Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 07:01, курсовая работа
Рассмотрению макроэкономических показателей и их взаимных связей посвящена настоящая работа.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Основные макроэкономические показатели………………………..4
2. Показатели запасов и показатели экономической конъюнктуры...5
3. Роль макроэкономических показателей…………………………….7
4. Динамика основных макроэкономических показателей в России..15
5. Методы регулирования макроэкономических показателей……….24
Заключение…………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………………….35
2. Изоляция от политического давления.
По своей природе кредитно-
3. Монетаризм.
Хотя большинство экономистов
считают как фискальную, так и
кредитно-денежную политику действенными
инструментами стабилизации, так
называемые монетаристы полагают, что
изменение денежного
Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.
Минусы кредитно-денежной политики: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут использоваться банками для расширения предложения денег; вызванное кредитно-денежной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги полога, а кривая спроса на инвестиции крута; к тому же кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.
Кредитно-денежные учреждения
сталкиваются с дилеммой — они
могут стабилизировать
Влияние политики дешевых денег на ЧНП усиливается сопутствующим расширением чистого экспорта, которое, в свою очередь, ускоряется понижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.
Фискальная политика
Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.
В период спада на повестке
дня возникает вопрос о ликвидации
безработицы, следовательно, о стимулирующей
фискальной политике. Стимулирующая
фискальная политика включает: 1) увеличение
государственных расходов, или 2) снижение
налогов, или 3) сочетание первого
и второго. Если имеет место сбалансированный
бюджет, фискальная политика должна двигаться
в направлении
Однако размеры ЧНП зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита или положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета.
Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.
1. Заимствования.
Если правительство выходит
на денежный рынок и размещает
здесь свои займы, оно вступает в
конкуренцию с частными предпринимателями
за финансовые средства. Следовательно,
правительственное
2. Создание денег.
Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиции можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.
Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа:
1. Погашение долга.
Поскольку федеральное правительство
имеет накопленную
2. Изъятие из обращения.
Правительство может добиться
большего антиинфляционного воздействия
своего бюджетного избытка просто за
счет изъятия этих избыточных сумм,
приостановив любое их последующее
использование. Изъятие избытка
означает, что правительство изымает
покупательную способность
Что предпочтительнее: правительственные расходы или налоги?
Ответ на этот вопрос зависит в значительной степени от индивидуального взгляда политика и от того, насколько велик государственный сектор. «Либеральные» экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных покупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, «консервативные» экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
При рассмотрении дискреционной
фискальной политики предполагалось существование
постоянного налога, который обеспечивает
изъятие одинаковой налоговой суммы
при различных величинах ЧНП.
При недискреционной фискальной
политике встроенная, или автоматическая,
стабильность возникает в связи
с тем, что в реальности налоговая
система обеспечивает изъятие такого
чистого налога, который изменяется
пропорционально величине ЧНП. Чистый
налог равен общей величине налога
за вычетом трансфертных платежей и
субсидий. Почти все налоги дадут
рост налоговых поступлений по мере
роста ЧНП. В частности, индивидуальный
подоходный налог имеет прогрессивные
ставки и по мере роста ЧНП дает
более чем пропорциональные приросты
налоговых поступлений. Более того,
по мере роста ЧНП и роста объемов
закупок товаров и услуг будут
увеличиваться поступления от налога
на доходы корпораций, налога с оборота
и акцизов. И аналогично увеличивается
величина налогов на зарплату по мере
того, как в ходе экономического
подъема создаются новые
Если налоговые поступления
колеблются в том же направлении,
что и ЧНП, то дефициты, которые, как
правило, автоматически появляются
во время спадов, помогают преодолеть
спад. Напротив, бюджетные излишки,
которые имеют тенденцию
Экономическое значение между
налоговыми поступлениями и величиной
ЧНП приобретает особую важность
в связи с тем, что: 1) налоги представляют
собой утечку или потерю потенциальной
покупательной способности в
экономике и 2) с точки зрения стабильности
желательно увеличить объем таких
утечек (изъятий) в периоды, когда
экономика движется к инфляции, и,
напротив, величина изъятий покупательной
способности должна быть минимизирована
в период замедления роста. Налоговая
система создает некоторый
Все, что делают стабилизаторы,
— это ограничение размаха
или глубины экономических
Заключение
В макроэкономике такие параметры,
как национальный объем производства,
валовой национальный и внутренний
продукт, совокупный спрос и совокупное
предложение, занятость и норма
безработицы, уровень инфляции и
т.д. характеризуют экономическое
состояние государства и
Важнейшим аспектом макроэкономического управления является государственное регулирование экономики с помощью таких инструментов, как фискальная, монетарная, социальная политика.
Центральным параметром является валовой внутренний продукт (ВВП). Это рыночная стоимость всего объема конечной продукции и услуг, произведенного на территории страны за определенный период, независимо от того, кто владеет факторами производства (граждане данной страны или иностранцы).
Анализ структуры основных макроэкономических показателей, проведенный в настоящей работе показал, что между ними существует довольно жесткая связь и изменение одного из них влечет изменение других. Однако наибольшее влияние на макроэкономическое положение государства оказывают инфляционные процессы. Поэтому предупреждение инфляции и обуздание ее в случае возникновения и определяет набор методов управления макроэкономическими показателями государства.
В частности, проводится дискреционная
фискальная политика — это сознательное
манипулирование
Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.
Таким образом, ВНП и другие макроэкономические показатели являются показателями экономического состояния общества. Макроэкономические показатели важны для прогнозирования экономического развития страны, принятия правильных решений. И хотя различные показатели национального дохода не учитывают нерыночные и нелегальные сделки, изменения фонда свободного времени и качества товаров, состава и распределения совокупного выпуска, а также экологические последствия производства, тем не менее они являются довольно точными и полезными индикаторами экономического состояния страны.