Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы:
- исследовать роль и сущность безработицы в социально-экономическом развитии экономики;
- проанализировать социально-экономические последствия в макроэкономике;
- предложить меры по регулированию безработицы в стране.
Введение……………………………………………………………………3-4
1. Сущность безработицы, ее виды и причины…………………………5
1.1 Понятие безработицы…………………………………………………6-7
1.2 Основные виды безработицы…………………………………………8-11
1.3 Причины безработицы………………………………………………..12-14
2. Социально-экономические последствия безработицы……………….15
2.1 Экономические последствия безработицы…………………………..15
2.2 Социальные последствия безработицы………………………………16-19
3. Меры по регулированию безработицы в России……………………..20-24
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………...26-27
Третья. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.
Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.
Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР , а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов.
2. Социально-экономические последствия безработицы
2.1 Экономические последствия безработицы
Безработица влечет за собой серьезные экономические издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, не выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг.
Отсюда, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди
Классификация наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему, выглядит следующим образом:
Отрицательные |
Положительные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 Социальные последствия безработицы
Социальные последствия
безработицы рассматриваются наряду с
проблемами бедности и социальной нестабильности
как одни из наиболее острых глобальных
и национальных проблем.
Безработные лишены вести образ жизни,
обычный для работающей части населения.
Можно выделить следующие особенности
социального статуса безработных:
Безработные представляют социальные
слои, начиная от среднего и ниже. У работающих
разброс позиций гораздо больший, начиная
с высшего слоя. Иначе говоря, безработные
по слоевой идентификации значительно
интегрированнее.
Самооценки безработных свидетельствуют
об ощущении собственной ущербности. Можно
говорить о маргинализации, затронувшей
группы и занятого и незанятого населения.
Различные группы безработных находятся
далеко не в одинаковом положении по уровню
доходов, а, следовательно, и материальным
условиям. Одни безработные не имеют возможности
нормально трудиться сравнительно короткое
время, другие - длительное, а третьи - фактически
постоянно. Одни «обременены» семьями,
иждивенцами, детьми, другие одиноки. Одни,
не удовлетворяя квалификационным требованиям,
не имеют права на пособие по безработице,
другие исчерпали это право, а третьи получают
это пособие в том или ином размере. У одних
размер заработной платы на последней
работе, относительно высок, у других -
низок (особенно у тех, кто выполнял малоквалифицированную
работу), а у третьих они вообще отсутствуют.
Неодинаковое сочетание всех этих факторов
оказывает нередко решающее влияние, как
на абсолютную величину дохода безработных,
так и на сами источники их существования.
На некоторых безработных как на бедняков
распространяется ряд денежных и не денежных
видов вспомогательных средств - продовольственные
купоны, льготы в оплате жилищ и пользовании
медицинскими услугами и т.д. Однако все
они в лучшем случае дают возможность
лишь не опускаться ниже того уровня жизни,
который характерен для беднейших слоев
населения. Быть без работы уже достаточно
плохо, но положение намного ухудшается,
когда прекращается выплата пособий по
безработице.
У подавляющего большинства безработных
и их семей набор удовлетворяемых потребностей
в значительной мере сужается. В основном
он охватывает лишь наиболее элементарные
физические потребности, реализация которых
служит необходимым условием человеческого
существования. Развлечения, повышение
уровня культуры и образования и т.п. откладываются
до «лучших» времен. Но удовлетворение
даже элементарных потребностей требует
таких финансовых ресурсов, которыми не
обладают многие безработные.
Различные группы безработных по-разному
пытаются преодолеть возникающие у них
затруднения в удовлетворении наиболее
элементарных потребностей. Чтобы свести
концы с концами, некоторая часть безработных
увеличивает свою задолженность. Некоторая
часть безработных стремится выйти из
тяжелого положения, в котором они оказались,
с помощью сбережений, накопленных во
время работы «на черный день». Однако
к такому средству более или менее долго
могут прибегать лишь те, кто имел сравнительно
хорошо оплачиваемую работу. Сбережения
большей части занятых ничтожны: их заработок
тратится почти целиком на текущие нужды,
а также на оплату долгов в связи с покупкой
в кредит товаров длительного пользования.
Основные издержки безработицы связаны
с финансовыми затруднениями; отсутствие
денег является главным источником озабоченности
безработных», - к такому выводу пришли
организаторы обследования безработных.
Свыше половины обследованных отмечали,
что сводить концы с концами стало «очень
трудно», большинство остальных - «трудно».
Государственное пособие по безработице
представляет собой компенсацию за потерю
наемным работником обычного заработка.
Степень компенсации зависит преимущественно
от трех показателей: охвата трудящихся
этими системами, продолжительности выплаты
пособий, их величины. Рассмотрение хотя
бы в самых общих чертах каждого из них
дает представление о характере воздействия
пособий на материальное положение безработных
и их семей.
