Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:03, курсовая работа
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции. Экономика – это, прежде всего хозяйство.
Введение…………………………………………………………………….Стр. 3
Глава 1. Собственность и социально-экономические отношения.
Теория прав собственности……………………………….……………..Стр. 5
1. История возникновения собственности и развития ее фор………….. Стр. 5
2. Собственность как экономическая категория…………………….……Стр. 6
3. Теория прав собственности……………………………………………..Стр. 8
Глава 2. Формы собственности и их классификация………….………...Стр. 12
Глава 3. Развитие собственности в России в конце ХХ века…………...Стр. 19
Приватизация………………………………………………………Стр. 19
Концепция государственной политики в области развития отношений собственности……………………………………………………….Стр. 24
Современное состояние основных форм собственности в Российской Федерации………………………………………………………….Стр.28
Заключение………………….……………………………………………..Стр. 31
Литература………………………………………………………………...Стр. 32
В странах с федеративным устройством государственная собственность делится на федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов – субъектов федерации. Четко провести грань между государственной и общенародной собственность трудно. Объектами общенародной собственности, по логике, должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.
Теперь обратимся к
отнюдь не праздному вопросу: какая
из рассмотренных форм собственности
лучше? Обычно этот вопрос становится
в виде дилеммы: государственная
или частная собственность?
В действительности такая
альтернативная постановка вопроса
неплодотворна. Речь должна идти о
поиске наиболее рационального, оптимального
сочетания обеих форм. Критерий оценки
может быть только один: какая
форма собственности обеспечивает
в данный исторический момент и в
отдаленной перспективе более
высокий уровень удовлетворения
потребностей населения в
благах, но обязательно с учетом
индикаторов качества жизни. По совокупности
этих критериев предпочтение
следует отдать частной собственности,
являющейся в настоящее время
стержнем развитой рыночной экономики
стран Запада. К формированию именно
такой хозяйственной системы
стремятся развивающиеся и
В странах Запада волна приватизации в 80-х – первой половине 90-х гг. привела к сокращению доли государственной собственности в производстве ВВП с 9 до 7% в среднем (разумеется, по отдельным странам – членам ОЭСР этот показатель немного отклоняется в ту или иную сторону), что означает преодоление наследия предвоенных и первых послевоенных лет. В 30-х гг. прямое участие государства в экономике расширялось в процессе преодоления самого глубокого в истории капитализма кризиса 1929 – 1933 гг. Государственная собственность в предвоенные годы в большинстве стран Запада была заметно усилена как своего рода «подпорка» частного предпринимательства, обнаружившего очередные слабости, и инструмент поддержания прочности общественного строя. В конце 40-х – 50-х гг. в Западной Европе и Японии частный капитал был временно ослаблен военными разрушениями и некоторыми другими обстоятельствами. Такого рода брешь по необходимости была заполнена государством, в чем теперь нет надобности. Потенциал для дальнейшей приватизации в странах Запада в основном исчерпан. Доля государства в них, по меньшей мере в среднесрочной перспективе, будет оставаться примерно на нынешнем уровне, немного изменяясь в отдельных странах. При этом в ряде случаев для борьбы с безработицей возможно создание в трудоемких отраслях (прежде всего в инфраструктуре) новых предприятий за счет государственных инвестиций.
