Смешанная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Смешанная экономика возникла спонтанно, не имея под собой заранее разработанной специальной идеологии. Расцвет смешанной экономики приходится на 60-е годы, когда наблюдалась практически полная занятость. Идеи смешанной экономики, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Существенную роль в становлении смешанной экономики сыграли труды Дж. М. Кейнса. Современная рыночная система являет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ - копия.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

                                               ВВЕДЕНИЕ

         Основные направления и школы экономической теории сформировались в XIX веке и лишь немногие из них восприняли изменения экономического и социального развития XX века. На данный момент экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают промежуточное положение между чистым капитализмом и командной экономикой.  
         Смешанная экономика возникла спонтанно, не имея под собой заранее разработанной специальной идеологии. Расцвет смешанной экономики приходится на 60-е годы, когда наблюдалась практически полная занятость. Идеи смешанной экономики, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Существенную роль в становлении смешанной экономики сыграли труды Дж. М. Кейнса. Современная рыночная система являет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Смешанная система сформировалась во многих промышленно развитых странах, где эффективный рыночный механизм дополняется государственным регулированием. Роль государства сводится, прежде всего, к созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, совершенствования рыночной инфраструктуры, обеспечению определенных социальных гарантий для населения, решению общенациональных проблем и задач. 

         Хотя современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики, как мне кажется, выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее.

 

 

 

 

 

1. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ

    

    1. Зарождение смешанной экономики

 

         Зарождение элементов смешанной экономики относится еще к концу 19 в., а во второй половине 20 в. она стала основной концепцией развития во всех развитых странах. Противоборство сверхдержав, ожесточенное экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства и развертывание НТР служили постоянными импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночного хозяйства. В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран представляют собой различные модификации именно смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие национальных моделей смешанной экономики, что объясняется в первую очередь различием национальных (региональных) экономико-культурных традиций.

          Рождение новой теоретической экономической системы происходит на базе рыночных принципов развития, которые доказали свою эффективность в развитых странах на протяжении веков. Теории способов производства и постиндустриального общества объясняют долговременные, многовековые тенденции социально-экономического развития. Чтобы понять закономерности современной эпохи, теорию-«телескоп» надо дополнить теорией-«микроскопом». Эту роль раньше играла концепция, согласно которой современный мир рассматривался как арена борьбы умирающего капитализма и зарождающегося социализма. 1

Основополагающие характеристики «капитализма» и «социализма» считались  диаметрально противоположными, причем «мир капитала» изображался исключительно  мрачными красками, а «мир труда» –  напротив, только светлыми. Но и реальный «капитализм» и реальный «социализм» уже в 1970-х мало соответствовали тем признакам, которые считались определяющими для их характеристики. Поскольку концепция противостояния «капитализма» и «социализма» оказалась нежизненной, требовалась новая теория, которая помогла бы понять сущность мировых социально-экономических процессов конца 20 – начала 21 вв.

 

Полярность основных признаков  капитализма и социализма:

 

КАПИТАЛИЗМ       СОЦИАЛИЗМ


Анархия, частная собственность,        планомерность, регулирование,

Стихийность,                 общественная собственность

Эксплуатация        свободный труд

 

Такой новой концепцией стала теория смешанной экономики. Согласно этой теории, основным критерием классификации современных социально-экономических систем является механизм регулирования экономики. При таком подходе основные типы систем – это:

1) основанная на механизме  «невидимой руки» классическая рыночная экономика,

2) основанная на директивном  государственном планировании командная экономика,

3) смешанная экономика,  синтезирующая наиболее эффективные  черты двух других систем. 2

 

         Синтезом обеих этих взаимоотрицающих систем становится смешанная экономика. Смешанная экономика – это экономическая система, основанная на сочетании централизованного  государственно регулирования  и  рыночной саморегуляции, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и уменьшить  его негативные последствия.

 

2.Современная  смешанная экономика

         Смешанная экономика - это рыночная экономика в которой государство не ограничивается ролью арбитра (поддержание правопорядка, установление прав собственности, защита контрактов), а само выступает одним из активных участников экономических процессов.

