Социальная политика и её основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть сущность социальной политики, ее основные направления, принципы проведения, опираясь не только на учебники и учебные пособия, где излагаются теоретические основы этого вопроса, но и на различную специализированную литературу (журналы, газеты, сборники), где приведены фактические данные по вопросу проведения социальной политики в различных странах. Это поможет понять, на сколько теория отличается от практики, а также какие государства добились наибольших успехов в проведении социальной политики. Также в данной работе, мне хотелось бы отметить, что предпринимается в нашей стране в области социальной политики, какие положительные моменты и какие имеются сложности.






КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «Социальная политика и её основные направления»







Преподаватель: доцент Джамбулова Ш. Ж.
Выполнила: Редкозубова Инна Анатольевна
Специальность: ФНО менеджмент организации
3 поток 3 группа личное дело № 10ММД46038


Омск – 2011 г

Ведение--------------------------------------------------------------------------------------------------3
1. Сущность и основные направления социальной политики. 5
2. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Социальная защита населения 13
3. Главные характеристики социальной политики в России в прошедшем и текущем годах. 20
Заключение 26
Контрольно тестовые задания 27
Список литературы 28










Введение
В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах мира вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.

В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть сущность социальной политики, ее основные направления, принципы проведения, опираясь не только на учебники и учебные пособия, где излагаются теоретические основы этого вопроса, но и на различную специализированную литературу (журналы, газеты, сборники), где приведены фактические данные по вопросу проведения социальной политики в различных странах. Это поможет понять, на сколько теория отличается от практики, а также какие государства добились наибольших успехов в проведении социальной политики. Также в данной работе, мне хотелось бы отметить, что предпринимается в нашей стране в области социальной политики, какие положительные моменты и какие имеются сложности.














1. Сущность и основные направления социальной политики.
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.
Политика - это:
- отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения упрочнения вл

Файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

    Так же вызывает много споров ситуация вокруг монетаризации льгот (замену денежными выплатами). События вокруг монетаризации льгот сделали очевидными, с одной стороны, несостоятельность общественного запроса на сильную социальную политику, с другой - отсутствие тривиального ответа на этот запрос.[14, с.52] Почти 50% льготников, обеспечивавшихся из федерального бюджета (11,8 млн. из 25,4 млн.чел) «сброшены» на региональный уровень. В результате большая часть (до двух третей) всех льготировавшихся теперь находятся в сфере социальных обязательств регионов. Однако большинство регионов имеют остродефицитные бюджеты, а значит, им будет трудно (а скорее, невозможно) обеспечить нормальный уровень жизни «льготников». Поэтому действительная рыночная альтернатива натуральному льготированию - не подачки в виде априори эквивалентных денежных компенсаций и мизерных добавок к пенсиям, а резкое (достойного, объективно необходимого уровня) повышение заработной платы и на этой основе - страховых выплат. [6, с.15-17]

    В целом же написано множество программ, направленных на улучшение состояния России в социальной сфере. Составлен план действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2007 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы). В него вошли разработка нормативных правовых актов по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования; здравоохранения; подготовка нормативных правовых актов по реализации приоритетного национального проекта в сфере обеспечения населения жильем и т.д.[ 13]Будет ли реализован данный план и каковы будут его итоги мы сможем судить лишь через определенный промежуток времени.

    Теперь  кратко опишем ситуацию в Ульяновской  области, пользуясь данными таблиц, представленных в приложениях данной курсовой работы.

    Денежные  доходы населения в январе 2007г. составили 6089,8 млн. руб., что на 35,6% больше, чем  в январе 2006г. В январе 2007 года денежные доходы на душу населения составляли 4325,2 руб. и выросли по сравнению с январем 2006г. на 35,6% (на 1136 руб.). Из общего объема денежных доходов население израсходовало 86% на покупку товаров и оплату услуг, оплату обязательных платежей и взносов - 8%, покупку валюты -3%.

    Реальные  располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе 2007г. по сравнению с январем 2006г. по предварительной оценке увеличились на 24%. Начисленная средняя заработная плата работающих на предприятиях и в организациях области в 2006г. составила 6492,3 руб. и увеличилась по сравнению с 2005г. на 25,7%. Реальная заработная плата в 2006г. возросла по сравнению с 2005г. на 13,7%. Задолженность по заработной плате по состоянию на 1 февраля 2007г. составила 40,1 млн. руб. и уменьшилась по отношению к 1 февраля 2006г. на 15 млн. руб., или на 27,2 %. Численность экономически активного населения (ЭАН) на 1 февраля 2007 года составила 694,2 тыс. человек, в их числе 655,5 тыс. чел., или 94 % экономически активного населения были заняты в экономике и 38,7 тыс. чел. (5,6%) занимались поиском работы. В органах государственной службы занятости зарегистрировано в качестве безработных 9,1 тыс. человек или 1,3 % экономически активного населения. Приоритетными национальными проектами (ПНП) являются: ПНП «Здоровье», ПНП «Образование», ПНП «Развитие АПК» и ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Главные характеристики  социальной политики  в России в прошедшем и текущем годах.

 

    Период 2000-2008 гг. в экономической истории России, как отмечают многие ученые и специалисты, следует считать периодом неиспользованных возможностей, хотя Правительством РФ ежегодные итоги, и даже за 2008 г., обозначившего вступление в кризис внутреннего спроса, оценивались положительно.

   Так, остаются актуальными названные при оценке итогов 2000 г. (одного из лучших за последние девять лет) системные по сути проблемы: снижение темпов экономического роста, низкий уровень капитализации российских компаний, отток капитала за рубеж, отсутствие нормального кредитования промышленности. Справедливо подчеркивалось, что страна живет в рентной, а не производительной экономике; основные доходы извлекаются за счет экспорта нефти, газа, металлов, другого сырья; получаемые доходы от экспорта либо проедаются, либо питают отток капитала, либо в лучшем случае инвестируются в тот же сырьевой сектор. При этом инвестиции в сырьевой сектор крайне незначительны, поскольку за 2000-2008 гг. при положительном сальдо торгового баланса суммарно около 900 млрд. долл. инвестиции в основной капитал топливно-энергетического комплекса (добычу и переработку) составили только около 140 млрд. долл.

   Следует также обратить внимание, что и в 2008 г. нет кардинальных сдвигов к тому, чтобы страна стала жить на базе производительной, а не рентной экономики. В составе федерального бюджета так называемые нефтегазовые доходы (НДПИ, таможенные пошлины и платежи при использовании природных ресурсов) достигали более 45%, увеличившись с 2000 г. почти в 2 раза.

   Нет также ощутимых успехов в деле интеграции России в мировые экономические союзы, включая СНГ. Интеграция, как известно, это объективная необходимость, но она предполагает проведение эффективной экономической политики, подчиненной развитию высоких технологий и наукоемких секторов.

   За годы же проводимых «реформ» по указанным направлениям (кстати, провозглашенным на начальной их стадии), к сожалению, не достигнуто заметных сдвигов, а к структурным и организационным реформам, по сути, даже не приступили.

    Данные о темпах прироста основных показателей экономического и социального развития России в процентах к предыдущему году, а также к уровню 1990 и 1999 гг. постоянно приводятся в официальных докладах в качестве иллюстрации успехов (см. таблицу). К сожалению, такой подход нельзя признать оправданным и тем более он не может служить в пользу выводов об обоснованности проводимого до сих пор Правительством РФ курса на дальнейшую либерализацию монетаристской в сущности системы регулирования. На практике это, как справедливо отмечается в научных исследованиях, курс на рост без развития.

     По поводу приведенных в таблице данных следует отметить следующее.

   Во-первых, при таких «высоких» темпах за девятилетие (рост промышленного и сельскохозяйственного производства соответственно в 1,6 и 1,5 раза, инвестиций - в 3 раза, реальных доходов - в 2,5 раза) в 2008 г. к уровню 1990 г. обьем промышленного производства составил лишь 82,4%, продукции сельского хозяйства - 85,5%, инвестиций в основной капитал - 66,7%, реальных доходов населения - 82,1%. Стало быть, все еще не решена даже задача восстановительного роста.  

     Во-вторых, усилилась дифференциация доходов. Разрыв в уровне доходов между 10% бедных групп населения и 10% богатых достигает 15 раз (по некоторым данным - в 20 раз), в то время как в 1991 г. он составлял 4,5 раза. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума ежегодно сокращалась, но все еще существенна - около 19 млн. человек. 
 

Динамика основных показателей экономического и социального развития России

                (в % к предыдущему году)

  2000г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. в % к
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1990 г. 1999 г.
Валовой    внутренний                      
продукт 10,0 5,1 4,7 7,3 7,2 6,4 7,4 8,1 6,0 109,5 182,1
Промышленное                      
производство 8,7 2,9 3,1 8,9 8,0 5,1 6,3 6,3 2,0 82,4 163,5
Продукция сельского                      
хозяйства 7,7 7,5 1,5 1,3 3,0 2,3 3,6 3,3 10,0 85,5 147,5
Инвестиции   в  основной                      
капитал 17,4 10,0 2,8 12,5 13,7 10,9 16,7 21,1 13,4 66,7 301,8
Реальные   доходы                      
населения 12,0 8,7 11,1 15,0 10,4 12,4 13,5 10,7 4,0 82,1 252,2
Цена    нефти    на мировом                      
рынке ($ за баррель) 30-32 24,5 25,0 28,6 36,0 52,0 65,0 65,5 94,6 661,5 462,4
Оборот роничной торговли 9,0 11,0 9,3 8,8 13,3 12,8 14,1 15,9 13,6 240,2 276,1
Доля импорта в товарных ресурсах внутреннего рынка 40,0 41,0 41,0 43,0 43,0 45,0 46,0 47,0 47,0 333,1 114,9
Индекс потреби                      
тельских цен (декабрь к декабрю 20,2 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9 9,0 11,9 13,4 - -
Валютный курс, руб.за $ 28,2 30,1 31,8 29,4 27,8 28,8 26,3 24,6 24,9   94,8
 

  Последний показатель приводится в качестве положительных сдвигов в социальной политике, хотя на самом деле он таковым не является. Его легко свести до нуля, но бедность при этом не уменьшится. В зарубежной практике, как известно, применяется показатель относительной бедности - к бедным группам населения относятся люди с доходом ниже 60% среднедушевого дохода в стране. Если брать такой показатель, а он более строгий, то в состав бедных попадает около половины населения нашей страны. Причем относительная бедность заметнее в более «богатых» регионах. В Москве, например, относительная бедность составляет 57%, при традиционном показателе - 13%.