Право на получение пособия имеют трудоспособные,
официально зарегистрированные в качестве
безработных и активно ищущие работу,
потерявшие рабочее место в результате
главным образом увольнения или в связи
с сокращением штатов на предприятии.
Социальное страхование и другие виды
помощи в лучшем случае обеспечивают лишь
минимальные условия для человеческого
существования, не соответствующие современному
уровню развития производительных сил
и общепринятым национальным стандартам.
Страхование смягчает, но никак не устраняет
материальные лишения, испытываемые безработными.
Эти системы оказались не в состоянии
воспрепятствовать увеличению бедности
неизбежному спутнику массовой и застойной
безработицы.
Обобщая все вышесказанное, можно предложить
классификацию наиболее значимых социальных
последствий безработицы, рассматриваемых
с точки зрения отрицательного и положительного
влияния на систему.
Отрицательные |
Положительные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Меры по регулированию безработицы в России
В макроэкономике для изучения
безработицы используется показатели
как уровень безработицы и ее средняя
продолжительность. Численность безработных
в каждый конкретный период зависит от
цикла и темпов экономического роста,
производительности труда, степени соответствия
профессионально-
Повышение
или снижение экономической активности
являются основными причинами динамики
уровня безработицы в стране. Циклическое
развитие экономики, следующие друг за
другом подъемы и спады экономической
активности в течение нескольких лет или
десятков лет ведут к определенным колебаниям
численности безработных. Так, когда в
экономике наблюдается пик почти полной
занятости и производство работает с максимальной
эффективностью, следует ожидать, что
через некоторое время начнется снижение
деловой активности, спад производственной
деятельности и рост безработицы. После
этого вполне закономерно наступает следующий
этап - оживление производства, которое
опять ведет к снижению безработицы до
ее минимального значения.
Государственное
регулирование безработицы представляет
собой комплекс мер, применяемых государством
для коррекции рынка труда.
Меры государства
различают при этом: 1. По уровню воздействия:
• федеральные (Правительство РФ, министерства
и ведомства РФ);
• региональные (субъекты Российской
Федерации);
•местные (города, районы, населенные
пункты);
• отраслевые (отраслевая структура экономики);
• внутрифирменные (предприятия и организации
всех форм собственности).
2. По формам воздействия:
• прямые (непосредственные):
государственное субсидирование, изменение
годового фонда рабочего времени, регулирование
совместительства, стимулирование гибких
форм;
• косвенные (опосредованные): регулирование
демографии, увеличение госзаказов, смягчение
налогового пресса, поощрение инвестиционной
деятельности, стимулирование мобильности.
3. По источникам финансирования
государственной политики занятости:
Государственная политика в области содействия занятости населения в настоящее время направлена на:
• развитие трудовых ресурсов,
повышение их мобильности, защиту национального
рынка труда;
• обеспечение равных возможностей всем
гражданам РФ независимо от национальности,
пола, возраста, социального положения,
политических убеждений и отношения к
религии в реализации права на добровольных
труд и свободный выбор занятости;
• поддержку трудовой и предпринимательской
инициативы граждан, осуществляемой в
рамках законности;
• осуществление мероприятий, способствующих
занятости граждан, испытывающих трудности
в поиске работы (инвалиды; беженцы и вынужденные
переселенцы; одинокие и многодетные родители,
воспитывающие несовершеннолетних детей,
детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся
воздействию радиации вследствие радиационных
аварий и катастроф;
• координацию деятельности государственных
органов, профессиональных союзов, иных
представительных органов работников
и работодателей в разработке и реализации
мер по обеспечению занятости населения;
• международное сотрудничество в решении
проблем занятости населения, включая
вопросы, связанные с трудовой деятельностью
граждан Российской Федерации за пределами
нашей территории и иностранных граждан
на территории.
В 2010 г. законодательно дополнены
направления государственной поддержки
на рынке труда. В Закон РФ «О занятости
населения в РФ» внесены
некоторые изменения.
Во-первых, установлен единый
порядок определения размера и срока выплаты
пособия по безработице гражданам, уволенным
от работодателей, независимо от их правового
статуса (организация, индивидуальный
предприниматель, физическое лицо, не
являющееся индивидуальным предпринимателем).
Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией
организации либо прекращением деятельности
индивидуальным предпринимателем, сокращением
численности работников, и обратившимся
в службу занятости после 1 января 2010 г.,
признанным в установленном порядке безработными,
пособие по безработице назначается в
процентном отношении к среднему заработку
гражданина, исчисленного за последние
три месяца по последнему месту работы,
но не более максимальной величины пособия
по безработице.
Во-вторых, сведения
о принятии решения о ликвидации организации
либо прекращении деятельности индивидуальным
предпринимателем, сокращении численности
работников организации, о возможном расторжении
трудовых договоров работодатель-организация
не позднее чем за два месяца, а работодатель
- индивидуальный предприниматель не позднее
чем за две недели до начала проведения
соответствующих мероприятий обязаны
в письменной форме сообщить в службу
занятости населения.
