Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 17:59, курсовая работа
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
ВВЕДЕНИЕ
1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах
2. Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Параметры социально-
2. Основные параметры бюджетной
системы и основные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная политика государства - это
совокупность мероприятий в сфере
организации бюджетных
Бюджетная политика предполагает определение
целей и задач в области
государственных финансов, разработку
механизма мобилизации денежных
средств в бюджет, выбор направлений
использования бюджетных
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
* концентрация финансовых
* снижение налоговой нагрузки на экономику;
* упорядочивание
* создание эффективной системы
межбюджетных отношений и
Бюджетная политика является ядром
экономической политики государства
и отражает все его финансовые
взаимоотношения с
1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах
Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана
способствовать восстановлению макроэкономической
сбалансированности на основе уменьшения
зависимости бюджетных
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. - на уровне 4-4,5% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,6% к ВВП, в 2012 г. - 17,0% к ВВП и в 2013г.-16,8% к ВВП, расходы в 2011 году составят 21,2% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.-20,1% к ВВП и 19,7% ВВП соответственно (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП
Размещено на http://www.allbest.ru/
социальный экономический
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.
В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
В основу расчетов показателей федерального
бюджета закладываются
Таблица 1.1 Оценка и прогноз основных
социально-экономических
Показатели |
Ед. изм. |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Цена Urals (мировые) |
долл./барр. |
61,1 |
75,0 |
75,0 |
78,0 |
79,0 |
|
Инфляция |
дек. / дек. |
8,8 |
7-8 |
6-7 |
5-6 |
4,5-5,5 |
|
ВВП |
млрд. руб. |
39 064 |
45 175 |
50 389 |
55 950 |
61 920 |
|
% к пред. г. |
-7,9 |
4,0 |
4,2 |
3,9 |
4,5 |
||
Промышленное производство |
% к пред. г. |
-9,3 |
7,6 |
3,9 |
3,8 |
4,9 |
|
Инвестиции в основной капитал |
% к пред. г. |
-16,2 |
2,5 |
10,0 |
3,5 |
7,4 |
|
Оборот розничной торговли |
% к пред. г. |
-4,9 |
5,2 |
5,0 |
5,6 |
6,0 |
|
Объем платных услуг населению |
% к пред. г. |
-4,2 |
1,6 |
2,9 |
4,0 |
4,8 |
|
Реальная заработная плата |
% к пред. г. |
-3,5 |
4,9 |
3,5 |
4,0 |
4,7 |
|
Реальные располагаемые доходы населения |
% к пред. г. |
2,3 |
4,4 |
3,6 |
3,6 |
4,2 |
|
Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост |
% к пред. г. |
24,2 |
44,9 |
9,4 |
8,8 |
7,9 |
|
Экспорт |
млрд. долл. США |
303,4 |
378,2 |
389,2 |
411,8 |
432,0 |
|
Импорт |
млрд.долл. США |
191,8 |
238,8 |
277,5 |
303,1 |
334,0 |
|
Уровень безработицы к экономически активному населению |
% |
8,6 |
7,7 |
7,4 |
7,1 |
6,7 |
|
По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 7-8%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 10-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за 7 месяцев 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 4,3%.
Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.
На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в 2009 году составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,3% к ВВП.
В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга - ориентировочно с 280 млрд. рублей в 2010 году до 600 млрд. рублей в 2013 году.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.
Сокращение дефицита федерального
бюджета частично может быть обеспечено
за счет увеличения доходной базы. По прогнозу
Минфина России, запланированные
изменения в налоговом и
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей - в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства - создавать для этого необходимые условия.
