Социально-экономическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах
2. Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 41.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Параметры социально-экономического  развития Российской Федерации  в 2011-2013 годах

2. Основные параметры бюджетной  системы и основные характеристики  федерального бюджета на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетная политика государства - это  совокупность мероприятий в сфере  организации бюджетных отношений  с целью обеспечения его денежными  средствами для выполнения своих  функций.

Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений  использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических  и социальных процессов. В этом состоит  социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

* концентрация финансовых ресурсов  на решении приоритетных вопросов;

* снижение налоговой нагрузки  на экономику;

* упорядочивание государственных  обязательств;

* создание эффективной системы  межбюджетных отношений и управления  государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром  экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для  активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных  преобразований в сфере образования  и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации в  ближайшие годы будет функционировать  в условиях относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры  мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП  на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. - на уровне 4-4,5% в год. Доходы федерального бюджета  в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,6% к ВВП, в 2012 г. - 17,0% к ВВП  и в 2013г.-16,8% к ВВП, расходы в 2011 году составят 21,2% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.-20,1% к ВВП и 19,7% ВВП соответственно (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

Размещено на http://www.allbest.ru/

социальный экономический бюджетный  федеральный

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с  реализацией антикризисных мер.

В настоящее время российская экономика  реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов  в 2010-2013 годах (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей  на период до 2013 г.

 

Показатели

Ед. изм.

2009

2010

2011

2012

2013

 

Цена Urals (мировые)

долл./барр.

61,1

75,0

75,0

78,0

79,0

 

Инфляция

дек. / дек.

8,8

7-8

6-7

5-6

4,5-5,5

 

ВВП

млрд. руб.

39 064

45 175

50 389

55 950

61 920

 
 

% к пред. г.

-7,9

4,0

4,2

3,9

4,5

 

Промышленное производство

% к пред. г.

-9,3

7,6

3,9

3,8

4,9

 

Инвестиции в основной капитал

% к пред. г.

-16,2

2,5

10,0

3,5

7,4

 

Оборот розничной торговли

% к пред. г.

-4,9

5,2

5,0

5,6

6,0

 

Объем платных услуг населению

% к пред. г.

-4,2

1,6

2,9

4,0

4,8

 

Реальная заработная плата

% к пред. г.

-3,5

4,9

3,5

4,0

4,7

 

Реальные располагаемые  доходы населения

% к пред. г.

2,3

4,4

3,6

3,6

4,2

 

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

24,2

44,9

9,4

8,8

7,9

 

Экспорт

млрд. долл. США

303,4

378,2

389,2

411,8

432,0

 

Импорт

млрд.долл. США

191,8

238,8

277,5

303,1

334,0

 

Уровень безработицы к  экономически активному населению

%

8,6

7,7

7,4

7,1

6,7

 
               

По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 7-8%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 10-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за 7 месяцев 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 4,3%.

Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального  сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

На протяжении докризисных (после  дефолта 1998 года) годов Россия развивалась  с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в 2009 году составило 5,9% к  ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина  России, дефицит удастся снизить  примерно до 5,3% к ВВП.

В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования  станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся  дефиците означает существенный (более  чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга - ориентировочно с 280 млрд. рублей в 2010 году до 600 млрд. рублей в 2013 году.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах  будет являться выпуск государственных  ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее  десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета  будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При  этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при  ставках заимствования 6-8%.

Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные  изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации  приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году на 0,6% к ВВП, в 2012 году - на 0,7% к ВВП, в 2013 году - на 0,9 % к  ВВП.

В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета  в 2011-2013 годах можно рассматривать  средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в  объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей - в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований  на внутреннем долговом рынке и в  дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.

Российская экономика пока менее  эффективна по сравнению с другими  странами, и требует реализации структурных  мер. Модернизация экономики, повышение  производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства - создавать  для этого необходимые условия.

