Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:03, курсовая работа
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции. Экономика – это, прежде всего хозяйство.
Введение…………………………………………………………………….Стр. 3
Глава 1. Собственность и социально-экономические отношения.
Теория прав собственности……………………………….……………..Стр. 5
1. История возникновения собственности и развития ее фор………….. Стр. 5
2. Собственность как экономическая категория…………………….……Стр. 6
3. Теория прав собственности……………………………………………..Стр. 8
Глава 2. Формы собственности и их классификация………….………...Стр. 12
Глава 3. Развитие собственности в России в конце ХХ века…………...Стр. 19
Приватизация………………………………………………………Стр. 19
Концепция государственной политики в области развития отношений собственности……………………………………………………….Стр. 24
Современное состояние основных форм собственности в Российской Федерации………………………………………………………….Стр.28
Заключение………………….……………………………………………..Стр. 31
Литература………………………………………………………………...Стр. 32
2. Концепция государственной политики в области развития отношений собственности
После более чем десятилетнего
опыта приватизации в России можно
констатировать, что задача создания
эффективного частного собственника как
доминирующей фигуры экономики страны
не нашла своего решения. Мелкий и
средний бизнес не получил ни прочной
правовой, ни серьезной экономической
основы для цивилизованного
Таким образом, российское общество
и его властные структуры оказались
перед сложнейшей дилеммой: приватизация,
проведенная по принятой в стране
схеме, стала тормозом экономического
развития, но возврат в исходную
точку с целью использования
более эффективных
Реализация этой цели предполагает скоординированное развязывание следующих проблемных узлов.
Первый проблемный узел.
Независимо от первоначальной приватизационной
оценки должна быть проведена единовременная
инвентаризация имущества всех хозяйствующих
субъектов (переоценка основных производственных
фондов) по фактической рыночной цене,
т.е. по цене воспроизводства этих производственных
фондов за вычетом накопленной
Однако общество в лице государства не только имеет право, но и обязано знать реальную стоимость производственного потенциала хозяйственных объектов независимо от формы собственности. Именно с этой целью и должна быть осуществлена инвентаризация имущества участников экономического процесса.
Исходя из итогов инвентаризации
производственных фондов и расчетов
предельной (минимальной) нормы эффективности
капитала в реальном секторе экономики
(методики расчета этого показателя
давно разработаны мировой и
российской наукой и широко используются
в практике высокоразвитых стран), государство
законодательно вводит налог на имущество.
Этот налог имеет существенно
иной экономический смысл, чем налог
на прибыль или налог на добавленную
стоимость (НДС). Два последних «лояльны»
к собственникам, эксплуатирующим
принадлежащие им производственные
ресурсы с низкой эффективностью.
Плохо работаю — низкая прибыль
— низкий объем налогообложения
при фиксированной ставке. Налог
на производственные фонды и иные
хозяйственные ресурсы ставит границу
минимально допустимой эффективности
использования
Второй проблемный узел. Государство должно четко и однозначно подтвердить, что объектом приватизации до настоящего времени было производственное оборудование, основной и оборотный капитал предприятий (независимо от его стоимостной оценки, принятой в момент приватизации). Ни в каких законодательных актах, указах Президента РФ и подзаконных инструкциях никогда не шла речь о приватизации недр, запасов полезных ископаемых и иных природных богатств.
Констатация этого факта
имеет особое значение в отраслях
добывающей промышленности. Она должна
послужить юридической основой
для изменения схемы
Третий проблемный узел. В законодательстве Российской Федерации понятие «интеллектуальной собственности» находится в зачаточном состоянии. Это приводит к серьезным искажениям экономической оценки капиталов компаний, занимающихся разработкой и выпуском высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Кроме того, оказываются размытыми юридические основы создания механизмов приватизации «интеллектуального капитала». В сфере высоких технологий, по сути дела, ситуация аналогична той, что мы имеем в добывающей промышленности по поводу природной ренты. При приватизации материально-технической базы НИОКР одновременно и как бы незаметно, походя, происходит и приватизация интеллектуальной ренты. В итоге это лишает всякой объективной правовой основы процессы финансирования и самофинансирования фундаментальной и прикладной науки, а так же подготовки научных кадров.
Четвертый проблемный узел. Признание незыблемости прав частной собственности должно быть распространено и на личные сбережения граждан. В противном случае приватизация в России теряет свою легитимность. Дело в том, что в дореформенный период единственной допускаемой советской властью формой частной собственности являлись личные сбережения населения. За последние 15 лет была осуществлена гигантская по масштабам экономическая, социальная и идеологическая переориентация общества в отношениях собственности. В основу новых социально-экономических отношений заложен институт частной собственности. Общественное осознание этого факта естественно рождает вопрос: может ли принцип незыблемости частной собственности носить избирательный характер?
