает неравномерно, в зависимости от достигнутого в той или иной стране уровня материального, духовного, политического и социального развития, накопленного национального богатства и степени его использования. Более того, революционные перевороты в структуре потребления и возможностях его удовлетворения в условиях сельскохозяйственной, промышленной, научно-технической, технологической или информационной революций сменяются относительно эволюционной их динамикой в межреволюционный период и происходят в разное время у различных народов.

То же самое  можно сказать и по поводу закона экономии времени, который выражает причинно-следственные связи между потребностью общества в удовлетворении своих нужд и средством удовлетворения этих нужд за счет экономии времени в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

В социально-ориентированной экономике действие закона экономии времени направлено не только на экономию рабочего времени как средства дополнительного удовлетворения общественных потребностей, но и на увеличение свободного от работы времени, необходимого для полноценного развития личности.

Ко всеобщим экономическим законам можно отнести закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, закон связи производства и потребления, закон разделения и кооперации труда, закон пропорциональности общественного производства и др. Их всеобщность выражается в том, что они действуют на протяжении всей истории человечества.

Общие экономические законы действуют не при всех способах производства не у всех народов. Они характеризуют определенную эпоху в экономической форме производства и отражают общие черты в экономических отношениях нескольких способов производства. Они имеют место лишь при некоторых из них. Сюда следует отнести законы товарного производства: закон стоимости, закон денежного обращения, закон спроса, закон предложения и др. Эти законы характеризуют определенную эпоху в экономической форме производства и отражают то общее, что характерно для данной формы и имеет место в экономических отношениях нескольких способов производства, в частности тех, где имеет место товарная форма производства. Законы товарного производства не действуют в натуральном хозяйстве, которому они не нужны.

Специфические экономические законы отражают сущность особых экономических отношений, присущих тому или иному способу производства или экономическому укладу. Они не действуют в других способах производства или экономических укладах. Поэтому специфические экономические законы носят исторически преходящий характер. Меняются социально-экономические условия жизнедеятельности людей, меняются и свойственные этим условиям специфические экономические законы.

Специфические экономические законы принадлежат лишь; к определенному типу производственных отношений. Они не действуют лишь в определенной экономической системе, базирующейся на исторически-конкретной форме собственности на средства производства: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической, коммунистической. Отсюда вытекает особенность специфических экономических законов: закона прибавочной стоимости, закона капиталистического накопления, закона планомерного, пропорционального развития, закона распределения по труду : или по потребностям.

Поскольку в России в переходный период существует многоукладная экономика, базирующаяся на различных формах собственности, постольку в каждом экономическом укладе действуют свои специфические экономические законы: в государственном укладе — одни, в капиталистическом укладе — другие, в социалистическом — третьи, в мелкотоварном — четвертые, в натуральном хозяйстве — пятые.

Социально-экономическая направленность всеобщих и общих экономических законов испытывает решающее воздействие со стороны специфических условий жизнедеятельности людей, что, естественно, не может не отразиться на особенностях их действия в той или иной стране, на том или ином историческом отрезке времени, полноте и направленности их реализации в конкретных социально-экономических условиях.

Между тем специфические экономические законы не могут быть реализованы в полной мере без использования всеобщих и общих экономических законов. Так, в капиталистическом укладе России действие всеобщих и общих экономических законов подчинено специфической цели — извлечению прибыли. В то же время прибыль нельзя получить, если не будут использованы законы рынка и произведенная на капиталистических предприятиях продукция не будет продана. В свою очередь, предприниматели, действуя в системе социально ориентированной экономики, призваны учитывать не только узкие принципы личного обогащения, а исходить из понимания общественной пользы своего бизнеса.

Будучи имманентными законами данной экономической системы, всеобщие и общие экономические законы приобретают элементы специфического содержания и форм проявления, взаимодействуя со всеми другими законами данной системы. Но от этого взаимодействия собственное, внутреннее содержание всеобщих и общих экономических законов не меняется. По своей самой глубокой сущности они остаются всеобщими и общими экономическими законами и не превращаются в специфические законы той или иной экономической системы, и наоборот. Специфические законы не становятся всеобщими или общими экономическими законами, несмотря на их тесное взаимодействие с последними в рамках системы законов.

Место, содержание и социальная направленность каждого из экономических законов предопределяются тем функциональным назначением и ролью, которую играют экономические отношения, сущность которых выражают данные законы. Здесь можно говорить лишь об особенностях действия всеобщих и общих экономических законов, их социальной направленности в условиях того или иного способа производства или экономического уклада, об их обогащении, в связи с взаимодействием законов, но не о появлении какого-либо нового (дополнительного); специфического экономического закона взамен того или иного всеобщего или общего экономического закона.

Действуя в определенной экономической системе, всеобщие и общие экономические законы не исчезают и не растворяются в специфических законах данной системы. Включившись наряду со специфическими законами в систему соответствующего способа производства или многоукладной экономики, они не утрачивают собственного содержания. Сущность любого из всеобщих и общих экономических законов остается единой и в этом смысле повторимой при разных способах производства, в разных экономических укладах, независимо от особенностей той социально-экономической среды, где они действуют и используются, и от масштабов этого использования.

Собственное содержание специфических экономических законов также не меняется от того, что они не могут функционировать вне взаимодействия со всеобщими и общими экономическими законами. Их сущность не может быть повторимой в разных способах производства или экономических укладах. Она специфична для каждого из них.