Главными стратегическими
целями регулирования безработицы должны
быть повышение экономической и социальной
эффективности занятости за счет изменения
ее структуры, форм, создание условий для
развития экономически активного населения
страны, совершенствование экономических
отношений занятости. Для этого необходимо
снижать уровень избыточной занятости
на предприятиях, гибко перераспределять
высвобождаемых работников в другие отрасли
и виды занятости.
Представляется, что в дальнейшем
сохранится высокая активность работодателей
в сфере поиска персонала. Напряженность
на рынке труда будет, скорее всего, спадать,
но для различных региональных рынков
это будет происходить с разной скоростью.
Предложения заработной платы будут расти
постепенно, понемногу. Сформировав адекватные
стартовые предложения, работодатели
будут повышать их только для дефицитных
и высококвалифицированных работников.
На рынке труда вновь предстоит «кадровый
голод», который коснется в первую очередь
инженерно-технических специалистов и
квалифицированных рабочих. Для борьбы
с безработицей в Самарской области действует
программа дополнительных мероприятий
по снижению напряженности на рынке труда.
Основными ее направлениями являются
опережающее профессиональное обучение,
стажировка выпускников образовательных
учреждений, общественные и временные
работы, а также содействие безработным
гражданам в организации собственного
дела.
Рынок труда Самарской области
представлен широкой сетью центров занятости,
основными задачами которых, в соответствии
с Законом "О занятости населения в
Российской Федерации", являются:
• давать оценку текущего состояния и
прогнозы развития занятости населения,
регулярно информировать о положении
на рынке труда властные структуры
и население;
• принимать участие в разработке и реализации,
федеральной и территориальных целевых
программ по социальной защите населения;
• оказывать населению необходимую помощь
в профессиональной ориентации, подготовке,
переподготовке и повышении;
• оказывать финансовую поддержку незанятому
населению, имеющему статус безработного,
и членам их семей в виде социальных выплат.
В 2009 г. численность зарегистрированных
безработных в Самарской области составляла
50,6 тыс. чел., уровень безработицы - 2,8%;
на 13 ноября 2010 г. - 48,9 тыс. чел., уровень
безработицы - 2,7%. В 2011 г. темпы роста безработицы
замедлились.
При рассмотрении изменений безработицы
по полу, можно отметить, что уровень безработицы
в 2008 г. в Самарской области по сравнению
с 2000 г. значительно уменьшился, как у мужчин
(с 10,7% до 4,8%), так и у женщин (с9,7%до3,5%).
В Самарской области в рассматриваемом
периоде общая численность безработных
также уменьшалась. Безработных стало
в 2008 г. на 99,6 тыс. чел. меньше, или на 57,3%.
На 30 марта 2011 г. численность зарегистрированных
службой занятости безработных составила
36 тыс. чел. Уровень безработицы - 2,1%, что
значительно меньше, чем в предыдущие
годы. Количество вакансий, которыми располагают
центры занятости населения области, составляет
25,9 тыс. единиц.
Заключение
Безработица, сопровождала
человечество на всех этапах его жизненного
пути. Она является неотъемлемой частью
нашей жизни. Есть множество теорий возникновения
безработицы, разрабатываются методы
борьбы с ней, но все они бессильны в отношении
данной проблемы. Единственное к чему
они могут привести – это приблизится
к естественному уровню безработицы. Но
и эта модель не идеальна.
В
конкурентном рынке труда, всегда есть
вероятность того, что твой труд будет
востребован и высоко оценен, что тебе
предложат лучшие условия труда. Но также
и велика вероятность того, что твое место
займет кто-нибудь другой, тот, чей труд
будет эффективней. Покупатель труда будет
требователен и не приклонен в поисках
лучших кадров и награда за труд будет
соответствующая. Конкурентный рынок
труда – это шаг на пути борьбы с безработицей.
Еще
один шаг на этом пути – это привлечение
инвестиций. Привлекая большое количество
инвестиций, мы можем расширить или открыть
новое производство, тем самым создать
новые рабочие места. Но и здесь есть свои
подводные камни. Развитие производства
идет нога в ногу с научно-техническим
прогрессом, заменяя человеческий труд
– машинным. Что вновь приводит к безработице.
Не смотря
на то, что безработица часть нашей жизни,
не стоит забывать ее контролировать.
Высокий уровень безработицы, приведет
к огромным социальным, а также и экономическим
последствиям. Поэтому государство, различными
методами старается регулировать рынок
труда. Выступая стабилизатором в отношениях
между работодателем и работником.
Безработица
– бич современного общества. На данный
момент нет решения данной проблемы. Необходимо
приложить все усилия для того, чтобы минимизировать
уровень безработных, и создать лучшие
условия труда в конкурентной среде.
Список использованной литературы
Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы