Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:33, реферат
В настоящее время практически во всём мире с каждым годом наблюдается постепенное глобальное ухудшение состояния окружающей природной среды. Особенно ярко это проявляется в нашей стране так как, и уровень технического развития оставляет желать лучшего, и степень защищённости предприятий никуда не годится. Это происходит под воздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненной необходимостью, всевозрастающая активная деятельность человека по приспосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд. И всё это приводит к необходимости принятия мер по сохранению как самих земель, так и их ценных качеств.
Введение
Глава 1. Рынок земли
1.1 Рынок земли России в новых экономических условиях
1.2 Специфика рентных отношений на рынке земли
1.3 Цена земли и различия в ренте
Глава 2. Собственность на землю
2.1 Частная и государственная собственность на землю
2.2 Социально-экономические аспекты проблемы
Заключение
Задание к теме 18
Список использованной литературы
Помимо вышеперечисленных факторов, влияющих на величину земельной ренты, а, следовательно, и на рыночную стоимость сельскохозяйственных угодий, наиболее важными, на наш взгляд, являются:
В свою очередь, на наш взгляд, объективным условиям образования и распределения земельной ренты должен соответствовать экономический механизм рентных отношений, как условие создания для товаропроизводителей равных возможностей воспроизводства, стимулов эффективного хозяйствования и рационального использования земли. Из инструментов этого механизма определяющую роль играют ценообразование и налоговая система.
В настоящее время в России существует 2 формы собственности на землю:
В государственной (федеральной) собственности находятся:
К собственности областей относятся :
К муниципальной собственности относятся: все земли на территории муниципальных образований, кроме земель частной собственности и земель, отнесённых к федеральной собственности и к собственности областей.
Перечень земельных участков, которые отнесли к тому или иному уровню территориальной государственной собственности готовился территориальными органами исполнительной власти РФ, департаментами имущества и земельных отношений областных и районных администраций, областными и районными Советами (Законодательными собраниями) депутатов, главами администраций областей и муниципальных образований.
В частной собственности находятся:
В соответствии
с действующим
Это сегодня актуально, так как много лиц изъявляют желание приобрести земельные участки в собственность в лесных и водоохраняемых зонах, в лечебно-оздоровительных местностях, из земель сельскохозяйственного назначения и иных особо охраняемых природных территориях.
В социально-экономическом развитии общества земельным ресурсам, землепользованию и земельным отношениям всегда принадлежит ведущая роль. Поэтому характер и масштабы земельных преобразований следует рассматривать как один из решающих факторов, которые определяют темпы и эффективность развития национальной экономики, становления рыночных отношений.
Со времени проведения земельной реформы (1990 г.) в России создан новый земельный строй. В частности, ликвидирована государственная монополия на землю, осуществлен переход к многоукладному землепользованию и многообразию форм собственности на землю, внедрено платное землепользование. Созданы объективные условия для разграничения государственной земельной собственности и развития рыночного оборота земельных участков. Земля, кроме ее традиционных особенностей (территориальный базис, средство производства, природная среда и т.п.), стала объектом недвижимости и правовых гражданских отношений.
Однако реформирование земельных отношений и системы землепользования до настоящего времени, с одной стороны, не дало положительных (особенно в аграрной сфере) результатов и не решило главной задачи - обеспечение рационального экологически безопасного и эффективного использования и охраны земельно-ресурсного потенциала, а с другой, - создание отвечающей интересам страны и новым условиям системы государственного управления и регулирования земельных отношений. Означенные проблемы следует считать весьма актуальными и требующими уже сегодня неотложного решения, так как особенности новых земельных отношений и системы землепользования страны требуют адекватного управления земельно-ресурсным потенциалом.
Управление земельно-ресурсным потенциалом страны охватывает весь спектр общественных отношений. Вместе с тем, земельные ресурсы как основное национальное богатство имеют ряд особенностей консервативного характера, которые не зависят от системы общественных отношений и которые не присущи другим средствам производства. В частности, земля является продуктом природы и возникла независимо от деятельности людей, земля, в отличие от всех других средств производства, в процессе использования не амортизируется и не уменьшает свои полезные свойства, использование земли связано с постоянством местоположения и ограниченностью пространства, в то время как иные средства производства в меру развития производительных сил количественно увеличиваются и качественно видоизменяются10.
