Социальная политика и её основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть сущность социальной политики, ее основные направления, принципы проведения, опираясь не только на учебники и учебные пособия, где излагаются теоретические основы этого вопроса, но и на различную специализированную литературу (журналы, газеты, сборники), где приведены фактические данные по вопросу проведения социальной политики в различных странах. Это поможет понять, на сколько теория отличается от практики, а также какие государства добились наибольших успехов в проведении социальной политики. Также в данной работе, мне хотелось бы отметить, что предпринимается в нашей стране в области социальной политики, какие положительные моменты и какие имеются сложности.






КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «Социальная политика и её основные направления»







Преподаватель: доцент Джамбулова Ш. Ж.
Выполнила: Редкозубова Инна Анатольевна
Специальность: ФНО менеджмент организации
3 поток 3 группа личное дело № 10ММД46038


Омск – 2011 г

Ведение--------------------------------------------------------------------------------------------------3
1. Сущность и основные направления социальной политики. 5
2. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Социальная защита населения 13
3. Главные характеристики социальной политики в России в прошедшем и текущем годах. 20
Заключение 26
Контрольно тестовые задания 27
Список литературы 28










Введение
В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах мира вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.

В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть сущность социальной политики, ее основные направления, принципы проведения, опираясь не только на учебники и учебные пособия, где излагаются теоретические основы этого вопроса, но и на различную специализированную литературу (журналы, газеты, сборники), где приведены фактические данные по вопросу проведения социальной политики в различных странах. Это поможет понять, на сколько теория отличается от практики, а также какие государства добились наибольших успехов в проведении социальной политики. Также в данной работе, мне хотелось бы отметить, что предпринимается в нашей стране в области социальной политики, какие положительные моменты и какие имеются сложности.














1. Сущность и основные направления социальной политики.
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.
Политика - это:
- отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения упрочнения вл

Файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

   В настоящее время государственная пенсионная система России переживает кризис, который был вызван резким скачком цен в 1992 г., не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсии.

   Социальная политика применительно к рынку труда связана прежде всего с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы.

   Социальная политика в области оплаты труда реализуется дифференцированно. В отношении работников неквалифицированного труда фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

   В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранения его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

   Политика обеспечения необходимых жилищных условий проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативный вариант: государство в состоянии поощрять жилищное строительство. Например, территориальные органы власти создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их внаем семьям с низкими доходами, используется жилье, построенное частными строительными кооперативами. Государство иногда бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение.

   Системное использование государственных методов регулирования доходов населения в переходной экономике включает регулирование заработной платы, налогообложение, индексацию доходов и трансфертные платежи.

   Государственное воздействие на заработную плату осуществляется через установление минимального размера оплаты труда. В сфере частного предпринимательства действуют двусторонние (трехсторонние) специальные соглашения между работниками и работодателями (и государством), получившие название социального партнерства.

   Следующим, не менее важным инструментом государственного регулирования доходов населения является их прогрессивное налогообложение. Налогообложение — косвенный метод государственного регулирования.

   Под налоговым регулированием понимается изъятие государством части доходов населения в полное свое распоряжение по установленным ставкам в целях обеспечения общегосударственных нужд.

   Еще одним инструментом государственного регулирования доходов населения является их индексация.

   Под индексацией доходов населения понимается государственный механизм, необходимый для реализации рыночных закономерностей распределения произведенного общественного дохода в условиях роста инфляции с целью приспособления денежных доходов населения к росту потребительских цен и поддержания его покупательной способности. Индексация доходов как инструмент регулирования призвана компенсировать потерю доходов в результате роста цен.

   Использование механизма индексации предполагает, что основные его элементы (выбор индекса, формы и периодичность корректировки) рассчитываются заранее, с учетом экономических возможностей общества и государства.

   Индексация осуществляется как за счет государственного бюджета, так и за счет внебюджетных фондов.

   В современных условиях рынка средством государственного регулирования доходов населения могут также выступать трансферты. Трансферт — это безвозмездная передача части дохода или имущества. Значение социальных трансфертов в мировой практике специалистами оценивается неоднозначно. Так, в 60-70-е гг. XX в. рост трансфертных платежей расценивался как положительное явление и характеризовал возрастание роли государства в регулировании доходов населения. Сегодня все отчетливее проявляет себя тенденция снижения регулирующей роли трансфертов. Более того, ряд иностранных экономистов считают, что увеличение трансфертных выплат наносит вред населению, так как является "наркотиком", который подрывает жизненные силы.

   В настоящее время центр тяжести в социальной политике западных стран перемещается от так называемых пассивных трансфертов (прямых денежных выплат) к активным, связанным с расходами государства на образование, науку, здравоохранение, с инвестициями в человеческий капитал.

    Итак, по сути говоря, смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономическая эффективность  и социальная справедливость. Социальная защита населения

 

    Социальная  политика государства, выступающая  как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране [2, с. 35].

    Однако   социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

    Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны.

    Социальная защищенность

    Существуют различные подходы к определению самого понятия "социальная защита". Иногда в него включают все, что касается социальных условий человека, — здоровую окружающую среду, заботу о детях, решение жилищных и транспортных проблем. Этот подход нашел воплощение в 70-х гг. XX в. с появлением понятия "качество жизни". К сожалению, этот подход не стал общепринятым, и в основном социальную защиту понимают весьма узко, сводя ее к пенсионному обеспечению, заботе о неработающих людях. На основе такого подхода недавно строилась социальная политика нашей страны.

    Но еще раньше, с конца 40-х — начала 50-х гг. прошлого столетия, официальной доктриной правительств многих стран становится концепция "государства благосостояния" (Welfare state), которая провозгласила необходимость широких мер социальной защиты для бедных. Но можно сказать, что политика социальной поддержки начала проводиться в странах Запада значительно раньше мероприятий Welfare State: еще в конце XIX — начале XX в. осуществлялись социальные реформы Бисмарка в Германии, Дизраэли в Великобритании, "Новый курс" Рузвельта в США. Государство провозглашалось ответственным задержание минимального жизненного стандарта граждан страны.

    Программы "государства благосостояния" включают в себя как программы социального страхования, относящиеся ко всем слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособия по безработице; дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах "государства благосостояния" отводится трансфертам.

    В 1955 г. вступила к силу Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, где впервые был употреблен термин "социальная защита", которая включает в себя девять основных видов: медицинское обслуживание, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по инвалидности, пособия в связи с потерей кормильца, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. На основе Конвенции в каждой стране сложилась своя система социальных гарантий.

    Необходимо четко определить понятия "социальная защищенность" и "социальные гарантии".

    Социальная защищенность — это система мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно-нормального материального и социального положения граждан. Социальные гарантии — это обязательства общества перед своими членами по определенному удовлетворению ряда их необходимых потребностей. Социальная защищенность — понятие более широкое, чем социальная гарантия, так как включает в себя не только твердые обязательства, но и меры содействия, например разработку программы помощи пострадавшим от природных и промышленных катастроф нельзя упрощенно сводить к социальной гарантии. К сожалению, гарантированности в них обычно не очень много, но, безусловно, проявление социальной защищенности здесь налицо.

    С позиции справедливости граждане нуждаются в общественной защите не только в смысле охраны их интересов от давления и посягательств со стороны других лиц и социальных слоев, но и в защите от непроизвольно, объективно складывающихся неблагоприятных, ущербных для их благосостояния условий. Если, например, естественное заболевание лишает человека трудоспособности, то чьего-то злого умысла нет, но социальная защита необходима.

    Социальная защищенность и социальные гарантии ни в коей мере не должны вести к подрыву материальной заинтересованности в повышении эффективности труда, к уравнительности, "снимать" дифференциацию в доходах, объективно обусловленную различиями в труде. Социальная защищенность и социальные гарантии должны способствовать ускорению развития общества, а не тормозить его, провоцируя иждивенческое ожидание благ.

    Социальная политика находится в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием и экономическим ростом в обществе.

    На  грани полного разрушения находятся  практически все отрасли социальной сферы - образование, здравоохранение, культура, общественный транспорт и др. Их хроническое недофинансирование, крайне низкий уровень заработной платы, материально-техническая необеспеченность привели к развалу многих предприятий и систем жизнеобеспечения, оттоку квалифицированных кадров. Значительно уменьшилась доступность социальных услуг для основной массы населения в результате резкого расширения их платности.

    Не  меньшую опасность для России заключает в себе угроза депопуляции  в связи с ухудшением всех демографических  показателей - рождаемости, смертности, естественного прироста, ожидаемой продолжительности жизни. Так, например прогнозируемой уровень смертности на 2007г. (15,8-16,3 человек на 1000 граждан страны) в несколько раз выше соответствующих показателей развитых стран. В основе этих негативных процессов, сопровождаемых снижением репродуктивного потенциала, ухудшением генофонда, лежат не столько чисто демографические закономерности, сколько социально-экономические факторы. Однако, следует отметить, что сейчас уделяется большое внимание проблеме рождаемости. Вследствие низкого уровня доходов работающего населения рождение ребенка резко повышает вероятность падения среднедушевого дохода семьи ниже прожиточного минимума (достаточно констатировать, что большинство российских семей с двумя и более детьми находятся именно в таком положении). Поэтому для гарантирования от бедности; семей, с имеющий детей, величина детских пособий должна, думается; устанавливаться на уровне: прожиточного минимума для ребенка, причем не только на полтора года, но и на весь период до его совершеннолетия. В октябре 2006 года был принят закон о выплате 250 тыс.руб. за рождение второго ребенка. Однако существует много негативных точек зрения на принятый законопроект. Его противники считают, что это «очередная схема высокоприбыльного бизнеса на ниве «социалки», закамуфлированная под заботу государства о расширенном воспроизводстве народонаселения.» [4, с.16] И в сущности они правы. В самом деле, почему 250 тыс. руб. за второго ребенка должны начисляться матерям на их счета не, скажем, в Сбербанке, а именно в Пенсионном фонде и находиться («прокручиваться»?) там три года, через которые только и можно будет сделать выбор относительно применения «материнского капитала»? Почему этот выбор исключает использование последнего, например, на крайне необходимое лечение ребенка (в том числе операционное), а допускает лишь три варианта, связанные с ипотечным строительством, оплатой учебы «чада» или (если то и другое отвергнуты) с переводом денег в накопительную часть пенсии матери? Третий вариант фактически означает исчезновение «материнского капитала», конечно, для его владельца, но не для Пенсионного фонда! Второй вариант -- нахождение денег в этом фонде до поступления ребенка в вуз (т.е. в течение почти" полутора десятка лет!). Первый же вариант либо вообще невозможен (ипотечные кредиты выдают только «достаточно платежеспособным» просителям, а средняя зарплата, как уже отмечалось, проектируется на «смешном» уровне), либо чреват долговой кабалой (нынешние цены на жилье и проценты «годовых» по долгосрочным кредитам известны). Чтобы действительно повысить рождаемость, нужны не подобные издевательские схемы, а нормальная государственная социальная политика, прежде всего, стоит повторить, -- в области доходов, в настоящее время вполне возможная. [4,с. 16]

Информация о работе Социальная политика и её основные направления