Социально-экономическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах
2. Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 41.90 Кб (Скачать файл)

Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах  предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,4% к ВВП в 2010 году до 17,0% в 2012 году, с дальнейшим снижением  в 2013 году до 16,8% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 7,5% к ВВП  в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы остаются на уровне 9,1-9,3% к ВВП.

В номинальном выражении  в 2011-2013 годах прогнозируется рост поступлений  в федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 12,5%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом - на 7,4%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом - на 9,2% (таблица 4.3):

Таблица 4.3 Динамика доходов федерального бюджета

 

Показатель

2010 год

проект

 
   

2011 год

2012 год

2013 год

 

Доходы, всего

7 860,9

8 844,6

9 503,5

10 379,9

 

в %% к ВВП

17,4

17,6

17,0

16,8

 

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

3 737,2

4 090,0

4 390,0

4 653,2

 

Ненефтегазовые доходы

4 123,7

4 754,6

5 113,5

5 726,7

 

Темпы прироста доходов  к предыдущему году, %

7,1

12,5

7,4

9,2

 

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

25,2

9,4

7,3

6,0

 

Ненефтегазовые доходы

-5,3

15,3

7,5

12,0

 

Доля в общем  объеме доходов, %

100,0

100,0

100,0

100,0

 

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

47,5

46,2

46,2

44,8

 

Ненефтегазовые доходы

52,5

53,8

53,8

55,2

 
           

Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов  в процентах к ВВП в 2011-2013 годах  по отношению к 2010 году обусловлено  более низкими темпами роста  цены на нефть марки «Юралс», курса  доллара США по отношению к  рублю и налогооблагаемых объемов  экспорта нефтепродуктов по сравнению  с темпами роста ВВП.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к  ВВП в 2011-2013 годах по отношению  к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам (таблица 4.4).

Таблица 4.4 Структура доходов  федерального бюджета, млрд. рублей

 

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

 
 

отчет

% к ВВП

оценка

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

 

Доходы, всего

7 337,8

18,8

7 860,9

17,4

8 844,6

17,6

9 503,5

17,0

10 379,9

16,8

 

в том числе:

                     

Нефтегазовые  доходы

2 984,0

7,6

3 737,2

8,3

4 090,0

8,1

4 390,0

7,9

4 653,2

7,5

 

Доля нефтегазовых доходов  в общем объеме доходов, %

40,7

-

47,5

-

46,2

-

46,2

-

44,8

-

 

НДПИ

969,2

2,5

1 335,5

3,0

1 384,7

2,7

1 501,6

2,7

1 607,5

2,6

 

Таможенные пошлины

2 014,8

5,2

2 401,7

5,3

2 705,3

5,4

2 888,4

5,2

3 045,7

4,9

 

Ненефтегазовые  доходы

4 353,8

11,2

4 123,7

9,1

4 754,6

9,5

5 113,5

9,1

5 726,7

9,3

 

Доля ненефтегазовых доходов  в общем объеме доходов, %

59,3

-

52,5

-

53,8

-

53,8

-

55,2

-

 

НДС

2 050,0

5,2

2 334,6

5,2

2 835,5

5,6

3 142,9

5,6

3 513,0

5,7

 

Налог на прибыль организаций

195,4

0,5

227,7

0,5

253,3

0,5

270,2

0,5

294,3

0,5

 

ЕСН

509,8

1,3

32,1

0,1

             

Акцизы

101,5

0,3

136,6

0,3

258,4

0,5

308,2

0,6

417,6

0,7

 

НДПИ

(без нефтегазовых доходов)

12,3

0,0

14,4

0,0

15,9

0,0

20,6

0,0

27,0

0,0

 

Таможенные пошлины

(без нефтегазовых доходов)

494,6

1,3

568,8

1,3

685,6

1,4

743,9

1,3

825,4

1,3

 
                       

Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов определен  исходя из прогноза поступлений доходов  в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП (таблица 4.5):

 

Таблица 4.5 Расчет предельного  объема расходов федерального бюджета, млрд. рублей

 

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

 
   

прогноз

прирост к предыдущему  году

прогноз

прирост к предыдущему  году

прогноз

прирост к предыдущему  году

 

Доходы, всего

7 860,9

8 844,6

983,7

9 503,5

658,9

10 379,9

876,4

 

%% к ВВП

17,4

17,6

 

17,0

 

16,8

   

Источники покрытия дефицита

2 371,9

1 814,0

- 557,9

1 734,4

- 79,6

1 795,7

61,3

 

%% к ВВП

5,3

3,6

 

3,1

 

2,9

   

Расходы(предельный объем)

10 232,8

10 658,6

425,7

11 237,9

579,4

12 175,6

937,7

 

%% к ВВП

22,7

21,2

 

20,1

 

19,7

   

в том числе  условно утверждаемые

     

419,3

 

798,4

   

%% к общему  объему расходов

     

3,7

 

6,6

   
                 

Прогнозируемые объемы доходов  федерального бюджета и целевые  ограничения по размеру дефицита федерального бюджета формируют  предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП  в 2010 году до 19,7% к ВВП в 2013 году.

В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению  с 2010 годом на 4,2%, в 2012 году по сравнению  с 2011 годом на 5,4% и в 2013 по сравнению  с 2012 годом на 8,3 процента. Однако в  реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 4.6).

 

Таблица 4.6 Динамика расходов федерального бюджета

 

Показатель

2010 год

Прогноз

 
   

2011 год

2012 год

2013 год

 

Изменения к предыдущему  году,

млрд. рублей

572,7

425,8

579,3

937,7

 

% (в номинальном  выражении)

5,9

4,2

5,4

8,3

 

% (в реальном  выражении)

-1,9

-2,2

-0,5

2,7

 
           

Дефицит федерального бюджета  в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах - за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований (таблица 4.7):

Таблица 4.7 Источники покрытия дефицита федерального бюджета, млрд. рублей

 

Показатель

2010 год

Прогноз

 
   

2011 год

2012 год

2013 год

 

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

2 371,9

1 814,0

1 734,4

1 795,7

 

%% к ВВП

5,3

3,6

3,1

2,9

 

в том числе:

         

за счет средств Резервного фонда

1 419,3

284,4

0,0

0,0

 

за счет Фонда национального благосостояния

2,5

5,0

7,5

10,0

 

иные источники финансирования дефицита федерального бюджета

950,1

1 524,6

1 726,9

1 785,7

 

%% к ВВП

2,1

3,0

3,1

2,9

 
           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные  расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Эффективность функционирования бюджетной  политики в существенной степени  зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности  реализации функций государства, включая  функции государственного регулирования  экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между  возможным потенциалом и фактическим  бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.

Бюджетная политика государства как  часть фискальной политики ориентируется  в основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. http://www.minfin.ru/ - Министерство финансов Российской Федерации

2. http://ru.wikipedia.org - Википедиа - свободная энциклопедия

3. Бюджетный Кодекс Российской  Федерации от 01 октября 2009 года

4. Федеральный закон Российской  Федерации от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"


Информация о работе Социально-экономическое развитие России