Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:17, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании и анализе собственности в системе экономических отношений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Анализ собственности как экономической категории
Рассмотрение основных прав собственности
Исследование возникновения и развития многообразия форм собственности
Исследование особенностей развития собственности в России
Введение
Глава 1. Собственность как экономическая категория
1.1. Происхождение и сущность собственности
1.2. Экономическое содержание собственности
1.3. Права собственности
1.4. Формы собственности и основные ее виды.
Глава 2. Особенности развития собственности в России
2.1. Приватизационный процесс в РФ
2.2. Национализация собственности
2.3. Тенденции развития собственности в России
Заключение
Список литературы
Приложение
На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Таким образом, создание рынка для российского государства могло являться средством решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного управления экономикой.
Приватизацию в России принято делить на два основных этапа.
Первый этап – Ваучерная приватизация. Этот этап продолжался в России около трех лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в России, явился Закон, который определял и устанавливал государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики.
В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации. Три группы:
объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции;
объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.;
объекты, которые остались в собственности государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, индустрия, фармацевтическая промышленность, и другие объекты особой значимости).
В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых - предприятий, условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации, величину суммы приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан Российской Федерации в планируемом периоде, условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты республик в составе Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, и, наконец, перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.
В программе также перечислен список государственных предприятий, не подлежащих приватизации.
Модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. Широко распространены были и денежные формы приватизации имущества на начальном этапе - аукционы и конкурсы приватизируемых объектов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной.
Акции - инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг. В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы. Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.
Понятие ваучера связано с источниками платежа при приватизации. В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, в свое время, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана с Законом о приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не был действующим.
Приватизационный чек - это государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций инвестиционных фондов. Чеки, в сущности, являлись бумагой «на предъявителя».
Положительной стороной приватизационного чека явилось и то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса - ведь чеки розданы всему населению и сроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стала огромная часть госимущества, чего не знала история денационализации других стран. В этом есть своя специфика приватизации в России на начальном этапе.
Так, уже к началу 1994 года, было погашено около половины приватизационных чеков - около 90 миллионов. Однако, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Эта программа ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Использовались все основные способы приватизации, принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д.
Новый раздел об иностранных
инвестициях практически снял все
ограничения для участия
Государственная программа
приватизации на 1994 год, Указы Президента
о новом статусе Фонда
Применялась обязательная (принудительная) смена собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен, Такая норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации. Причем ее план, принятый управлением, был обязателен для реализации. В этом случае трудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при обычной приватизации. Необходимо было находить инвестора для предприятия, продавать на инвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы: это предотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенно ускорить процесс принудительной приватизации.
Зачем же нужна России приватизация сейчас? Во-первых, страна находится под существенным фискальным давлением. В последние годы российское государство резко повысило свои расходы. В отличие от ситуации трех - четырехлетней давности, когда федеральный бюджет России складывался даже при цене на нефть в тридцать пять — сорок долларов за баррель, сейчас бюджет в дефиците даже несмотря на относительно высокий уровень цен на нефть (семьдесят — восемьдесят долларов за баррель). По осторожным оценкам, сделанным Министерством финансов, запланированная распродажа акций принесёт порядка тридцати миллиардов долларов дохода, или почти три процента годового ВВП. Это поможет покрыть дефицит бюджета на 2012-й год и резко сократит потребность государства в привлечении заёмных средств на ближайшие годы.
Во-вторых, стало очевидно, что государственные компании отличаются непрозрачностью и неэффективностью. Это не составляло проблемы в «сытые» докризисные годы, когда цены на нефть постоянно росли. Но теперь нефть, скорее всего, дорожать уже не будет, и государственные компании из инструмента роста и обеспечения поддержки правящей элиты населением превратились в угрозу.
В-третьих и главное: это уже доказано бурными событиями истории России в последние двадцать лет экономических реформ. Чтобы догнать страны Организации экономического сотрудничества и развития, России понадобится ещё десять лет быстрого экономического роста. Обеспечить этот рост могут только реформы. Конечно, все «простые» источники роста в России уже исчерпаны. В отличие от десятилетия 1999—2008, в России больше нет лишнего капитала и лишних трудовых ресурсов. Цены на нефть вряд ли будут расти со скоростью тридцати процентов в год (как происходило до кризиса). Среди экономистов существует консенсус: устойчивый долгосрочный рост зависит от экономических и политических институтов, а главное — от прав собственности и исполняемости контрактов.
Россия должна создать у себя
более выгодный инвестиционный и
деловой климат, побороть коррупцию,
усовершенствовать
16 сентября 2009 года первый вице-премьер России Игорь Шувалов предложил провести в России новую структурную приватизацию и акционировать большое количество госпредприятий. Позже рабочая группа под руководством вице-премьера приступила к изучению возможности продажи в 2010 году госпакетов акций крупных компаний на 100 миллиардов рублей.
В России в 2010 году приватизированы только 10 % от запланированных к продаже активов. Однако план по финансовым показателям был перевыполнен на 26 %. Вместо ожидаемых 18 миллиардов государство получило от продажи имущества 22,7 миллиарда рублей.
Из тысяч компаний, выставленных на продажу, покупатели нашлись только на 120 предприятий. Наибольшим спросом пользовались предприятия агропромышленного сектора, сферы услуг и издательского дела.
Крупнейшей стала сделка по продаже 13,1 процента акций «Росгосстраха» за 8,7 миллиарда рублей и государственных долей в «Мосметрострое» и «Научно-исследовательском тракторном институте НАТИ» за 7,6 и 1,3 миллиарда рублей соответственно.
Общий объем средств, которые государство планирует выручить в ближайшие годы за приватизацию своих активов, составляет 1,8 триллиона рублей. В ближайшее время планируется продать 7,6 процента акций Сбербанка.
В 2011-2013 годы планируется осуществить приватизацию находящихся в федеральной собственности акций таких крупнейших ОАО, как «Нефтяная компания «Роснефть» (25% минус 1 акция), «РусГидро» (7,97% минус 1 акция), Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (4,11% минус 1 акция), «Современный коммерческий флот» (50% минус 1 акция), Сбербанк России (7,58% минус 1 акция), Банк ВТБ (35,5% минус 1 акция), Объединенная зерновая компания (100% — до 2012 года), «Росагролизинг» (50% минус 1 акция — не ранее 2013 года), «Российские железные дороги» (25% минус 1 акция — не ранее 2013 года).
Национализация собственности
Как свидетельствует опыт мирового социально-экономического развития, приватизационные процессы периодически сменяются процессами национализации - обращение в государственную собственность имущества граждан или юридических лиц: полностью или частично, временно либо без установления временных ограничений.
Информация о работе Собственность в системе экономических отношений