2. Основные параметры  бюджетной системы и основные  характеристики федерального бюджета  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Динамика основных параметров бюджетной  системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой  стабилизацией, после существенного  снижения в 2009 году, доходов на уровне 34,8-33,2%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,9% до 36,3% к ВВП и дефицита с 4,2% до 3,1% к ВВП (таблица 4.1):

Таблица 4.1 Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации, млрд. рублей

 

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

 

Доходы, всего

13 286,8

14 978,8

17 520,1

19 025,0

20 538,7

 

%% к ВВП

34,0

33,2

34,8

34,0

33,2

 

Федеральный бюджет

7 337,8

7 860,9

8 844,6

9 503,5

10 379,9

 

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 506,4

4 775,6

5 512,9

6 028,7

6 623,6

 

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

1 390,7

2 182,4

3 057,6

3 345,5

3 695,6

 

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

5 923,6

6 144,8

6 497,8

6 828,4

7 337,6

 

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

4 437,5

4 808,5

5 238,3

5 804,8

6 374,3

 

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

 

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

120,8

127,0

379,6

371,2

88,9

 

Расходы, всего

15 987,0

17 801,6

19 620,3

21 033,0

22 462,9

 

%% к ВВП

40,9

39,4

38,9

37,6

36,3

 

Федеральный бюджет

9 660,1

10 232,8

10 658,6

11 237,9

12 175,6

 

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

6 077,9

6 325,3

6 966,5

7 555,2

8 312,7

 

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 555,0

4 808,9

5 502,4

6 024,5

6 616,0

 

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

3 446,4

4 705,7

5 394,4

5 904,9

6 213,1

 

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

6 252,9

6 562,4

6 794,5

7 106,2

7 473,6

 

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

5 983,6

6 267,8

6 469,7

6 722,7

7 021,7

 

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

 

Дефицит (-)/профицит (+), всего

-2 700,2

-2 822,8

-2 100,2

-2 008,0

-1 924,2

 

%% к ВВП

-6,9

-6,2

-4,2

-3,6

-3,1

 
             

Прогнозируется рост доли доходов  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем  объеме доходов бюджетной системы  Российской Федерации с 14,6% в 2010 году до 18,0% в 2013 году. Доля расходов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  в общем объеме расходов бюджетной  системы возрастет с 27,0 % в 2010 году до 29,5% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации снизится с 32,1% в 2010 году до 31,0% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в общем  объеме расходов бюджетной системы  Российской Федерации снизится с 36,9% в 2010 году до 33,3% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в консолидированном бюджете  Российской Федерации останется  стабильной (38% - в 2010 году, 38% - в 2013 году). При этом доля расходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в консолидированном бюджете  Российской Федерации несколько  снизится с 42,5% в 2010 год до 40,0% в 2013 году.

Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, в том числе о  необходимости последовательного  сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 4.2):

Таблица 4.2 Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы, млрд. рублей

 

Показатель

Отчет

2010 год

Проект

 
 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

 

2011 год

2012 год

2013 год

 

Доходы, всего

6 278,9

7 781,1

9 275,9

7 337,8

7 860,9

8 844,6

9 503,5

10 379,9

 

%% к ВВП

23,3

23,4

22,4

18,8

17,4

17,6

17,0

16,8

 

в том числе:

                 

Нефтегазовые доходы

10,9

8,7

10,6

7,6

8,3

8,1

7,9

7,5

 

Ненефтегазовые доходы

12,4

14,7

11,8

11,2

9,1

9,5

9,1

9,3

 

Доля в общем объеме доходов, %

100

100

100

100

100

100

100

100

 

в том числе:

                 

Нефтегазовые доходы

46,9

37,2

47,3

40,7

47,5

46,2

46,2

44,8

 

Ненефтегазовые доходы

53,1

62,8

52,7

59,3

52,5

53,8

53,8

55,2

 

Расходы, всего

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9 660,1

10 232,8

10 658,6

11 237,9

12 175,6

 

%% к ВВП

15,9

18,1

18,2

24,7

22,7

21,2

20,1

19,7

 

в том числе условно  утверждаемые

           

419,3

798,4

 

%% к общему  объему расходов

           

3,7

6,6

 

Дефицит/

профицит

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-2 322,3

-2 371,9

-1 814,0

-1 734,4

-1 795,7

 

%% к ВВП

7,4

5,4

4,1

-5,9

-5,3

-3,6

-3,1

-2,9

 

Ненефтегазовый  дефицит в %% к ВВП

- 3,5

- 3,3

- 6,5

- 13,6

-13,5

-11,7

-10,9

-10,4

 
                   

Информация о работе Социально-экономическое развитие России