Социально – экономические последствия приватизации в России в период перехода к рыночным отношениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

теоретический вопрос и задача

Файлы: 1 файл

эономическая теория.docx

— 36.76 Кб (Скачать файл)

Начиная с 1999 года процесс  приватизации государственной собственности  осуществляется в соответствии с  Концепцией управления государственным  имуществом и приватизации в РФ. Ее появление было вызвано тем, что  в сложившейся социально –  экономической ситуации назрела  необходимость пересмотра принципов  и приоритетов в области управления и распоряжения государственным  имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном  секторе экономики. Концепция устанавливает следующие стратегические цели государственной политики в данной сфере:

  • увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
  • оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро – и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
  • вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
  • использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
  • повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово – экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Концепция предполагает рост эффективности работы предприятия  при передачи его из государственной  собственности в руки частного собственника. Однако, как показывает опыт приватизации последних лет, практика далека от планов, заложенных в Концепции. Приватизация не выполняет одну из своих основных функций – передачу предприятий  эффективному частному собственнику. Выполнение ежегодного плана по приватизации колеблется всего лишь от 20 до 60 процентов. По данным Росимущества и Российского фонда федерального имущества, в основном препятствуют приватизации унитарных предприятий следующие проблемы:

  • отрицательное значение балансовой стоимости подлежащих приватизации активов предприятия, что не позволяет ни преобразовать его  в акционерное общество, ни приватизировать путем продажи имущественного комплекса на торгах, поскольку в этом случае не может быть установлена нормативная цена (при расчете ее значение также оказывается отрицательным);
  • неисполнение руководителем предприятия законных требований по подготовке к приватизации, в том числе не предоставление информации, затягивание сроков приватизации и т. д.;
  • отсутствие правоустанавливающих документов и документов технического учета на объекты федерального имущества, в том числе земельные участки;
  • судебные разбирательства по вопросам принадлежности имущества;
  • отсутствие у предприятий денежных средств, необходимых для оформления правоустанавливающих документов и документов технической инвентаризации.

Кроме того, приватизации унитарных  предприятий препятствовало противодействие  со стороны отдельных отраслевых органов управления, которые не хотели утратить влияние на ситуацию в подведомственной сфере в условиях, когда множество возложенных на них функций никто не отменял, а возможности привлечь к их выполнению иных субъектов хозяйствования ограничены ввиду недостаточных объемов бюджетного финансирования. Проверки Счетной палатой результатов приватизации выявляют множество способов, благодаря которым приватизация превращается в метод «перераспределения» доходов от государства в карманы госслужащих. Фактически приватизация последних лет также не является инструментом повышения эффективности предприятий, это лишь узаконенный способ перераспределения государственной собственности, не способствующий повышению эффективности использования государственной собственности, а следовательно, это упущенная выгода, что и отражается на благосостояние народа.

Неудачный опыт приватизации запустил в 2000 – е годы  обратный, но уже известный процесс – национализацию – участие государства в экономике, как хозяйственного субъекта. Наряду с собственниками государству принадлежит часть акций крупнейших компаний, что дает государству возможность осуществлять контроль за работой этих компаний. Список крупнейших государственных корпораций в последние годы уверенно растет. Уже к 2006 году объем реализации продукции и услуг государственных компаний превысил 25%. Кроме того, такие гиганты, как «Газпром», РАО «ЕЭС», «РЖД» и многие другие корпорации с государственным участием в любой доле, от маленькой до 99%, относятся к предприятиям со смешанной собственностью. События последних лет способствовали размыванию прав собственности. Россия пришла к таким условиям, когда частные компании начинают проигрывать в эффективности государственным именно вследствие принадлежности к частному сектору. На первое место в конкурентной борьбе вышел фактор близости к государству, а не , например, повышение качества продукции.

Таким образом, массовая приватизация не обеспечила в полной мере решение поставленных перед ней экономических задач: во-первых, стратегической – перехода от государственной к более эффективной частной форме собственности, во-вторых, тактической – избавление дефицитного государственного бюджета от необходимости финансировать убыточные или просто неэффективные предприятия.