                     

                      Модель кругооборота смешанной экономики

           

 
Смешанная экономика характеризуется  таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют  и влияют друг на друга конкурентно-рыночные регуляторы и государственное централизованное регулирование экономики. Единство и взаимозависимость двух принципов  регулирования экономической жизни — рынка с частным интересом и социально-экономической деятельности государства с общественным благом — образуют сердцевину экономики современных развитых стран. 
Смешанная экономика — это социально ориентированная экономика, причем социально ориентировано функционирование и рынка, и государства. 
Социальная ориентация рынка как механизма хозяйствования выражается в следующем:

         Во-первых, рынок ориентирует производство на растущие и меняющиеся потребности людей, а улучшение экономических показателей (рост производительности труда, внедрение новой техники и технологии) является средством удовлетворения потребительских нужд населения. В современных условиях изучением изменяющихся потребностей общества занимается менеджмент, от успехов которого во многом зависит экономическое и финансовое положение фирм. 
         Во-вторых, усилению социальной ориентации рыночного хозяйства способствует увеличение затрат на развитие человеческого потенциала, которое происходит на уровне как отдельных фирм, так и всего общества. Это связано с развитием отраслей социальной инфраструктуры, капиталовложения в которые растут сегодня быстрее инвестиций в основной капитал. 
         В-третьих, социальная ориентированность рыночного хозяйства проявляется и в характере отношений собственности. В условиях многообразия форм собственности в развитых странах около 20% населения владеют акциями. Вместе с тем, не будучи прямым собственником, население получает пенсии и страховые премии, приобщаясь таким путем к доходам от инвестиций пенсионных фондов, страховых компаний. Тем самым создается возможность улучшения условий удовлетворения индивидуальных потребностей населения. 
Социальная ориентированность государства выражается в том, что государство выступает социальным гарантом стабильности, защищенности и равенства людей в рыночной экономике. С помощью государства удовлетворяются совместные потребности всех членов общества (безопасность, правопорядок, социальная защищенность, здоровая окружающая среда).  
Смешанная экономика является результатом длительной эволюции рыночных отношений. Поэтому соотношение конкурентно-рыночных регуляторов и государственного регулирования в смешанной экономике зависит от уровня развития производительных сил, конкретных исторических условий, национальных и культурных тенденций, от политической структуры общества. В каждой отдельной стране механизм смешанной экономики определяется зрелостью ее предпринимательских структур, степенью «открытости» экономики, развитостью процессов интернационализации производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

                    2. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

     В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

  • Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
  • Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
  • Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.
  • Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.                                                                                                       

  Наличие разных моделей экономики объясняется различными традициями, возможностями тех или иных стран.       

     Для США характерно стратегическое планирование и прогнозирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.  При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: экономические,  технологические, социальные, политические, международные, рыночные, конкурентные.

Система стратегического  планирования рассматривается как  совокупность подсистем. Выделяются три  уровня прогнозных исследований:

  • прогнозирование в системе государственного регулирования;
  • внутрифирменное планирование;
  • коммерческое прогнозирование.

На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений  – федеральные, а также штаты, и местные органы власти.

Система государственного регулирования  состоит их многих звеньев:

  • регулирующий механизм федерального правительства;
  • механизм штатов и местных органов власти;
  • государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
  • аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.3

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США  является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование  применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты  кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

Система государственных  финансов США отражает трехступенчатую  организацию государственной власти. Соответственно имеется и три  уровня финансовой структуры: федеральный  бюджет, бюджеты штатов и местных  органов управления. Федеральные  расходы составляют примерно 60% общегосударственных  расходов. Около 40% государственных  расходов осуществляется через бюджеты  штатов и местные органы власти.

В настоящее время в  США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном  уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области  новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров  распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.

Налоговая система в США  включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся  на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США развита кредитная  система. Ее основным государственным  компонентом является Федеральная  резервная система (ФРС), выполняющая  функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя  на экономику через сферу кредита  и денежного обращения.

В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что  в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х  гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые  приходилось около 24% ВНП (гражданская  авиация, железные дороги, автомобильный  грузовой транспорт, телефонная связь  были национализированы). Но регулирование  отраслей все больше оказывалось  направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США  стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

 

На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений  – федеральные, а также штаты, и местные органы власти.

Система государственного регулирования  состоит их многих звеньев:

  • регулирующий механизм федерального правительства;
  • механизм штатов и местных органов власти;
  • государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
  • аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.4

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США  является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование  применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты  кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

Информация о работе Смешанная экономика