Социальная защита населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 02:23, курсовая работа

Описание работы

Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

Содержание работы

1.Бедность в России: причины и последствия
1.1.Сущность и причины бедности в России
1.2.Масштабы и динамика бедности в России
1.3.Структура бедности и ее последствия
2.Социальная защита населения в России
3.Основные методы борьбы с бедностью

Файлы: 1 файл

на 5.docx

— 63.09 Кб (Скачать файл)

 
Важное звено социальной защиты населения — программы трудоустройства и переквалификации. В выполнении этих программ принимают участие государство и предприниматели. При этом большую часть соответствующих средств государство направляет на переквалификацию работников. 
 
Чтобы создать новые рабочие места, государство берет на себя организацию общественных работ, таких как строительство дорог, канализации, водоводов и т. д. Во время экономического кризиса оно увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программа трудоустройства реализуется также через льготное налогообложение компаний, которые создают рабочие места. 
В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных стремится регулировать заработную плату, поддерживая ее на таком уровне, чтобы темпы ее увеличения были ниже роста производительности труда. С этой целью проводятся «политика доходов», активная кредитно-денежная политика и др. «Политику доходов» осуществляют и частные фирмы, стремясь к тому, чтобы уровень производительности труда опережал увеличение оплаты рабочей силы. 
 
Политика трудоустройства включает также меры по регулированию продолжительности рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего времени сократилась вдвое. Исключением стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 ч в год, или на 250 ч больше, чем, например, француз. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости было осуществлено в Швеции, Франции и некоторых других странах в 70—80-е годы. 
 
V В Украине законодательная основа программы защиты населения от безработицы заложена в Законе Украине «О занятости» и государственной программе занятости. Программа, в частности, декларирует меры, направленные на сохранение высокого уровня занятости, совершенствование ее структуры, поддержку рынка (с этой целью будет постепенно формироваться рынок жилья, совершенствоваться инфраструктура рынка труда, усиливаться мобильность рабочей силы и др.), изменение структуры рабочих мест за счет высвобождения части работников из неперспективных в перспективные отрасли и увеличения занятости в сфере нематериального производства, повышение общеобразовательного, квалификационного уровня рабочей силы. Поставлены конкретные задачи по созданию дополнительных рабочих мест в западных областях, где существует избыток рабочей силы; формированию госзаказа на проведение общественных работ с целью улучшения состояния окружающей среды, развития сети дорог и создания социальной инфраструктуры населенных пунктов; организации профессиональной подготовки и переквалификации рабочей силы; обеспечению занятости тех граждан, которые требуют социальной защиты (молодежь, инвалиды и др.); формированию современной инфраструктуры рынка рабочей силы (оснащение соответствующей техникой центров занятости, создание информационно-справочной системы занятости населения и др.). К сожалению, данная программа, как и большинство других программ правительства, не действует. 
 
Одним из элементов социальной защиты населения является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется через установление в законодательном порядке минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка заключения коллективных договоров в отношении условий труда, оплаты рабочей силы, социального страхования, отпусков и т. д. 
 
Конечным источником выплат по социальному страхованию является труд наемных работников и служащих. Это обусловлено тем, что, во-первых, труд является единственным источником стоимости; во-вторых, наемный труд создает основную часть необходимого и дополнительного продукта; в-третьих, он является важнейшим источником синергического эффекта, который возникает при взаимодействии рабочей силы со средствами производства и другими элементами производительных сил; в-четвертых, предприниматели, относя выплаты в фонд социального страхования к издержкам производства, по существу перекладывают их на плечи потребителей, источником же тех выплат, которые не переложены на потребителей, в конечном счете является труд наемных работников и служащих.

 

 

3.Основные методы борьбы  с бедностью

В стране только по официальным данным насчитывается свыше 27 млн. бедных граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.

Проблема борьбы с бедностью многогранна. Ее решение лежит в плоскости экономики, политики, права, культуры, образования, медицины. [1, стр.19-21] Васильев Ю.Г., Бедные о бедных // Социальная работа, - №3, - 2007г., с. 19-21.

Борьба с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения.

Важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:

первое, - это создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

второе, - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным ресурсам.

Надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.

В институциональной сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.

Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов.

Главная задача государственной социальной помощи - стать более эффективным средством социальной защиты малоимущих, не поощряя при этом социальное иждивенчество. [19, с. 39] Шишков Ю., Уровень бедности в современном мире // МЭМО, - №1, - 2006г., с.3-14

Реализация программ преодоления бедности сопряжена со значительными административными, организационными и иными издержками. Возникают проблемы справедливого распределения полученной помощи внутри домохозяйства вследствие внутрисемейного неравенства, иррационального поведения, социальных патологий и т.д., что практически не подконтрольно властям. Наконец, сама стратегия преодоления бедности должна стимулировать людей к самостоятельному зарабатыванию на жизнь. [23, с. 15] Шанин В., Подходы к решению проблемы бедности, // Человек и труд, - №5, - 2007г., с.12-17.

Все те меры, которые были перечислены выше, являются одним из вариантов решения проблемы бедности. Но хотелось бы привести еще одну точку зрения доктора экономических наук, директора Всероссийского центра уровня жизни Бобкова В.:

К оценке уровня бедности необходимо, на наш взгляд, подходить с более широких позиций, чем просто исходя из численности и доли населения с доходами или даже с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума. Полагаем, что измерение уровня бедности следует дополнить оценкой обеспеченности жилищем, так как прожиточный минимум предполагает и содержание имеющегося жилья.

