- Если во всех странах с развитой
рыночной экономикой расширяется рынок труда путём
создания дополнительных рабочих мест,
за счет развития малого бизнеса, то в
России этого не происходит, что усложняет
борьбу с бедностью. По оценкам специалистов,
масштабы российской бедности колеблются
в размере 70%. Эта страшная цифра. Социологии проверили
опросы по самоощущению людей. И выявилось,
что в России действительно 70% людей позиционируют
себя как бедные. Пребывание в состоянии
бедности уже оказало сильное влияние
на экономическое поведение. Например,
бедность порождает теневую экономику
и придает ей высокую устойчивость тем,
что она выгодна и работникам, и работодателям.
Но теневая экономика в свою очередь воспроизводит
бедность, в результате чего замыкается
порочный круг. Тем не менее, если верить
статистике, бедных в России со временем
становится меньше. Если в 92-м, в первый
год экономических реформ, каждый третий
россиянин имел доходы ниже «черты бедности»,
в 2008 году - только каждый пятый [9]. Мамедов,
О.Ю. После нищеты и бедность кажется богатством!
/ О.Ю.Мамедов // Экономический вестник
Ростовского государственного университета.
- 2008. - №12. - С.5-7.
- Картину всеобщего «улучшения
жизни», правда, сильно подпортил мировой
экономический кризис, который вернул
за черту бедности 155 млн человек [9]. Мамедов,
О.Ю. После нищеты и бедность кажется богатством!
/ О.Ю.Мамедов // Экономический вестник
Ростовского государственного университета.
- 2008. - №12. - С.5-7.
- Всемирный банк утверждает,
что около 1,3 миллиона человек не смогут
покинуть категорию бедных из-за более
чем двукратного падения темпов роста
экономики в 2009 году. Доля россиян (по данным
ВЦИОМ) находящихся за чертой бедности,
за прошедший год увеличилась: если в феврале
2008 года к таковым себя относили 8% граждан,
то к концу марта 2009 года их уже 14%.
С
28 до 32% выросло число тех, кому денег хватает
только на продукты, средняя прослойка
(кому денег хватает на продукты и одежду,
но покупка вещей длительного пользования
является проблемой) сузилась с 46 до 39%.
Данные Росстата по уровню бедности опубликованы
только за третий квартал 2008 года, но по
оценкам, за весь прошлый год официальная
цифра может составить 14,5%, а к концу 2009
года вырасти до 16%. По альтернативным
оценкам, масштабы бедности по итогам
2008 года составляют 18% от всего населения
страны, но прогноз по итогам 2009 года сделать
пока сложно. Но на фоне потери работы,
сокращения доходов и роста цен число
малообеспеченных граждан может вырасти
до 20%, предупреждают эксперты [9]. Мамедов,
О.Ю. После нищеты и бедность кажется богатством!
/ О.Ю.Мамедов // Экономический вестник
Ростовского государственного университета.
- 2008. - №12. - С.5-7.
- В последние годы снижение
уровня бедности происходило на фоне экономического
подъема. Рост ВВП России в 2005 году составил
6,4%, в 2006 году – 7,7%, в 2007 году – 8,1%. «При
этом в 2005 году число малообеспеченных
россиян составляло 17,7% населения, в 2006
году – 15,2%», – приводит цифры ведущий
эксперт Центра макроэкономического анализа
и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
Игорь Поляков. Такие темпы роста экономики
позволили властям обещать дальнейшее
сокращение бедности. Еще в конце апреля
2007 года на заседании правительства Герман
Греф, занимавший тогда пост министра
экономического развития и торговли, говорил
, что к 2010 году число граждан с доходами
ниже прожиточного минимума снизится
до 10,7% [11]. Россия в цифрах. Социальное
положение и уровень жизни // Журнал исследований
социальной политики. - 2007. - №6 (4). - С.99-100,
144.
Однако мировой
экономический кризис, докатившийся до
России в 2008 году, изменил картину благополучия.
Ключевым фактором для роста бедности
стало сокращение доходов населения на
фоне массовых увольнений. С начала 2008 года
число официально зарегистрированных
безработных еженедельно увеличивалось
на десятки тысяч. Согласно данным Минздравсоцразвития,
к 4 марта 2008 года в органах службы занятости
числилось уже 2,034 млн безработных. А по
методике оценки Международной организации
труда, сейчас в России более 6 млн безработных.
Наряду с этим уменьшаются зарплаты граждан,
сохранивших работу.
