Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:50, курсовая работа
В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть сущность социальной политики, ее основные направления, принципы проведения, опираясь не только на учебники и учебные пособия, где излагаются теоретические основы этого вопроса, но и на различную специализированную литературу (журналы, газеты, сборники), где приведены фактические данные по вопросу проведения социальной политики в различных странах. Это поможет понять, на сколько теория отличается от практики, а также какие государства добились наибольших успехов в проведении социальной политики. Также в данной работе, мне хотелось бы отметить, что предпринимается в нашей стране в области социальной политики, какие положительные моменты и какие имеются сложности.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «Социальная политика и её основные направления»
Преподаватель: доцент Джамбулова Ш. Ж.
Выполнила: Редкозубова Инна Анатольевна
Специальность: ФНО менеджмент организации
3 поток 3 группа личное дело № 10ММД46038
Омск – 2011 г
Ведение--------------------------------------------------------------------------------------------------3
1. Сущность и основные направления социальной политики. 5
2. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Социальная защита населения 13
3. Главные характеристики социальной политики в России в прошедшем и текущем годах. 20
Заключение 26
Контрольно тестовые задания 27
Список литературы 28
Введение
В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах мира вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.
В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть сущность социальной политики, ее основные направления, принципы проведения, опираясь не только на учебники и учебные пособия, где излагаются теоретические основы этого вопроса, но и на различную специализированную литературу (журналы, газеты, сборники), где приведены фактические данные по вопросу проведения социальной политики в различных странах. Это поможет понять, на сколько теория отличается от практики, а также какие государства добились наибольших успехов в проведении социальной политики. Также в данной работе, мне хотелось бы отметить, что предпринимается в нашей стране в области социальной политики, какие положительные моменты и какие имеются сложности.
1. Сущность и основные направления социальной политики.
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Прежде, чем охарактеризовать социальную политику, необходимо вообще сказать о том, что такое политика.
Политика - это:
- отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения упрочнения вл
Так же вызывает много споров ситуация вокруг монетаризации льгот (замену денежными выплатами). События вокруг монетаризации льгот сделали очевидными, с одной стороны, несостоятельность общественного запроса на сильную социальную политику, с другой - отсутствие тривиального ответа на этот запрос.[14, с.52] Почти 50% льготников, обеспечивавшихся из федерального бюджета (11,8 млн. из 25,4 млн.чел) «сброшены» на региональный уровень. В результате большая часть (до двух третей) всех льготировавшихся теперь находятся в сфере социальных обязательств регионов. Однако большинство регионов имеют остродефицитные бюджеты, а значит, им будет трудно (а скорее, невозможно) обеспечить нормальный уровень жизни «льготников». Поэтому действительная рыночная альтернатива натуральному льготированию - не подачки в виде априори эквивалентных денежных компенсаций и мизерных добавок к пенсиям, а резкое (достойного, объективно необходимого уровня) повышение заработной платы и на этой основе - страховых выплат. [6, с.15-17]
В целом же написано множество программ, направленных на улучшение состояния России в социальной сфере. Составлен план действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2007 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы). В него вошли разработка нормативных правовых актов по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования; здравоохранения; подготовка нормативных правовых актов по реализации приоритетного национального проекта в сфере обеспечения населения жильем и т.д.[ 13]Будет ли реализован данный план и каковы будут его итоги мы сможем судить лишь через определенный промежуток времени.
Теперь кратко опишем ситуацию в Ульяновской области, пользуясь данными таблиц, представленных в приложениях данной курсовой работы.
Денежные доходы населения в январе 2007г. составили 6089,8 млн. руб., что на 35,6% больше, чем в январе 2006г. В январе 2007 года денежные доходы на душу населения составляли 4325,2 руб. и выросли по сравнению с январем 2006г. на 35,6% (на 1136 руб.). Из общего объема денежных доходов население израсходовало 86% на покупку товаров и оплату услуг, оплату обязательных платежей и взносов - 8%, покупку валюты -3%.
Реальные
располагаемые денежные доходы (доходы
за вычетом обязательных платежей,
скорректированные на индекс потребительских
цен) в январе 2007г. по сравнению с январем
2006г. по предварительной оценке увеличились
на 24%. Начисленная средняя заработная
плата работающих на предприятиях и в
организациях области в 2006г. составила
6492,3 руб. и увеличилась по сравнению с
2005г. на 25,7%. Реальная заработная плата
в 2006г. возросла по сравнению с 2005г. на
13,7%. Задолженность по заработной плате
по состоянию на 1 февраля 2007г. составила
40,1 млн. руб. и уменьшилась по отношению
к 1 февраля 2006г. на 15 млн. руб., или на 27,2
%. Численность экономически активного
населения (ЭАН) на 1 февраля 2007 года составила
694,2 тыс. человек, в их числе 655,5 тыс. чел.,
или 94 % экономически активного населения
были заняты в экономике и 38,7 тыс. чел.
