Социальная политика нацилнального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Так как экономику принято считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, как экономика способна улучшить жизнь.

Содержание работы

Введение
1.Необходимость,сущность и основные направления социальной политики
2.Дилема социальной справедливости и экономической эффективности
3.важнейшие черты социальной политики в России в текущем и прошедшем годах
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовик).doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную  систему, представляются в виде:    

1) выплат по государственному страхованию;

2) банковских ссуд  на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

3) процентов по вкладам  в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

4) доходов от увеличения  стоимости акций, облигаций, выигрышей  и погашении по займам;

5) выигрышей по лотереям;

6) временно свободных средств,  образующихся в результате покупки товаров в кредит;

7) выплат различного  рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления  включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в  себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.       

 Обратимся к конкретным  примерам неравенства в распределении  доходов: какова пропасть между богатыми и бедными? Как измерить неравенство в распределении доходов?      

 Одним из наиболее  известных способов измерения  этого неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американскою экономиста и статистика Макса Лоренца. Кривая Лоренца отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. (Рис 1)

По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали - проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% от всего совокупного дохода общества, 40% населения — соответственно 40% дохода, 80% населения — 80% дохода и т.д. Следовательно, линия ОЕ показывает абсолютное равенство в распределении доходов.

Абсолютное  неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ — это линия абсолютного неравенства.

 

 

  

 

 

  

 

 

 Оценка  исполнения консолидированных  бюджетов субъектов  Российской Федерации  на 2010-2013 годы, сформированная на основе сценарных  условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров региональных бюджетов в ближайшие годы (таблица7.1).

 

Таблица 7.1

 

Оценка  исполнения консолидированных  бюджетов субъектов  Российской Федерации в 2010-2013 годах, млрд. рублей

 

Показатель        2010 год      Темп роста к 2009г. %        2011 год         Темп роста к 2010г.        2012 год      Темп роста к 2011г.%        2013 год           Темп роста к 2012г. %

                                                                                                                                 %

Доходы, всего                   5831,9 

 в том числе:

налоговые и неналоговые

доходы        

трансферты бюджетам

показатель

2010г

темп роста  к 2009г,%

2011год

темп роста  к 2010г,%

2012год

темп  роста к 2011г,%

2013 год

темп  роста к 2012г,%

доходы,всего 

5831,9

98

                                                                                       6157,7

                                            106

                                         6428,6

                                           104

6963,0

108

в том числе  налоговые и неналоговые  доходы

4665,0 

110

4965,2

106

5438,9

110

6024,5

111

трансферты бюджетам других уровней

1166,9 

79

1192,5

102

989,7

83

938,5

95

расходы,всего

6166,3 

99

6502,6

105

6725,4

103

7070,8

105

дефицит

 

-334,4

 

-344,9

 

-296,8

 

-107,8

 

 

 

В 2011 году поступление  налоговых и неналоговых  доходов в консолидированные  бюджеты субъектов  Российской Федерации  оценивается в  сумме 4965,2 млрд. рублей или с ростом на 6 % к оценке 2010 года, в 2012 году - в сумме 5438,9 млрд. рублей (с ростом на 10 %), в 2013 году - в сумме 6024,5 млрд. рублей (с ростом на 11 процентных пунктов).

 

Оценка объема расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации производилась на основе уточненных плановых назначений бюджетов субъектов Российской Федерации на 2010 год, с учетом увеличения в 2011 году страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов с 26,2% до 34,2%, предложений по индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в 2011 году темпами и в размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений, а также ежегодной индексации расходов на социальное обеспечение населения на уровень инфляции, на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждения - на индекс-дефлятор, сохранением прочих расходов на уровне 2010 года.

 

С учетом вышеуказанного, расходы консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации оцениваются в 2011 году в сумме

6 502,6 млрд. рублей  или с ростом  к оценке 2010 года  на 5%, в 2012 году - 6725,4 млрд. рублей (или  103%), в 2013 году - 7070,8 млрд. рублей (105 % к  уровню 2012 года).

 

Превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2011 году в сумме 344,9 млрд. рублей, в 2012 году - 296,8 млрд. рублей, в 2013 году -

107,8 млрд. рублей.

 

Источниками финансирования дефицитов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

 

Вместе с тем, несмотря на признаки восстановления экономики  и стабилизации собственной  доходной базы субъектов  Российской Федерации  и муниципальных  образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета, а финансовое положение в среднесрочной перспективе характеризуется рядом рисков, что требует пристального внимания со стороны Российской Федерации и предопределяет необходимость наличия инструментов для их предупреждения или сглаживания их негативных последствий.

Но почему вообще существует неравенство в доходах? Ведь в  демократических странах принято говорить о равенстве возможностей, которые должны обеспечиваться соответствующими институтами рыночной экономики. Отметим самые важнейшие факторы и причины неравенства.

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как  умственными, гак и физическими. При прочих равных условиях (эту  предпосылку нужно всегда иметь  в виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.

Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой  семье им родиться - потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна да разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет существенно различаться у названных нами субъектов.

В-третьих, различия в  образовательном уровне. Сама эта  причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.

 
В-четвертых, даже при равенстве  возможностей и одинаковых стартовых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногда называют “трудоголиками”. Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.

В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с  везением, случаем, неожиданным выигрышем  и т. п. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.

Таким образом, по крайней  мере, в силу названных причин равенство  экономических возможностей соблюдается  далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах.

По что такое бедность? Как определить ее уровень? Статистические службы, профсоюзы занимаются исчислением  уровня бедности. От этого будут  зависеть масштабы и направления  перераспределения доходов, построение налоговых систем, систем пенсионного обеспечения и т. п.

Бедность - это уровень  дохода, достаточный для тою, чтобы  поддерживать. прожиточный минимум. Бедные семьи обычно тратят 1/3 своего дохода на продукты питания. Увеличив эту величину в 3 раза, можно получить доход, необходимый для существования на уровне прожиточного минимума.1           

 Обратим внимание  на то, что прожиточный минимум  - это не физиологический минимум,  который можно определить как  уровень дохода необходимый для физического выживания. Прожиточный минимум, или черта бедности, говорит нам не о границе выживания, а о некоем минимальном уровне стандарта жизни. Разумеется, этот стандарт будет различным у разных стран и народов, и у одной и той же страны, но на разных исторических этапах ее развития.            

 Рассмотрим основные  направления и принципы социальной  политики. 

А) социальная политика в  широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие  все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

 

Б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области  социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых  людей и инвалидов) [9, с. 345 

 

 
 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дилема социальной справедливости и экономической эффективности

В связи с программой перераспределения доходов существует так называемая дилемма эффективности и справедливости. Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения. Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого “национального пирога”. Следовательно, сам способ распределения общественного богатства влияет на размер создаваемого совокупного продукта. Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Американский экономист Л.Оукен, назвал эту проблему “дырявым ведром” социальной помощи. Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата. Следовательно, часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб.

Эффект перераспределения  доходов неоднозначно оценивается  и сторонниками, и противниками государственного вмешательства в этот процесс. Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления справедливости и эффективности.

 

Поскольку требования справедливости ограничивают область максимизации экономической эффективности решений, существует проблема выбора между эффективностью и справедливостью.

Информация о работе Социальная политика нацилнального государства