Не исключено,
что некоторые безработные и граждане
с низкими зарплатами могут перейти черту
прожиточного минимума. Согласно данным
Левада-центра по субъективной оценке
бедности, часть населения уже почувствовала
изменения. Так, с 2001 года по сентябрь 2008
года доля семей, которым денег едва хватает
даже на продукты питания, неуклонно снижалась
с 26% до 9%. Но уже в феврале 2009 года доля
семей, едва сводящих концы с концами,
выросла до 11%. Доля семей, которым денег
на продукты хватает, но покупка одежды
вызывает серьезные затруднения, с 2001
года по сентябрь 2008 года упала с 42% до
25%, но к февралю 2009 года выросла до 31% [9].
По словам экспертов это будет
самый трудный год после дефолта 1998
года. Гипотетически, в 2009 году можно как-то
сдержать уровень бедности. Но у нас есть
2010, 2011 годы, когда кризис все равно продолжался. будет
продолжаться.
1.3.Структура бедности
и ее последствия
Структура бедности
Распространено
представление, что основная причина
бедности - старость. Выйдя на пенсию,
люди автоматически попадают
в категорию бедных. Соответственно,
большинство бедных - пенсионеры. И
И повысив пенсии, что сейчас и делается,
можно быстро и радикально уменьшить масштабы
бедности в стране. На самом деле ситуация
гораздо сложнее и драматичнее. У российской
бедности, скорее, «детское лицо», а не
старческое. В общем числе бедных домохозяйств
семьи с детьми составляют 61% при том, что
в общем числе домохозяйств таких семей
вдвое меньше – 37%. В то же время семей
пенсионеров среди бедных семей лишь 9%
при общей численности семей пенсионеров
в 29%. Наконец, 30% бедных – это взрослые
трудоспособные люди , работающие или
безработные, чьи доходы, зарплаты и пособия
ниже прожиточного минимума.
Главная
проблема российской бедности
– низкий уровень зарплат в
большинстве секторов экономики
за исключением топливно-энергетического
комплекса и добывающей отрасли.
В легкой промышленности тереть
работников получают зарплату
ниже прожиточного уровня, в сельском
хозяйстве – две трети, в здравоохранении,
образовании и культуре – от четверти
до половины. В целом по экономике 24% зарплат
ниже прожиточного минимума. Половина
общей численности бедных в стране работают.
Социально-экономические
последствия бедности
Одним из социальных
последствий бедности является социальная
дезинтеграция людей. Значительный контингент
бедных, оказавшихся лишенными возможностей
на достойную жизнь, ”выпадают” из социальной
и экономической жизни. Происходит распад
общества, разъединение его элементов,
что проявляется в исчезновении общих
социальных ценностей, социального единства,
общих интересов и т.п. Примечательно,
что отношение к бедности в нашей стране
как со стороны элиты, так и самого общества
стало более ”спокойным”. Если еще 100
лет назад бедственное положение рабочего
класса совершенно обоснованно вызывало
у общественности резкую критику (что,
по существу, привело к Октябрьской революции
1917 г.), то сегодня общество проявляет гораздо
большую терпимость к этому социальному
явлению.
Особой проблемой для
современной России является стремительная
феминизация бедности. Женщины особенно
подвержены бедности из-за ограниченного
доступа к пособиям, заработной плате
и доходам в неформальном секторе. В настоящее
время в 2011 г. более 30% женщин России живет
в бедности. Это намного больше, чем во
многих других европейских странах. В
США 9,8% женщин живет в бедности, в Англии
- 8,3%. Положение женской части населения
утяжеляет массовая, затяжная безработица.
Женщин сокращают и увольняют в первую
очередь, что объясняется тем, что женщины
в силу своих обязанностей по продолжению
рода нуждаются в дополнительных льготах
(невыгодных для работодателей). Анализ
доходов социально-демографических групп
свидетельствует о наиболее низком доходном
статусе безработных женщин в возрасте
от 30 до 50 лет. Ситуация усугубляется тем,
что из-за неблагоприятного развития брачно-семейных
отношений (высокий уровень разводов,
рост внебрачной рождаемости) женщины,
зачастую до потери ими работы, были единственными
кормильцами семьи. Таким образом, феминизация
бедности приводит к тому, что в бедности
живут несовершеннолетние дети. Атмосфера
жизни в бедности может отложить отпечаток
на дальнейшую жизнь детей, способствовать
дальнейшей трансляции данного образа
жизни. Бедность - основной источник, так
называемых, неблагополучных детей.