   Исследования Института социально-экономических проблем народонаселения РАН убедительно свидетельствуют, что сложившийся в России уровень социального неравенства сдерживает экономическое развитие, способствует высокой смертности и снижению рождаемости.

  Произошли существенные структурные изменения в составе численности занятых в экономике по видам экономической деятельности. В материальном производстве (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве) и в научной сфере за годы реформ она существенно сократилась, но одновременно резко возросла в торговле, финансах и управлении - в 2,4 раза.

  Практические действия правительства, сосредоточенные на ослаблении государства в сфере управления экономической и социальной сферой, носили характер всеобщего перманентного реформирования ради реформирования. Наряду с либерализацией управления энергетическим, транспортным комплексами и жилищно-коммунальным хозяйством одновременно проводилось реформирование бюджетных отношений и местного самоуправления, налоговой, пенсионной, банковской и страховой систем; проводились и проводятся реформы армии, судебных органов, государственной службы, образования, валютного режима, страхования банковских вкладов населения; преследовалось ускорение вступления в ВТО и др.

   С сокращением налоговых поступлений в бюджет в размере 1% ВВП (150 млрд. руб.), проведенного в 2004 г., предполагалось, что отдача от реформирования (по расчетам Минфина) последует через два-три года. Но результатов не видно до сих пор. Снижение с 1 января 2005 г. ставок ЕСН потребовало увеличения бюджетного финансирования Пенсионного фонда ежегодно до 300 млрд. руб. Таким образом, уменьшение доходной части бюджета и внебюджетных фондов, как видно, лишь осложняет решение государством задач финансирования его повседневных нужд и социальных мероприятий .

  Нынешний кризис ликвидности банковской системы - результат предсказуемый. В основе его несостоятельность финансово-кредитной политики, оторвавшейся от реального сектора экономики. Из-за неработоспособной и угнетенной промышленности у банковской системы нет долгосрочной базы в виде длительных депозитов и сбережений, остатков на счетах. Отсюда ограниченность внутри-российских источников долгосрочного банковского кредитования. Кроме того, банковская система, будучи частной, ориентирована на валютно-спекулятивные и монетарные операции. Банки лишь посредничают при изъятии из экономического оборота и выведении за рубеж огромной массы финансовых ресурсов вместо того чтобы кредитовать наращивание отечественного производства.

  Под влиянием мирового финансового кризиса, оттока зарубежного капитала (он обозначился с начала 2008 г.) и фактического закрытия кредитных рынков банковская система России оказалась без инструментов рефинансирования задолженности, а обслуживание в 2008 г. внешнего долга определялось в размере минимум 50 млрд. долл.

  В нынешней российской ситуации неперспективен упор на частный сектор в силу его экономической слабости и незаинтересованности в долгосрочных инвестициях, а также и слабости финансово-кредитных институтов. Развитие же высокотехнологического сектора экономики по определению невозможно ни на частной основе, ни при ориентации на зарубежных инвесторов. В этой связи особое значение приобретает политика государства в области укрепления государственных финансов и кредитно-денежных институтов, национализация базовых отраслей промышленности и формирование на этой основе интегрированных корпораций, введение государственной монополии на внешнюю торговлю сырьевыми ресурсами и валютные операции.

  Нынешний кризис мировой финансовой системы еще раз убеждает в необходимости повышения регулирующей роли государства в социально-экономическом процессе. И антикризисные меры правительства должны проводиться в рамках, способствующих этим переменам.

   Прежде всего, меры должны быть сосредоточены не на спасении спекулятивного сектора (извлекая уроки дефолта 1998 г.), а на укреплении и развитии реального сектора экономики; укреплении отечественной валюты; на предотвращении утечки капитала и концентрации финансовых ресурсов, направляемых на развитие отечественного производства, и в первую очередь высокотехнологического сектора и науки; на возрождении и укреплении в сфере обращения потребительской кооперации по торгово-бытовому обслуживанию села, обеспечению закупок, переработки и сбыта сельскохозяйственных продуктов, а также, что особенно важно, оптовой торговли с тем, чтобы организовать цивилизованную куплю-продажу товаров на всероссийской оптовой ярмарке-выставке по схеме «производитель - оптовое звено - покупатель» с проведением котировок цен, избавившись таким образом от многотысячных перекупщиков-посредников, создавших «тромб» в торгово-проводящей сети и повышающих цены в 3-5 раз: столь громадна разница между оптово-отпускной и розничной ценой. 

Информация о работе Социальная политика и её основные направления