Программы западноевропейской социал-демократии, пришедшей в последние годы к власти в ряде стран, в том числе во Франции, в Великобритании, Германии и
Италии, предусматривают
подобные меры. В развивающихся странах
в тот же период указанный показатель
оставался на уровне 11%. С одной
стороны, это было обусловлено
притоком иностранных частных
инвестиций, за счет которых создавались
новые частные предприятия. С
другой стороны, слабость национального
частного капитала вынуждала
государство поддерживать сравнительно
высокий уровень своего присутствия
в экономике. Поскольку
в среднесрочной перспективе
нельзя ожидать массированного
увеличения притока прямых инвестиций
из стран Запада, а также
по ряду других причин нынешний показатель
вряд ли заметно изменится в обозримом
будущем. Бывшие социалистические страны
встали на путь перехода от планового
к рыночному хозяйству
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА
С конца 80-х годов в
социалистических странах обозначился
переход к коренному преобразованию
присущих прежнему типу экономики
отношений. Сложившуюся в СССР
и в других социалистических
странах экономическую систему
отличал целый ряд устойчивых
признаков от всех прежних
и параллельно существующих в
мире систем. Экономическая система,
основанная на общественной
собственности, позволяла концентрировать
материальные и людские ресурсы
общества на важнейших направлениях
и обеспечивать мощные прорывы на
решающих участках хозяйственной
деятельности. Однако исторически эта
система была обречена на поражение.
Нормальное функционирование усложняющегося
хозяйства пришло в противоречие
с централизованным директивным
управлением. СССР оказался не в
состоянии в полной мере освоить
достижения научно-технической революции
во второй ее части и экономика
страны вступила в стадию
угасания. Возникла необходимость
в изменении отношений
Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам. В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д. Второй этап – ваучерная приватизация. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс». По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%. С 1 июля 1994 г. был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств: 75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу. Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство. Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия. Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов. В чем состояли основные особенности процесса приватизации в России?
1. Директивность. Решение
о приватизации принималось
не трудовыми коллективами или
руководителями, знавшими
специфику финансового и
технологического состояния
предприятий, а Госкомимуществом.
Регионам директивно предписывались
даже количественные масштабы
приватизации с разбивкой
по отраслям. Трудовые коллективы
государственных предприятий
не имели права выбора сроков
и механизма преобразования
2. Приоритетность одной
формы. В качестве приоритетного
направления было превращение
государственной собственности
в частную. Недооценивались
и даже игнорировались
другие формы преобразований
государственной собственности,
3. Приоритет социально-политических
целей над экономическими.
Российская модель приватизации
не учитывала критерии
экономической эффективности,
4. Социальная деформированность
при быстрой концентрации
капитала. Провозглашенная социально-
Таблица 1 - Доля предприятий в государственном и частном секторах экономики России
Госсектор, % |
Частный сектор, % | |
Легкая промышленность |
41 |
59 |
Пищевая промышленность |
43 |
57 |
Строительство |
52 |
48 |
Промышленность |
41 |
59 |
Автотранспорт и авто ремонт |
52 |
48 |
Торговля оптовая |
45 |
55 |
Торговля розничная |
33 |
67 |
Общепит |
44 |
56 |
Бытовое обслуживание |
35 |
65 |
Прочее |
68 |
32 |
В среднем по России |
49,5 |
50,5 |
Пятидесяти процентный рубеж частной собственности по количествупредприятий был преодолен в середине 1995 г.
5. Форсирование развития фондового рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка, Следует отметить, что акции приватизированных предприятий и образуемый ими фондовый рынок существенно отличаются от их классических аналогов. Особенность состоит в том, что если классические (обычные) акции являются порождением реального инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, вошедшие в фондовый рынок, берут свое происхождение из обмена на фиктивные активы в виде ваучеров и за ними не было реального инвестиционного процесса. Указанные обстоятельства существенно влияют на формирование фондового рынка и движение акционерного капитала. Курсовое поведение акций предприятий, акционированных в порядке приватизации, не отражало реальные инвестиционные процессы или экономическую эффективность представляемых ими предприятий. На курсовое поведение акций названного типа влияли иные, не вполне обычные для фондового рынка факторы: стремление к перераспределению экономической власти через формирование контрольных пакетов акций. Подтверждением тому служили факты роста курса акций (в реальном измерении) при спаде производства на предприятиях. Стремительное развитие рынка фиктивного капитала сопровождалось столь же стремительным сужением и деиндустриализацией реального сектора, спад в котором к 1997 г. превысил 50% от уровня 1990 г. К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом. В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др. Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразовании собственности.