2. Основные параметры
бюджетной системы и основные
характеристики федерального
Динамика основных параметров бюджетной
системы Российской Федерации на
2011 год и плановый период 2012 и 2013
годов характеризуется
Таблица 4.1 Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации, млрд. рублей
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
Доходы, всего |
13 286,8 |
14 978,8 |
17 520,1 |
19 025,0 |
20 538,7 |
|
%% к ВВП |
34,0 |
33,2 |
34,8 |
34,0 |
33,2 |
|
Федеральный бюджет |
7 337,8 |
7 860,9 |
8 844,6 |
9 503,5 |
10 379,9 |
|
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 506,4 |
4 775,6 |
5 512,9 |
6 028,7 |
6 623,6 |
|
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
1 390,7 |
2 182,4 |
3 057,6 |
3 345,5 |
3 695,6 |
|
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5 923,6 |
6 144,8 |
6 497,8 |
6 828,4 |
7 337,6 |
|
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
4 437,5 |
4 808,5 |
5 238,3 |
5 804,8 |
6 374,3 |
|
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
|
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
120,8 |
127,0 |
379,6 |
371,2 |
88,9 |
|
Расходы, всего |
15 987,0 |
17 801,6 |
19 620,3 |
21 033,0 |
22 462,9 |
|
%% к ВВП |
40,9 |
39,4 |
38,9 |
37,6 |
36,3 |
|
Федеральный бюджет |
9 660,1 |
10 232,8 |
10 658,6 |
11 237,9 |
12 175,6 |
|
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
6 077,9 |
6 325,3 |
6 966,5 |
7 555,2 |
8 312,7 |
|
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 555,0 |
4 808,9 |
5 502,4 |
6 024,5 |
6 616,0 |
|
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
3 446,4 |
4 705,7 |
5 394,4 |
5 904,9 |
6 213,1 |
|
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 252,9 |
6 562,4 |
6 794,5 |
7 106,2 |
7 473,6 |
|
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
5 983,6 |
6 267,8 |
6 469,7 |
6 722,7 |
7 021,7 |
|
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
|
Дефицит (-)/профицит (+), всего |
-2 700,2 |
-2 822,8 |
-2 100,2 |
-2 008,0 |
-1 924,2 |
|
%% к ВВП |
-6,9 |
-6,2 |
-4,2 |
-3,6 |
-3,1 |
|
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 14,6% в 2010 году до 18,0% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 27,0 % в 2010 году до 29,5% в 2013 году.
Доля доходов
Доля доходов
Основные характеристики федерального
бюджета на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов сформированы на
основе прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2011-2013
годы и соответствуют основным положениям
Бюджетного послания Президента Российской
Федерации о бюджетной политике
в 2011-2013 годах, в том числе о
необходимости
Таблица 4.2 Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы, млрд. рублей
Показатель |
Отчет |
2010 год |
Проект |
||||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Доходы, всего |
6 278,9 |
7 781,1 |
9 275,9 |
7 337,8 |
7 860,9 |
8 844,6 |
9 503,5 |
10 379,9 |
|
%% к ВВП |
23,3 |
23,4 |
22,4 |
18,8 |
17,4 |
17,6 |
17,0 |
16,8 |
|
в том числе: |
|||||||||
Нефтегазовые доходы |
10,9 |
8,7 |
10,6 |
7,6 |
8,3 |
8,1 |
7,9 |
7,5 |
|
Ненефтегазовые доходы |
12,4 |
14,7 |
11,8 |
11,2 |
9,1 |
9,5 |
9,1 |
9,3 |
|
Доля в общем объеме доходов, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
в том числе: |
|||||||||
Нефтегазовые доходы |
46,9 |
37,2 |
47,3 |
40,7 |
47,5 |
46,2 |
46,2 |
44,8 |
|
Ненефтегазовые доходы |
53,1 |
62,8 |
52,7 |
59,3 |
52,5 |
53,8 |
53,8 |
55,2 |
|
Расходы, всего |
4 284,8 |
5 986,6 |
7 570,9 |
9 660,1 |
10 232,8 |
10 658,6 |
11 237,9 |
12 175,6 |
|
%% к ВВП |
15,9 |
18,1 |
18,2 |
24,7 |
22,7 |
21,2 |
20,1 |
19,7 |
|
в том числе условно утверждаемые |
419,3 |
798,4 |
|||||||
%% к общему объему расходов |
3,7 |
6,6 |
|||||||
Дефицит/ профицит |
1 994,1 |
1 794,6 |
1 705,1 |
-2 322,3 |
-2 371,9 |
-1 814,0 |
-1 734,4 |
-1 795,7 |
|
%% к ВВП |
7,4 |
5,4 |
4,1 |
-5,9 |
-5,3 |
-3,6 |
-3,1 |
-2,9 |
|
Ненефтегазовый дефицит в %% к ВВП |
- 3,5 |
- 3,3 |
- 6,5 |
- 13,6 |
-13,5 |
-11,7 |
-10,9 |
-10,4 |
|