Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 17:59, курсовая работа
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
ВВЕДЕНИЕ
1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах
2. Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Несмотря на принятые решения,
направленные на увеличение доходной
базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах
предполагается снижение доходов федерального
бюджета с 17,4% к ВВП в 2010 году до
17,0% в 2012 году, с дальнейшим снижением
в 2013 году до 16,8% к ВВП. Такая динамика
обусловлена снижением
В номинальном выражении в 2011-2013 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 12,5%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом - на 7,4%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом - на 9,2% (таблица 4.3):
Таблица 4.3 Динамика доходов федерального бюджета
Показатель |
2010 год |
проект |
|||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Доходы, всего |
7 860,9 |
8 844,6 |
9 503,5 |
10 379,9 |
|
в %% к ВВП |
17,4 |
17,6 |
17,0 |
16,8 |
|
в том числе: |
|||||
Нефтегазовые доходы |
3 737,2 |
4 090,0 |
4 390,0 |
4 653,2 |
|
Ненефтегазовые доходы |
4 123,7 |
4 754,6 |
5 113,5 |
5 726,7 |
|
Темпы прироста доходов к предыдущему году, % |
7,1 |
12,5 |
7,4 |
9,2 |
|
в том числе: |
|||||
Нефтегазовые доходы |
25,2 |
9,4 |
7,3 |
6,0 |
|
Ненефтегазовые доходы |
-5,3 |
15,3 |
7,5 |
12,0 |
|
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
в том числе: |
|||||
Нефтегазовые доходы |
47,5 |
46,2 |
46,2 |
44,8 |
|
Ненефтегазовые доходы |
52,5 |
53,8 |
53,8 |
55,2 |
|
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.
Увеличение ненефтегазовых
доходов федерального бюджета к
ВВП в 2011-2013 годах по отношению
к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым
увеличением поступлений по налогу
на добавленную стоимость и
Таблица 4.4 Структура доходов федерального бюджета, млрд. рублей
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||||
отчет |
% к ВВП |
оценка |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
||
Доходы, всего |
7 337,8 |
18,8 |
7 860,9 |
17,4 |
8 844,6 |
17,6 |
9 503,5 |
17,0 |
10 379,9 |
16,8 |
|
в том числе: |
|||||||||||
Нефтегазовые доходы |
2 984,0 |
7,6 |
3 737,2 |
8,3 |
4 090,0 |
8,1 |
4 390,0 |
7,9 |
4 653,2 |
7,5 |
|
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
40,7 |
- |
47,5 |
- |
46,2 |
- |
46,2 |
- |
44,8 |
- |
|
НДПИ |
969,2 |
2,5 |
1 335,5 |
3,0 |
1 384,7 |
2,7 |
1 501,6 |
2,7 |
1 607,5 |
2,6 |
|
Таможенные пошлины |
2 014,8 |
5,2 |
2 401,7 |
5,3 |
2 705,3 |
5,4 |
2 888,4 |
5,2 |
3 045,7 |
4,9 |
|
Ненефтегазовые доходы |
4 353,8 |
11,2 |
4 123,7 |
9,1 |
4 754,6 |
9,5 |
5 113,5 |
9,1 |
5 726,7 |
9,3 |
|
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
59,3 |
- |
52,5 |
- |
53,8 |
- |
53,8 |
- |
55,2 |
- |
|
НДС |
2 050,0 |
5,2 |
2 334,6 |
5,2 |
2 835,5 |
5,6 |
3 142,9 |
5,6 |
3 513,0 |
5,7 |
|
Налог на прибыль организаций |
195,4 |
0,5 |
227,7 |
0,5 |
253,3 |
0,5 |
270,2 |
0,5 |
294,3 |
0,5 |
|
ЕСН |
509,8 |
1,3 |
32,1 |
0,1 |
|||||||
Акцизы |
101,5 |
0,3 |
136,6 |
0,3 |
258,4 |
0,5 |
308,2 |
0,6 |
417,6 |
0,7 |
|
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
12,3 |
0,0 |
14,4 |
0,0 |
15,9 |
0,0 |
20,6 |
0,0 |
27,0 |
0,0 |
|
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
494,6 |
1,3 |
568,8 |
1,3 |
685,6 |
1,4 |
743,9 |
1,3 |
825,4 |
1,3 |
|
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП (таблица 4.5):
Таблица 4.5 Расчет предельного объема расходов федерального бюджета, млрд. рублей
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году |
|||
Доходы, всего |
7 860,9 |
8 844,6 |
983,7 |
9 503,5 |
658,9 |
10 379,9 |
876,4 |
|
%% к ВВП |
17,4 |
17,6 |
17,0 |
16,8 |
||||
Источники покрытия дефицита |
2 371,9 |
1 814,0 |
- 557,9 |
1 734,4 |
- 79,6 |
1 795,7 |
61,3 |
|
%% к ВВП |
5,3 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
||||
Расходы(предельный объем) |
10 232,8 |
10 658,6 |
425,7 |
11 237,9 |
579,4 |
12 175,6 |
937,7 |
|
%% к ВВП |
22,7 |
21,2 |
20,1 |
19,7 |
||||
в том числе условно утверждаемые |
419,3 |
798,4 |
||||||
%% к общему объему расходов |
3,7 |
6,6 |
||||||
Прогнозируемые объемы доходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицита федерального бюджета формируют предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до 19,7% к ВВП в 2013 году.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 4,2%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 5,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процента. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 4.6).
Таблица 4.6 Динамика расходов федерального бюджета
Показатель |
2010 год |
Прогноз |
|||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей |
572,7 |
425,8 |
579,3 |
937,7 |
|
% (в номинальном выражении) |
5,9 |
4,2 |
5,4 |
8,3 |
|
% (в реальном выражении) |
-1,9 |
-2,2 |
-0,5 |
2,7 |
|
Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах - за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований (таблица 4.7):
Таблица 4.7 Источники покрытия дефицита федерального бюджета, млрд. рублей
Показатель |
2010 год |
Прогноз |
|||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего |
2 371,9 |
1 814,0 |
1 734,4 |
1 795,7 |
|
%% к ВВП |
5,3 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
|
в том числе: |
|||||
за счет средств Резервного фонда |
1 419,3 |
284,4 |
0,0 |
0,0 |
|
за счет Фонда национального благосостояния |
2,5 |
5,0 |
7,5 |
10,0 |
|
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета |
950,1 |
1 524,6 |
1 726,9 |
1 785,7 |
|
%% к ВВП |
2,1 |
3,0 |
3,1 |
2,9 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными инструментами проведения
государственной бюджетной
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
На основе категории бюджетного
потенциала следует оценивать возможности
реализации функций государства, включая
функции государственного регулирования
экономики. Рост и падение бюджетного
потенциала сказывается на инвестиционной,
социальной, оборонной, регулирующей функциях
бюджета и всего государства.
Как правило, в условиях экономического
и финансового кризиса, происходит
существенное уменьшение бюджетного потенциала
и наличие большого разрыва между
возможным потенциалом и
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. http://www.minfin.ru/ - Министерство финансов Российской Федерации
2. http://ru.wikipedia.org - Википедиа - свободная энциклопедия
3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 01 октября 2009 года
4. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"