Бедность является
фактором социальной напряженности. Борясь
с несправедливым, по их мнению, распределением
доходов, бедные склонны к совершению
преступлений и к насильственным методам
политической борьбы. История показывает,
что во время революций и иных политических
потрясений именно бедные были «горючим»
материалом социальных переворотов и
стремились «грабить награбленное».
Даже если бедные не
совершают актов насилия в отношении других
людей, общество в котором они живут, все
равно несет потери. Бедный человек не
может полноценно участвовать в жизни
общества, его творческий потенциал не
раскрывается и пропадает бесплодно. Особенно
трагична «наследуемая» бедность, когда
дети бедняков при одинаковых способностях
имеют гораздо меньше шансов самореализоваться,
чем их сверстники, родившиеся в семьях
с нормальным достатком.[6] Роик, В.П Бедность:
причины, следствия, пути преодоления/
В. Роик// Человек и труд.- 2010.- № 1.- с.17-21.
Сложившаяся в стране
модель бедности - это, прежде всего, результат
низкого уровня доходов от занятости и,
как следствие, через их налогообложение
- низкого уровня социальных трансфертов.
Если в развитых странах Европы среди
нуждающихся в 2011г. распределяется 50-60%
социальной помощи, то в России среди получающих
социальные трансферты доля таковых не
превышает 20%. В этой связи феномен российской
бедности можно определить, прежде всего,
в терминах категорий «рыночной бедности»
- бедности, связанной с местом (экономически
активного) населения на рынке труда.
Данный тип бедности
отражает превалирование низкооплачиваемых
работ и процессов труда, определяются
низкими заработными платами, низкодоходными
рабочими местами, неполной и нестабильной,
часто граничащей с безработицей, занятостью,
которые «толкают» людей в безработицу
и экономическую неактивность. В данном
контексте - с точки зрения занятости «крайним»
определением бедности может быть и такое:
бедность - это не способность на занятость.
Изменения в доходах населения и расслоение
общества приводят к самым негативным
экономическим последствиям. Происходит
отток квалифицированных работников в
сферы, не требующие соответствующих знаний,
за границу. Сейчас, в 2011 г. за границей
работает более 1 млн. русских граждан.
Это около 5% трудоспособного населения.
В результате ухудшается образовательный,
профессиональный потенциал общества,
наукоёмкие отрасли деградируют. В результате
низкого уровня жизни снижается трудовая
активность населения, ухудшается здоровье,
снижается рождаемость, что приводит к
демографическим кризисам. Бедность также
сильно сказывается на экономическом
росте, приводит к снижению конкурентоспособности
экономики, увеличивает социально-экономические
различия между регионами, между городами
и сельской местностью.
Экономические реформы,
происходящие в нашей стране в течение
последних лет, серьезно изменили социальную
структуру общества. Произошло стремительное
социальное расслоение, появились слои
очень богатых и крайне бедных граждан.
Подавляющее большинство людей лишились
социальной защиты государства и были
вынуждены приспосабливаться к жизни
в условиях рыночной нестабильности. В
этих условиях появление большого количества
бедных людей оказалось неизбежным. Бедность
ведёт либо к изменению нормальной жизнедеятельности
человека, либо к его гибели. Поэтому борьба
с ней является первоочередной задачей.
[11, 8] Богомолова,
Т.Ю. Бедность в современной России: масштабы
и территориальная дифференциация/ Т.Ю.
Богомолова// ЭКО.- 2010.- № 11.- с. 41-56. Денисов, Н.А.
Проблема бедности в России в контексте
макроэкономической политики/ Н.А. Денисов//
Уровень жизни населения регионов России.-
2009.- № 1-2.- с.54-69.
Таким образом, в данной
главе мы рассмотрели природу социального
неравенства, выяснили его причины и последствия,
просмотрели, какие показатели применяются
для количественной оценки дифференциации
доходов. А также в данной главе рассмотрена
еще одна проблема российского общества,
вытекающая из неравенства - бедность.
Были также выявлены ее причины, определены
основные критерии и концепции бедности
рассмотрены социально-экономические
последствия, к которым ведет это явление.