С социальной точки зрения, слабая экономическая грамотность  основной массы населения, в условиях резко неравного доступа граждан  как к финансовым ресурсам для  приобретения ваучеров на свободном  рынке, так и к информации о  состоянии и перспективах предприятий, породили существенное неравенство в распределении разгосударствленной собственности, что обусловило массовую оценку ее результатов как несправедливых и нелегитимных. Более того, нормативно – правовая база содержала в себе предпосылки некачественной спецификации формируемых прав частной собственности, снижая уровень их защиты и создавая препятствия для будущей инвестиционной активности новых собственников. Непосредственно от массовой приватизации подавляющее большинство населения не получило никакой экономической выгоды, наблюдая при этом, как узкий слой «избранных», по историческим меркам мгновенно стал обладателем огромных состояний. Исключением из этой общей оценки является лишь  приватизация малых предприятий, перешедших в основном их работникам, и приватизация квартир, уже на деле находившихся в режиме частной собственности.

Начиная с 2006 года темпы приватизации значительно снижаются по отношению  к плану. Основная причина этого  – неэффективность государства  как номинального собственника имущества, неготовность и нежелание конкретных чиновников, получающих выгоды от расплывчатых прав собственности на формально  государственные предприятия, расставаться со своими привилегиями. В результате доля государства в экономике  увеличивается. Госбюджет недополучает запланированные доходы, неприватизированные  предприятия неэффективно используют ресурсы.

 

  1. Предпринимательский доход включает:

а) общую и чистую прибыль;

б) экономическую  и бухгалтерскую прибыль;

в) предельную и  нормальную прибыль;

г) нормальную и  экономическую прибыль.

 

Предпринимательский доход  включает нормальную и экономическую прибыль (г).

Прибыль – это разность между суммарной выручкой от реализации продукции и суммарными издержками. Если затраты ресурсов оценены бухгалтерским методом, то разница между выручкой и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую прибыль. Если затраты ресурсов оценены экономическим методом, то разность между выручкой и альтернативными (явными и неявными) издержками дает экономическую прибыль. Корректно считать явные издержки совпадающими с бухгалтерскими, поэтому бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (внутренних) издержек.

Нормальная прибыль – прибыль, при которой работа предприятия рентабельна. Если владелиц сам управляет фирмой, нормальная прибыль выступает в качестве оплаты труда и способностей предпринимателя, вознаграждения за риск собственным капиталом, вложенным в дело. В данном случае нормальная прибыль является частью неявных издержек предпринимателя.

Таким образом, бухгалтерская  прибыль – это показатель, фиксирующий  наличие прибылей или убытков  на предприятии, нормальная прибыль свидетельствует о том, что бизнес идет не хуже, чем в среднем по экономике, наличие положительной экономической прибыли показывает, что эффективность работы данного предприятия выше, чем в среднем по отрасли. 

 

 

  1. Задача.

Сумма цен обращающихся за год товаров составила 800 млн. денежных единиц; сумма цен товаров, проданных в кредит – 200 млн. денежных единиц; сумма платежей, срок уплаты по которым наступил, составила 150 млн. денежных единиц; взаимопогашающиеся платежи – 100 млн. денежных единиц; число  оборотов одноименной денежной единицы  – 5 раз в год. Определить количество денег, необходимых для обращения. Что произойдет, если в обращение  будет выпущено 150 млн. денежных единиц.

 

Количество денег, необходимых  для обращения, определяется по формуле:

 

КД = (СЦ - К + П - ВП) / О,

 

Где   КД – количество денег, необходимое в обращении;

         СЦ – сумма цен проданных товаров;

К – товары, проданные в кредит;

П – платежи , по которым наступил срок;

ВП – взаимопогасающиеся платежи;

О – скорость обращения денег.

 

КД = (800 – 200 + 150 - 100) / 5 = 130 (млн. денежных единиц).

 

Разница между выпущенными  деньгами (150 млн. денежных единиц) и  необходимыми для обращения (130 млн. денежных единиц) составляет 20 млн. денежных единиц, что может вызвать инфляцию.

 

     

Литература.

 

  1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. Учебное пособие. Москва. 2004.
  2. Красникова Е. В. Экономика переходного периода. Учебное пособие. Москва. 2008.
  3. Переходная экономика. Аспекты, российские проблемы, мировой опыт. Под редакцией Мартынова В. А. Москва. 2005.
  4. Права собственности, приватизация и национализация в России. Под редакцией Тамбовцева В. Л. Новое литературное обозрение. 2009.
  5. Экономическая теория. Учебное пособие. Москва. 2006.

 

 


Информация о работе Социально – экономические последствия приватизации в России в период перехода к рыночным отношениям