(5,6%) занимались поиском работы. В органах
государственной службы занятости зарегистрировано
в качестве безработных 9,1 тыс. человек
или 1,3 % экономически активного населения.
Приоритетными национальными проектами
(ПНП) являются: ПНП «Здоровье», ПНП «Образование»,
ПНП «Развитие АПК» и ПНП «Доступное и
комфортное жилье - гражданам России».
Период 2000-2008 гг. в экономической истории России, как отмечают многие ученые и специалисты, следует считать периодом неиспользованных возможностей, хотя Правительством РФ ежегодные итоги, и даже за 2008 г., обозначившего вступление в кризис внутреннего спроса, оценивались положительно.
Так, остаются актуальными названные при оценке итогов 2000 г. (одного из лучших за последние девять лет) системные по сути проблемы: снижение темпов экономического роста, низкий уровень капитализации российских компаний, отток капитала за рубеж, отсутствие нормального кредитования промышленности. Справедливо подчеркивалось, что страна живет в рентной, а не производительной экономике; основные доходы извлекаются за счет экспорта нефти, газа, металлов, другого сырья; получаемые доходы от экспорта либо проедаются, либо питают отток капитала, либо в лучшем случае инвестируются в тот же сырьевой сектор. При этом инвестиции в сырьевой сектор крайне незначительны, поскольку за 2000-2008 гг. при положительном сальдо торгового баланса суммарно около 900 млрд. долл. инвестиции в основной капитал топливно-энергетического комплекса (добычу и переработку) составили только около 140 млрд. долл.
Следует также обратить внимание, что и в 2008 г. нет кардинальных сдвигов к тому, чтобы страна стала жить на базе производительной, а не рентной экономики. В составе федерального бюджета так называемые нефтегазовые доходы (НДПИ, таможенные пошлины и платежи при использовании природных ресурсов) достигали более 45%, увеличившись с 2000 г. почти в 2 раза.
Нет также ощутимых успехов в деле интеграции России в мировые экономические союзы, включая СНГ. Интеграция, как известно, это объективная необходимость, но она предполагает проведение эффективной экономической политики, подчиненной развитию высоких технологий и наукоемких секторов.
За годы же проводимых «реформ» по указанным направлениям (кстати, провозглашенным на начальной их стадии), к сожалению, не достигнуто заметных сдвигов, а к структурным и организационным реформам, по сути, даже не приступили.
Данные о темпах прироста основных показателей экономического и социального развития России в процентах к предыдущему году, а также к уровню 1990 и 1999 гг. постоянно приводятся в официальных докладах в качестве иллюстрации успехов (см. таблицу). К сожалению, такой подход нельзя признать оправданным и тем более он не может служить в пользу выводов об обоснованности проводимого до сих пор Правительством РФ курса на дальнейшую либерализацию монетаристской в сущности системы регулирования. На практике это, как справедливо отмечается в научных исследованиях, курс на рост без развития.
По поводу приведенных в таблице данных следует отметить следующее.
Во-первых, при таких «высоких» темпах за девятилетие (рост промышленного и сельскохозяйственного производства соответственно в 1,6 и 1,5 раза, инвестиций - в 3 раза, реальных доходов - в 2,5 раза) в 2008 г. к уровню 1990 г. обьем промышленного производства составил лишь 82,4%, продукции сельского хозяйства - 85,5%, инвестиций в основной капитал - 66,7%, реальных доходов населения - 82,1%. Стало быть, все еще не решена даже задача восстановительного роста.
Во-вторых, усилилась
дифференциация доходов. Разрыв в уровне
доходов между 10% бедных групп населения
и 10% богатых достигает 15 раз (по некоторым
данным - в 20 раз), в то время как в 1991 г.
он составлял 4,5 раза. Численность населения
с доходами ниже прожиточного минимума
ежегодно сокращалась, но все еще существенна
- около 19 млн. человек.
Динамика основных показателей экономического и социального развития России
(в % к предыдущему году)
|
Последний показатель приводится в качестве положительных сдвигов в социальной политике, хотя на самом деле он таковым не является. Его легко свести до нуля, но бедность при этом не уменьшится. В зарубежной практике, как известно, применяется показатель относительной бедности - к бедным группам населения относятся люди с доходом ниже 60% среднедушевого дохода в стране. Если брать такой показатель, а он более строгий, то в состав бедных попадает около половины населения нашей страны. Причем относительная бедность заметнее в более «богатых» регионах. В Москве, например, относительная бедность составляет 57%, при традиционном показателе - 13%.