Далее: можно ли считать прочной правовую основу вновь возникшей частной собственности, если она приобреталась одновременно с экспроприацией частной собственности, находившейся в распоряжении миллионов граждан России?
Конфискация сбережений населения проводилась с ведома и под эгидой правительства, осуществлявшего «рыночные» реформы и массовую приватизацию. В 1992-1995 гг. политика либерализации цен и искусственного сжатия денежной массы привела к галопирующей инфляции и повышенному спросу на деньги, что вызвало стократный рост процентных ставок. Однако государство заморозило проценты по текущим и срочным вкладам населения на уровне дореформенных 2-3% годовых. Государство индексировало денежные сбережения населения только для себя путем резкого увеличения ставок по кредитам, выдаваемым из средств вкладчиков. Сами же вклады граждан фиксировались на их счетах фактически по номиналу. Если государство не признает этот передел собственности незаконным, то тем самым своими руками заложит возможность для новых переделов в будущем.
Ныне, когда Страсбургский
суд по правам человека признал на
международном уровне законность требований
российских граждан на полное восстановление
дореформенных вкладов, российское
правительство обязано
3. Современное состояние основных форм собственности в Российской Федерации
За период с 2002 по 2005 гг. доля
государственной собственности
РФ в капитализации экономики
увеличилась более чем в 1,5 раза
и достигла 30%. И в 2006 г. правительство
усиливает присутствие
Планируется усиление контроля над ОАО «АвтоВАЗ» и «КАМАЗ», «Силовые машины» и др. Так, в 2005 г. ОАО «ЕЭС России» приобрело пакет акций «Силовых машин», «Рособоронэкспорт» - пакет акций «АвтоВАЗа», «Оборон-пром» - акции «Камова».
Несмотря на явные изменения в структуре собственности, государство еще не распродало принадлежащие ему пакеты акций в тысячах открытых и закрытых АО; до настоящего времени не завершена инвентаризация государственного и муниципального имущества; не определены функции значительного количества унитарных предприятий. Для современной экономической ситуации в России характерно усиление контролирующих функций государства в результате административной реформы высших органов исполнительной государственной власти и присутствия государства в экономике за счет приобретения собственности путем купли, а также возврата собственности за долги государству.
В последние месяцы 2005 г. в разы возросла капитализация крупных отечественных корпораций, причем наиболее интенсивно - компаний со значительным присутствием государственной собственности. Ротация форм собственности происходит двумя способами.
Первый - это отъем собственности
у так называемых эффективных
собственников. Инструментом деприватизации
служит дополнительная эмиссия акций
в размере долга и эти акции
становятся собственностью государства.
Второй способ — выкуп контрольного
пакета акций корпорации, предотвращающий
ее неизбежное банкротство (инициируемое
или планируемое
Как показывает опыт развитых
стран, в конкретных экономических
ситуациях государственные
Другой пример. Расширение экспортных поставок сырьевых ресурсов (углеводородов) требует весомых вложений в новое строительство продуктопроводов. В подобные моменты обычно увеличивается доля государственного сектора в национальной экономике любого государства.
Считается, что эта временная мера, обусловлена потребностью экстенсивного расширения или модернизации. С исчезновением такой потребности может снова измениться структура собственности. В открытой рыночной экономике бывают такие стечения обстоятельств, когда иностранные участники имеют больше финансовых возможностей для приобретения значимых для государства активов, чем национальные.
Когда отечественным, пусть даже достаточно эффективным корпорациям не хватает финансовых ресурсов для «стратегических» сделок, в игру вступает государство - покупателем становится 100%-но подконтрольная государству корпорация. Со временем, после накопления достаточных финансовых ресурсов крупными отечественными бизнес-структурами, эти «временно-государственные» активы будут реализованы частному сектору.
Интересы государства
распространяются на корпорации, стратегически
позиционирующие страну в мирохозяйственных
связях, а также в области
Такие операции могут принести
государству значительно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Собственность как экономическое
отношение начало формироваться
еще на заре становления человеческого
общества. На монополизации
различных объектов собственности
держатся все важнейшие формы
внеэкономического и экономического
принуждения к труду. Экономическое
принуждение к труду исходит
из собственности на условия производства
или из собственности на капитал.
Общественная мысль всегда
уделяла большое внимание
проблеме собственности. Специальные
обращения к ней можно найти
в исторической, философской и
художественной литературе. Богатая
традиция и материал накоплены
в юридической литературе, в
рамках которой сложился
ряд направлений в изучении прав
собственности. Собственность принадлежит
к числу таких понятий, вокруг
которых на протяжении многих
веков скрещиваются лучшие умы человечества.
В социально-экономической литературе
широко распространено определение
собственности как присвоения индивидом
или коллективом средств и
продуктов производства внутри и
посредством определенной общественной
формы или как самой общественной
формы, посредством которой