2.Социальная защита населения
в России
В современных
условиях система социальной защиты населения
имеет большое значение для экономического
и социального развития России. Её качественные
и количественные параметры определяют
порядок в стране, степень согласия в обществе,
устойчивость экономической динамики,
что особенно актуально в период экономического
кризиса. При формировании дальнейшей
политики социально-экономического развития
регионов России особое внимание необходимо
уделить факторам, которые обеспечивают
рост экономических показателей. Одним
из таких факторов является обеспечение
социальной защиты населения. Социальная
защита - это совокупность институтов
и комплекс экономических, социальных
и правовых мер экономической политики,
направленных на предупреждение или смягчение
негативных последствий для отдельного
человека или группы людей действия социальных
рисков и угроз и обеспечивающих всем
гражданам равные возможности для сохранения
определённого уровня жизни.[4] Курс экономической
теории: учебное пособие / Под ред. А.В.
Сидоровича. - М.: Издательство «Дело и
сервис», 2007. - 1040 с.- ISBN 978-5-8018-0335-7.
Социальная защита,
её институты и меры призваны обеспечить
социальную устойчивость положения граждан
независимо от их статуса и положения
в обществе. Она тем самым выполняет важнейшую
функцию обеспечения нормальной жизнедеятельности
всех членов общества, включённых в трудовые
отношения, так и по тем или иным причинам
не являющихся субъектами последних. Отсюда
- многообразие форм социальной защиты,
их постоянное развитие и изменение. Благодаря
этой роли социальной защиты в поддержании
социальной устойчивости она одновременно
позволяет сглаживать противоречия и
минимизировать неблагоприятные последствия
социально-трудовых отношений, недостатки
распределения доходов, обеспечить гарантии
доступа к благам лиц, которые по тем или
иным причинам не включены или не были
включены в трудовую деятельность.
Следовательно, социальная
защита в системе социальной устойчивости
общества выполняет следующие функции.
Во-первых, она обеспечивает определённые
минимальные гарантии для всех граждан
страны по доступу к базовым (основным)
социальным благам, обеспечивающим жизнедеятельность
любого человека. Во-вторых, она обеспечивает
страхование граждан страны от рисков,
возникающих в процессе их жизненного
цикла. В-третьих, она обеспечивает помощь
и поддержку гражданам страны, которые
в силу тех или иных причин поставлены
в трудное, а иногда особо сложное положение
в обществе.
Исходя из роли и основных
функций социальной защиты, можно выделить
следующие основные её направления:
·социальное страхование;
·социальная помощь;
·обеспечение минимальных
социальных гарантий.
Социальное страхование
- направление социальной защиты населения,
предназначенное для обеспечения населения
в случае наступления социальных рисков
различного рода. Социальные риски - наступление
временной нетрудоспособности, несчастные
случаи на производстве, утрата работы
и кормильца в семье и т.д. - сопровождают
жизнь каждого человека. Они носят характер
массового социального явления и касаются
всех членов общества. Вследствие этого
создание надёжной, устойчивой системы
социального страхования - важнейшее направление
социальной защиты в любом развитом государстве.
В России эффективное
управление финансовыми средствами на
социальное страхование призваны обеспечивать
государственные внебюджетные социальные
фонды (ВСФ): пенсионный фонд Российской
Федерации (ПФ РФ); Фонд социального страхования
(ФСС); Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования (ФМС).
Внебюджетные социальные
фонды являются финансовыми учреждениями
при Правительстве РФ и формируются в
основном за счёт средств работодателей,
а также бюджета и в незначительной части
индивидуальных платежей.
Основной объём средств,
направляемых на социальное страхование,
расходуется по линии пенсионного обеспечения,
выплат пособий по временной нетрудоспособности
и родам, санаторно-курортного лечения
и на реабилитацию граждан.
Социальная помощь
- оказание поддержки гражданам, нуждающимся
в материальном содействии в связи с ухудшением
их положения и недостаточным уровнем
личного дохода, семейным положением,
возрастом, состоянием здоровья и другими
причинами. Социальная помощь предоставляется
в виде льгот и выплат, которые могут осуществляться
в различной форме - денежной и натуральной,
в виде услуг и товаров. В отличие от социального
страхования, которое ориентировано на
всех граждан, социальная помощь носит
конкретный - адресный или категориальный
характер. Этим она принципиально отличается
от системы страхования.
Государственная социальная
помощь оказывается в целях:
-поддержания уровня
жизни малоимущих семей, а также малоимущих
одиноко проживающих граждан, среднедушевой
доход которых ниже величины прожиточного
минимума;
-создания необходимых
условий для обеспечения всеобщей доступности
и общественно приемлемого качества социальных
услуг;
-снижения уровня социального
неравенства;
-повышения доходов
населения.