Исследования Института социально-экономических проблем народонаселения РАН убедительно свидетельствуют, что сложившийся в России уровень социального неравенства сдерживает экономическое развитие, способствует высокой смертности и снижению рождаемости.
Произошли существенные структурные изменения в составе численности занятых в экономике по видам экономической деятельности. В материальном производстве (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве) и в научной сфере за годы реформ она существенно сократилась, но одновременно резко возросла в торговле, финансах и управлении - в 2,4 раза.
Практические действия правительства, сосредоточенные на ослаблении государства в сфере управления экономической и социальной сферой, носили характер всеобщего перманентного реформирования ради реформирования. Наряду с либерализацией управления энергетическим, транспортным комплексами и жилищно-коммунальным хозяйством одновременно проводилось реформирование бюджетных отношений и местного самоуправления, налоговой, пенсионной, банковской и страховой систем; проводились и проводятся реформы армии, судебных органов, государственной службы, образования, валютного режима, страхования банковских вкладов населения; преследовалось ускорение вступления в ВТО и др.
С сокращением налоговых поступлений в бюджет в размере 1% ВВП (150 млрд. руб.), проведенного в 2004 г., предполагалось, что отдача от реформирования (по расчетам Минфина) последует через два-три года. Но результатов не видно до сих пор. Снижение с 1 января 2005 г. ставок ЕСН потребовало увеличения бюджетного финансирования Пенсионного фонда ежегодно до 300 млрд. руб. Таким образом, уменьшение доходной части бюджета и внебюджетных фондов, как видно, лишь осложняет решение государством задач финансирования его повседневных нужд и социальных мероприятий .
Нынешний кризис ликвидности банковской системы - результат предсказуемый. В основе его несостоятельность финансово-кредитной политики, оторвавшейся от реального сектора экономики. Из-за неработоспособной и угнетенной промышленности у банковской системы нет долгосрочной базы в виде длительных депозитов и сбережений, остатков на счетах. Отсюда ограниченность внутри-российских источников долгосрочного банковского кредитования. Кроме того, банковская система, будучи частной, ориентирована на валютно-спекулятивные и монетарные операции. Банки лишь посредничают при изъятии из экономического оборота и выведении за рубеж огромной массы финансовых ресурсов вместо того чтобы кредитовать наращивание отечественного производства.
Под влиянием мирового финансового кризиса, оттока зарубежного капитала (он обозначился с начала 2008 г.) и фактического закрытия кредитных рынков банковская система России оказалась без инструментов рефинансирования задолженности, а обслуживание в 2008 г. внешнего долга определялось в размере минимум 50 млрд. долл.
В нынешней российской ситуации неперспективен упор на частный сектор в силу его экономической слабости и незаинтересованности в долгосрочных инвестициях, а также и слабости финансово-кредитных институтов. Развитие же высокотехнологического сектора экономики по определению невозможно ни на частной основе, ни при ориентации на зарубежных инвесторов. В этой связи особое значение приобретает политика государства в области укрепления государственных финансов и кредитно-денежных институтов, национализация базовых отраслей промышленности и формирование на этой основе интегрированных корпораций, введение государственной монополии на внешнюю торговлю сырьевыми ресурсами и валютные операции.
Нынешний кризис мировой финансовой системы еще раз убеждает в необходимости повышения регулирующей роли государства в социально-экономическом процессе. И антикризисные меры правительства должны проводиться в рамках, способствующих этим переменам.
Прежде
всего, меры должны быть сосредоточены
не на спасении спекулятивного сектора
(извлекая уроки дефолта 1998 г.), а на укреплении
и развитии реального сектора экономики;
укреплении отечественной валюты; на предотвращении
утечки капитала и концентрации финансовых
ресурсов, направляемых на развитие отечественного
производства, и в первую очередь высокотехнологического
сектора и науки; на возрождении и укреплении
в сфере обращения потребительской кооперации
по торгово-бытовому обслуживанию села,
обеспечению закупок, переработки и сбыта
сельскохозяйственных продуктов, а также,
что особенно важно, оптовой торговли
с тем, чтобы организовать цивилизованную
куплю-продажу товаров на всероссийской
оптовой ярмарке-выставке по схеме «производитель
- оптовое звено - покупатель» с проведением
котировок цен, избавившись таким образом
от многотысячных перекупщиков-посредников,
создавших «тромб» в торгово-проводящей
сети и повышающих цены в 3-5 раз: столь
громадна разница между оптово-отпускной
и розничной ценой.
Информация о работе Социальная политика и её основные направления