Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа
Смешанная экономика возникла спонтанно, не имея под собой заранее разработанной специальной идеологии. Расцвет смешанной экономики приходится на 60-е годы, когда наблюдалась практически полная занятость. Идеи смешанной экономики, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Существенную роль в становлении смешанной экономики сыграли труды Дж. М. Кейнса. Современная рыночная система являет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства.
Система государственных
финансов США отражает трехступенчатую
организацию государственной
В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.
В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.
Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.
В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.
В Японии особенность общегосударственного регулирования заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Не являются законом планы социально-экономического характера, они представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.
Планы-прогнозы, во-первых, представляют наиболее вероятные пути развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.
Цель планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку и рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.
Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.
Министерство внешней торговли и промышленности разрабатывает детальные планы для всех отраслей промышленного хозяйства. Для разработки этих планов изучается спрос и предложение, статистика, конкурентоспособность продукции. На основании полученных данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.
Министерство внешней торговли и промышленности разрабатывает детальные планы для всех отраслей промышленного хозяйства. Для разработки этих планов изучается спрос и предложение, статистика, конкурентоспособность продукции. На основании полученных данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.
Правительство в основном концентрирует свои ресурсы на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, направленное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор были вынуждены резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП – больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), при этом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.5
Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.
Государство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологиям разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при налогообложении и кредитовании. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.
Ускоренная амортизация введена для тех компаний, которые применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.
Основной источник финансовых
ресурсов для технологического обновления
– льготное кредитование. Одним
из направлений поддержки
В первом случае Японии удалось найти выход из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.
Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.
Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений – это проведение антидепрессионной политики государства, которое в период ухудшения общеэкономических условий увеличивало финансирование на общественные строительные работы, понижая при этом налоги и ставку учетного процента банка Японии.
1 Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика: Учебник: для студентов техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко - М.: Высшая школа, 2000. с.163
2 Журавлева Г.П.
Мильчакова Н.Н. Теоретическая экономика.
Политэкономия. Учеб.для экон.вузов. Под
ред.Г.П.Журавлевой,Н.Н.
3 Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник. 14-е издание. – М.: Инфра-М, 2002.-с.265.
4 Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник. 14-е издание. – М.: Инфра-М, 2002.-с.265.
5 Плетников Ю. Смешанная экономика: труд, собственность, человек // Свободная мысль. - 1994. - N 4. - С.73..
6 Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика: Учебник: для студентов техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко - М.: Высшая школа, 2000. – 132.