Считаем, что сочетание при оценке бедности сведений о текущем доходе и обеспеченности жилищем будет важным шагом вперед к ее комплексному измерению. Это приведет к расширению взгляда на российскую бедность и ее структуру.

Высокий удельный вес среди бедных семей тех семей, которые возглавляют наемные работники, подсказывает, что для снижения уровня бедности надо прежде всего повышать заработную плату.

Государственные гарантии в части установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) будут социально справедливыми, если обеспечат равные возможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации. Это означает, что МРОТ должен стать не общефедеральным, а региональным социальным нормативом. Таким образом, необходим переход от единой минимальной заработной платы в стране к дифференцированной минимальной заработной плате, устанавливаемой в субъектах Российской Федерации с учетом величины регионального прожиточного минимума.

Чтобы в регионах с более низкими прожиточными минимумами, чем его общероссийское значение, не происходило снижения уровня государственных гарантий, необходимо в федеральном государственном бюджете на очередной год оговаривать соотношение МРОТ и ПМ для субъекта Российской Федерации с наименьшей величиной прожиточного минимума.

Огромные межрегиональные различия в доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также в численности бедного населения, подсказывают возможную последовательность снижения уровня бедности. На наш взгляд, было бы целесообразно выделить следующие приоритеты в решении этой задачи.

Для более быстрого сокращения бедного населения в целом по стране федеральному центру надо определить те субъекты Российской Федерации, в которых реально ускорить сокращение бедности. Так, достаточно было бы оказать поддержку небольшому количеству регионов с динамично развивающейся экономикой, чтобы ощутимо уменьшить общую численность бедных в стране.

Затем можно было бы сосредоточить усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых проживает не менее чем 50% всего бедного населения страны. В качестве таких регионов могли бы быть определены и поддержаны федеральным центром те динамично развивающиеся регионы, в которых проживает большее количество бедного населения.

В завершение, усилия государственных органов управления должны быть сосредоточены на полном решении задачи сокращения численности бедных в два раза.

В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации будет снижать численность бедного населения, не ожидая дополнительной поддержки своим усилиям.

Надо ли помогать более сильным? Некоторые считают, что помогать нужно слабым, а сильные сами решат свои проблемы. У нас иная логика.

Если вначале оказать помощь более сильным, то ресурсы у государства увеличатся быстрее и в больших объемах. Это позволит существеннее помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Все это позволит в более короткие сроки решить общегосударственную задачу снижения бедности. [5, с. 71-78] Бобков В., Российская бедность: измерение и пути преодоления //Общество и экономика, - №3, - 2005г., с.71-78.

В настоящее время возможный путь спасения от бедности – сильная авторитетная, но не авторитарная власть, которая поставит своей главной целью – способствовать повышению уровня жизни населения при всемерной поддержке тех, кто зарабатывает на жизнь честным трудом и усиливать террор против тех, кто ворует. Это тоже не панацея, но можно и нужно срочно выправить ситуацию! Если не бороться с бедностью уже сейчас, то все разговоры об обществе равных возможностей можно забыть надолго, если не навсегда. [1, с. 19-21]

Из всего вышесказанного напрашивается вывод: все эти позиции относительно решения проблем бедности являются правильными. Но между ними имеются некоторые расхождения. Допустим, в одной точке зрения говорится, что первоочередная задача – это поддержка наиболее бедных и уязвимых слоев населения. А вот Бобков В. считает иначе. Он ориентирует прежде всего на решение проблем сильных, а уже потом – слабых. Здесь имеется в виду, как нам кажется, тот факт, что, помогая тем лицам, которые потенциально могут выйти из положения бедности, нам уже проще будет решать проблемы тех, кому реально сложнее в этом плане. И по нашему мнению Бобков В. прав, предлагая МРОТ устанавливать именно на региональном уровне, учитывая неравномерность распределения доходов в целом по стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели. Бедность ведёт к самым негативным последствиям как для общества, так и для экономики. Поэтому борьба с ней является первоочередной задачей. Можно прийти к выводу, что бедность нельзя искоренить полностью. Однако это не означает, что с бедностью не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются. Для решения проблемы бедности государству и общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих, а нужно еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса. По моему мнению, начинать решение проблемы бедности в России надо с того, чтобы государство помогало бедным зарабатывать себе на жизнь. То есть надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе. Для этого необходимо поддерживать развитие малого бизнеса; создавать крупные государственные проекты, в которых могут быть задействованы ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.  
 
Комплексная методология снижения уровня бедности должна включать конкретизацию цели, анализ ситуации с бедностью в контексте социально-экономического неравенства, определение задач, разработку нормативов их решения в нашей стране. С учётом остроты имеющихся проблем, надо определить содержание мер, направленных на снижение бедности и повышение уровня жизни населения. В первую очередь важны те из них, которые непосредственно влияют на рост уровня потребления населения, доступность благ и их качество, приводят к развитию человеческого потенциала. Также необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенности бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Это позволит скоординировать усилия государственных органов и чётко распределить их функции. 
 
В данной работе отражена картина бедности в России с точки зрения экономики, но при этом показана социальная и нравственная сторона этой проблемы. Исходя из всего вышеизложенного, становится ясно, что только грамотная политика государства может вывести страну на достойный уровень, улучшить социальный климат в обществе, укрепить социальную безопасность и, соответственно, решить проблему бедности и неравенства.  
 
неравенство бедность социальный защита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

4.  Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. для вузов – М.: Юрист, 2006 – 567 с. 
5.  Давыдова Н.М., Седова Н.Н. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных. //Социс.-2004.- №3

 

 


Информация о работе Социальная защита населения в России