-Обеспечение минимальных
социальных гарантий - важное направление
социальной защиты - оно качественно отличается
от других тем, что оно призвано обеспечить
независимо от материального положения
и социальных рисков равный доступ граждан
страны к базовым социальным благам и
государственную гарантию удовлетворения
минимальных потребностей населения.
Система минимальных
гарантий охватывает все основные направления
и формы социально-трудовых отношений
- от установления минимальной оплаты
труда до определения минимальных размеров
конкретных выплат.
Основные направления социальной политики
следующие: защита уровня жизни населения
от повышения цен через использование
различных форм компенсаций и проведение
индексации; предоставление помощи наиболее
малоимущим семьям; предоставление помощи
в случае безработицы; осуществление политики
социального страхования, установление
минимальной заработной платы для работающих;
обеспечение преимущественно за счет
государства развития образования, здравоохранения,
защита окружающей среды; оказание помощи
в получении гражданами квалификации,
предоставление в соответствии с действующим
законодательством гарантий процесса
трудовой деятельности (соблюдение продолжительности
рабочего дня, предоставление оплачиваемых
отпусков, создание профсоюзов и т. д.).
Основными принципами социальной политики
являются оптимальное сочетание социальной
справедливости и эффективности, учет
жизненно необходимых социальных стандартов
(образования, здравоохранения и др.) согласно
Конституции страны при формировании
бюджетов разных уровней, четкое разграничение
ответственности за их выполнение между
различными ветвями власти и др.
Сущность социальной защиты и пути ее
достижения. Проблема социальной защиты
населения по-разному решается в рамках
определенной социально-экономической
формации, конкретной страны.. В соответствии
со статьей 25 Декларации прав человека
современное правовое государство должно
гарантировать право на такой уровень
жизни, который учитывает обеспечение
людей едой, жильем, необходимым для поддержания
здоровья медицинским обслуживанием,
собственного благосостояния и благосостояния
семьи, а также право на социальное обеспечение
в случае безработицы, болезни, инвалидности,
утраты кормильца, старости или других
случаев утраты средств к существованию
по не зависящим от человека обстоятельствам.
Чтобы обеспечить такую защиту, государство
прежде всего должно в законодательном
порядке установить основные социальные
гарантии, механизм их реализации и функции
предоставления социальной поддержки.
Социальную защиту населения обеспечивают
также предприятия (или предприниматели)
и сами наемные работники через свои профсоюзные
организации.
Главными средствами уменьшения неравенства
в распределении доходов и имущества являются
прогрессивный подоходный налог и социальные
расходы государства, о которых шла речь
в предыдущих темах. Степень неравенства
в доходах измеряется с помощью коэффициента
Джини (по имени итальянского экономиста
К. Джини). При этом используются разные
подходы и принципы к пониманию проблемы
справедливости. Заслуживает внимания
роулсианский принцип (по имени американского
философа Д. Роулса), согласно которому
справедливой является такая дифференциация
в доходах, при которой относительное
экономическое неравенство способствует
достижению более высокого уровня жизни
самых бедных слоев населения.
В процессе регулирования доходов следует
добиваться оптимального соотношения
между эффективностью общественного производства
и социальной справедливостью экономической
системы. Чрезмерное выравнивание доходов
и имущества приводит к значительному
ослаблению, а иногда и полному разрушению
действенных стимулов к труду (в том числе
предпринимательскому), к существенному
ослаблению рыночных механизмов хозяйствования.
В то же время чрезмерная дифференциация
доходов обусловливает нарастание социальной
напряженности, углубление социальных
конфликтов, использование исключительно
рыночных рычагов хозяйствования.
В системе социальной защиты населения
важнейшим элементом является социальное
страхование, которое состоит из пенсионного,
медицинского, страхования от безработицы
и несчастных случаев на производстве.
В развитых странах Запада пенсионное
и медицинское страхование осуществляется
путем отчислений от заработной платы
и прибылей в равных пропорциях.. Средствами
этих фондов управляют специальные советы,
в состав которых входят представители
трудящихся и предпринимателей.
Страховые выплаты в случае безработицы
проводятся из специальных страховых
фондов. Размер их зависит, во-первых, от
продолжительности безработицы, во-вторых,
от специфических условий той или иной
страны. В первом случае наибольшие суммы
расходов (от 50 до 70% средней заработной
платы) выплачиваются в первые месяцы
безработицы на время законодательно
установленного периода. В последующем
суммы выплат уменьшаются.
Во втором случае во внимание принимаются
период занятости, трудовой стаж, физическая
способность к труду, срок предоставления
помощи и др.