Земля - главный национальный ресурс, который относится к длинным активам. Нигде в мире земли (особенно сельскохозяйственные) не обращаются свободно на рынке, обязательно во всех странах введены определенные ограничения, чем ценнее земля по местоположению, тем больше ограничений. Практика землепользования России показала, что отсутствие таких ограничений, особенно в пригородных и курортных зонах, а также в населенных пунктах, привело к возникновению феномена огромного теневого рынка земли. Цивилизованный земельный рынок в стране не уложился в нормальное, контролируемое государством русло в итоге таких обстоятельств, как отсутствие системы соответствующих законодательных актов, длительная проволочка с их принятием, а также ликвидация в стране в 2000 году соответствующей земельной службы (для справки: Россия почти единственная в мире страна, располагающая уникальным по размеру земельным пространством, не имеющая на сегодняшний день специализированной земельной службы). Практика показывает, что везде и всегда вопросы функционирования и использования земли находятся в сфере приоритетных государственных интересов11.
Проблема организации системы управления земельно-ресурсным потенциалом страны заключается в обеспечении рациональных масштабов государственного вмешательства в процессы распределения, использования и охраны земли, в формировании эффективных механизмов объединения административных и рыночных способов регулирования этих процессов, в поиске оптимальных организационных структур и форм управления данными процессами. Эти действия одновременно должны быть направлены на стимулирование деловой, инвестиционной активности и повышение эффективности использования земельной собственности, которая как объект предпринимательской деятельности служит определенной гарантией стабильности бизнеса и воспроизводства капитала с соответствующим доходом, что в условиях рынка является определяющим для каждого землевладельца и землепользователя.
Практическая реализация новых земельных отношений, основанных на рыночных механизмах, вызывает необходимость решения большой группы проблем комплексного развития национальной и региональных экономик. Речь идет об эффективном землепользовании, основанном на территориальном разделении труда, экономном использовании земельно-ресурсной базы, оптимальном пространственном развитии структуры поселений.
В этой связи можно назвать, не ранжируя их по значимости, следующие нерешенные проблемы: несоответствие систем расселения населения новым земельным отношениям; высокая землеемкость существующих поселений; непроработанность вопросов пространственной организации в связи с нерегулируемой миграцией населения (демографическое опустынивание территорий); отсутствие разграничения компетенции государства и конкретных землепользователей в решении вопросов обустройства территории; отсутствие стратегии дальнейшего развития землепользования регионов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера; наличие значительных диспропорций между природно-рекреационным потенциалом земель и уровнем их курортно-лечебного и туристически-рекреационного освоения и использования; несоответствие современных малых форм хозяйствования нуждам сохранения природно-хозяйственной сбалансированности землепользования; наличие экологического дисбаланса соотношения угодий (пашня, лес, природные кормовые угодья) в региональных системах землепользования; рост уровня деградации почвенного покрова; малоразвитость дорожной сети, инженерной инфраструктуры и др.
Процессы земельных преобразований в России пока еще протекают непоследовательно, бессистемно и крайне медленно. Нуждается в дальнейшем совершенствовании система земельного законодательства, на государственном уровне отсутствует четкая и последовательная концепция реализации земельной политики, размыта система управления в области земельных отношений, принципы налогообложения недвижимости и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра, средства от земельных платежей расходуются в основном не на проведение земельных преобразований и улучшение недвижимости, чем нарушается действующее законодательство, до сих пор не проведено разграничение земель государственной собственности, в аграрном секторе земельные преобразования не решили возложенных на них задач увеличения продуктивности сельскохозяйственных земель и их охраны, не используется экономический потенциал недвижимости как источник инвестиций, не создана система ипотечного кредитования под залог земли, практически свернуты землеустроительные работы, отсутствует доступ граждан и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и прав на них.
Россия в
пространственно-
1. Цена земли
как дисконтированная
а) от затрат на ее обработку;
б) от рыночной ставки процента;
в) от размера ежегодной ренты;
г) от плодородия и местоположения участков;
д) верны ответы на пункты б) и в).
2. Предложение земли:
а) эластично;
б) обладает единичной эластичностью;
в) может быть эластичным и неэластичным;
г) неэластично.
3. Земельная рента – это:
а) цена земли;
б) продукт земли;
в) плата за пользование землей;
г) правильные ответы пункты б), в);
д) все перечисленное неверно.
4. Главной особенностью
рынка невоспроизводимых
а) рента выполняет
стимулирующую предложение
б) рента воздействует на экономический потенциал;
в) ухудшается плодородие почвы;
г) имеется налог на землю;
д) спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим цену.
5. При увеличении
плодородия земли спрос
а) будет расти;
б) будет уменьшаться;
в) не изменится;
г) ответ может быть разный, в зависимости от сложившейся ситуации.