Второй признак, по которому можно группировать экономические законы, — это сфера их действия по фазам воспроизводства. Здесь можно выделить законы производства (закон роста производительности труда, закон экономии времени и др.), законы распределения (по труду, по капиталу и др.), законы обмена (закон денежного обращения, закон спроса, закон предложения и др.) законы потребления (закон возвышения потребностей и др.), законы воспроизводства (закон преимущественного роста средств производства и др.).

В пофазной группировке экономических законов решающую роль играют законы производства. И дело тут не только в том, что распределять, обменивать и потреблять можно лишь то, что произведено. Главное состоит в том, что специфика способа производства или экономического уклада зависит прежде всего от способа и характера соединения рабочей силы со средствами производства, а не от способов распределения, обмена или потребления. Поэтому не может быть, чтобы производство было капиталистическим, а распределение — социалистическим. Социалистическое распределение может быть только при социалистическом производстве. В многоукладной экономике можно говорить лишь о появлении элементов социалистического распределения в капиталистическом производстве или об элементах капиталистического распределения в социалистическом, благодаря взаимодействию социалистических и капиталистических форм производства.

В то же время нельзя упускать из виду, что законы, управляющие процессом производства, испытывают определенное обратное влияние (воздействие) законов, управляющих процессами распределения, обмена или потребления жизненных благ. В частности, из-за нарушения требований распределения по труду, когда люди воспринимают заработную плату как пособие по безработице или вообще ее месяцами не получают, не удается реализовать действие закона роста производительности труда, а так называемый "затратный принцип" при оценке объема проделанной работы в рублях или тоннах выпускаемой продукции (когда больший фонд заработной платы выделялся тому трудовому коллективу, который больше расходовал ресурсов, выпускал более дорогую или более материалоемкую продукцию), мешает выполнять требования закона роста эффективности общественного производства.

Третий признак группировки экономических законов — это та роль, которую играет каждый из экономических законов в своей группе (подсистеме) или в системе законов в целом, т. е. его функциональный признак. Данная группировка позволяет выделить основной экономический закон среди всеобщих, общих и специфических законов, а также основной экономический закон многоукладной экономики в целом.

Так, первым и в этом смысле основным среди всеобщих экономических законов выступает закон экономии времени. Он выражает самую общую основу и внутреннюю логику развития; любого общественного производства, любой его общественной формы, отражая взаимодействие времени, труда и результатов производства. Действительно, чем больше времени общество сэкономит при производстве какого-либо продукта, тем больше времени оно получит для другого производства: материального или духовного.

В историческом развитии побеждает тот общественный строй, тот способ производства, та форма хозяйствования, которые в состоянии обеспечить более высокую производительность труда на базе экономии рабочего времени, сбережения овеществленного в материальных ресурсах труда. Не случайно поэтому, если новый общественный строй дает толчок к развитию производительных сил общества по сравнению с предшествующим способом производства, он открывает новые горизонты для осуществления закона экономии времени.

Однако, как и любой экономический закон, закон экономии времени действует не автоматически, а через деятельность хозяйствующих субъектов, результативность которой бывает различна.

Среди общих экономических законов, когда речь идет о законах товарного производства, в качестве основного экономического закона выступает закон стоимости, регулирующий экономические связи между субъектами рынка, распределение рабочей силы и средств производства по видам деятельности, стимулирующий экономию живого и овеществленного труда, выпуск пользующейся спросом продукции.

При этом следует иметь в виду, что в принципе любой из экономических законов выступает в той или иной степени в качестве регулятора экономической деятельности людей, субъектов экономических отношений, сущность которых выражает данный закон и направляет деятельность этих людей, их общественных образований на осуществление соответствующих отношений, но не является основным регулятором функционирования данных отношений. В связи с этим становится ясно, что важнейшим признаком познания экономических законов любого способа производства, является их исследование во взаимодействии, раскрытие их связей по линии субординации (соподчинения) с учетом различий их функциональной зависимости в развитии общественного производства.

Каждый экономический закон выполняет свои регулирующие действия в пределах соответствующего экономического отношения, направляя деятельность людей, участников этого отношения, в сторону осуществления данного закона или группы законов, когда речь идет об основном экономическом законе в этой подсистеме законов, но не играет решающей роли в регулировании системы в целом, в определении ее социальной направленности. Эта роль принадлежит основному закону экономической системы в целом. В связи с этим социальная направленность закона экономии времени или закона стоимости предопределяется основным экономическим законом той экономической системы, в которой функционируют эти законы.

Условно-графически систему экономических законов можно представить в виде концентрических кругов, формирующихся в рамках этой системы, ограничивающих действие экономических законов в историческом плане или на том или ином уровне хозяйствования, а также в виде секторов производства, распределения, обмена и потребления, характеризующих данные законы в функциональном разрезе; в виде сегментов, отражающих действие этих законов в той или иной форме хозяйства. Последнее очень важно в условиях многоукладной экономики.

Совокупные доходы собственников средств производства во всех экономических укладах материализуются в национальном доходе страны, использование которого в интересах всего населения позволяет говорить о формировании социально ориентированного производства, когда ее национальный доход начинает служить человеку, использоваться для создания таких условий жизни, которые бы отвечали принципам социальной справедливости, помогали каждому человеку иметь достойные условия жизни.

Естественно, что элементы вороватого капитализма, бандитского рынка и коррумпированного государственного сектора, которые сформировались в настоящее время в России, являются! социально несправедливыми, опасными и не могут удовлетворять этим требованиям.

Информация о работе Система экономических законов